«Дом жилой владельцев писчебумажной фабрики, в котором, в 1848-1855 гг. жил Н.П. Огарев, владевший в те годы фабрикой», отнесен к объектам культурного наследия федерального (общесоюзного) значения Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327, расположен в с. Проломиха Инзенского района Ульяновской области.
Дом построен в конце XVIII в. в качестве жилого дома владельцами Тальской писчебумажной фабрики, построенной в 1728 г. Основал фабрику нижегородский купец Еремей Масленников. 18 ноября 1746 г. фабрика перешла по купчей купцу Михаилу Ивановичу Воронцову. Дом расположен на высоком левом берегу р. Талы, главным фасадом обращен на северо-запад. Дом кирпичный, оштукатуренный, двухэтажный с мезнином. Общая площадь – 517 кв.м.
В 1792 г. М.И. Воронцов продал фабрику и поместье своему родственнику и купцу Ефрему Ивановичу Пчелину. В 1799 г., 1800, 1802 гг. в селе проходили волнения крестьян, работающих на фабрике. В 20 гг. XIX столетия после смерти Е.И. Пчелина фабрика и поместье по наследству перешли к купцам II гильдии Александру и Семену Пчелиным.
В 1848 г. фабрика и поместье проданы Огареву Н.П. и инсарскому II гильдии купцу Маршеву Ивану Ивановичу (его сводному брату по отцу). С 1848 по 1850 гг. делами фабрики занимался Маршев И.И. Весной 1850 г. после освобождения из- под ареста Огарев Н.П. с женой Тучковой Н.А. прибыл на Тальскую фабрику и выкупил вторую половину предприятия у Маршева И.И. Огарев осуществил модернизацию оборудования фабрики, сократил рабочий день. В Проломиха он разработал проект народной политехнической школы, разрабатывал социально-экономическую программу крестьянской революции в духе «русского социализма».
Именно в Проломихе он написал стихотворение «Сплин», посвященное Наталье Алексеевне Тучковой, «Барышня». В 1852 г. написал стихотворение «Мертвому другу», посвященное Наталье Александровне Герцен. В 1854 г. написал поэму «Зимний путь». Эту поэму Тургенев И.С. в письме Анненкову П.В. называет «задушевной и задумчивой прелестью». Ею восхищались Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, В.А. Соллогуб. Пишет еще ряд стихотворений: «Ты сетуешь после долгих лет», «Первая любовь», «Портреты», «Опять знакомый дом, опять знакомый сад».
В 1853 г. Огарев Н.П. не смог выплатить долг Ульяновой М.А. В ночь на 15 июня 1855 г. фабрику снова подожгли, и она сгорела. Огарев Н.П. практически разорен, вскоре он уезжает из поместья и эмигрирует за границу. В 1860 г. поместье покупает купец Криваксин Я.П. В 1861 г. усилиями инженера Алексея Алексеевича Данилова фабрика вновь запущена. В 1870 г. за долги Криваксина, М.А.Ульяновой и статскому советнику И.А. Сокольскому имение было описано и назначено в публичную продажу. В 1877 г. фабрика сгорела и прекратила свое действие. После Октябрьской революции в бывшем господском доме усадьбы размещался до начала 70-х годов детский дом. До начала 80-х годов в здании располагался профилакторий завода «Искра» и общежитие в период уборки урожая. С 1990 г. дом не используется.
В настоящее время здание находится в руинированном состоянии.
Напомню, в 2016 г. по иску Управления суд обязал территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области включить в собственность Российской Федерации объект культурного наследия федерального значения «Дом, в котором с 1850 по 1855 гг. жил революционер-демократ Огарев Николай Платонович».
В настоящее время территориальное управление Федерального агентства внесло в реестр федерального имущества данный объект. Включив данный объект в собственность Российской Федерации, появляется реальная возможность включить данный объект в Федеральную целевую программу «Культура России», тем самым получить средства для проведения ремонтно-реставрационные работ.
николай полотнянко
Опять, мой друг, развалины былого
Я повстречал…
– Усадьба Огарёва?..
Мужик махнул вдоль улицы рукой.
Я грязь месил осеннюю…
Бог мой!
Зияя пустотой провалов окон,
Стояли стен обломки…
Здесь он жил,
Предтеча революций,
Здесь любил,
Писал стихи, мечтая о высоком.
От податей крестьян освободил,
Устроил фабрику…
В Симбирске и столицах,
Как Герцен, стал он притчей во языцех.
И жаждал оказаться за границей
Своей отчизны на чужом пиру.
Из-за бугра народ звал к топору,
Который не держал в руках ни разу.
И “Колокол” – новейшую заразу –
Привил на неокрепшие умы.
Доказывал, что Русь есть царство тьмы
И скопище рабов…
Всё выдержит бумага!
И кончил жизнь в семейных передрягах…
По мне бы, лучше б жизнь он прожил тихо.
В симбирской глухомани, в Проломихе,
Плодил детей и набивал мошну.
Всё лучше, чем облаивать страну
Из лондонской осклизлой подворотни.
Но что о нём мы б ведали сегодня?..