Где проходит тонкая грань между обычным бизнесом и социальным? Как отличить социальных предпринимателей от некоммерческих организаций? На эти вопросы попытались дать ответ участники интересного «круглого стола», посвященного социальным инновациям в Ульяновской области. Встреча прошла в рамках первой региональной Недели социальных инициатив.

Нет такого понятия
– В законодательстве – ни на федеральном, ни на областном уровнях – понятие «социальный предприниматель» не отражено. Это означает, что отсутствуют четкие критерии, кого считать таковым, а кого нет. Например, недавно премию «Импульс добра» получил калининградский бизнесмен за то, что он собирал в своем городе макулатуру и передавал ее на переработку. Награду он получил именно как соцпредприниматель. Соответственно, у организаторов премии есть какие-то критерии, которые они придумали, чтобы отличать обычный бизнес от социально ориентированного, – комментирует модератор «круглого стола», директор Центра инноваций социальной сферы Елена Гусева.

По ее мнению, подобное понятие должно быть прописано в законодательстве, поскольку это в будущем позволит предоставлять соцбизнесу определенные льготы и преференции.

– Для социального предпринимательства характерна низкая маржинальность, то есть бизнесмены, которые берут на себя социальные обязательства, не получают большую прибыль. Именно поэтому им нужны помощь и преференции со стороны государства, – считает модератор.

Ульяновский соцбизнес
В «круглом столе» участвовали те ульяновские предприниматели, чья деятельность может быть названа социальнозначимой.

– В январе 2017 года мы запустили в Ульяновске новый обучающий проект «Клуб программирования для школьников». Мы создали его на базе уже существующего бизнеса – франчайзинговой компании, занимающейся программным обеспечением 1С. В какой-то момент мы поняли, что специалистов в городе этого направления не хватает, и начали активно приглашать студентов на практику. Затем решили пойти дальше и заняться профориентацией детей старшего школьного возраста. Так появился наш клуб. Дети обучаются по трем направлениям: программирование на Java, web-разработка и системное администрирование, – рассказывает руководитель центра сертифицированного образования «Софт-центр» Светлана Карпова.
Посещение клуба программирования платное – 400 рублей за занятие. В то же время понятно, что много прибыли такой бизнес не принесет.

Похожая ситуация, к примеру, у бизнесвумен Диляры Сабаевой – создателя детского развивающего клуба «Продленка».

– Часто мы заканчиваем месяц «в ноль». Но мне нравится быть педагогом, и я не хочу это бросать, – говорит Сабаева.

Конечно, низкая прибыль – не единственный критерий социального предпринимательства. По мнению большинства участников, данный вид бизнеса должен быть, прежде всего, направлен на решение некой общественной «боли», ориентирован на социально незащищенные слои населения.

С протянутой рукой?
Противоположной точки зрения на проблему придерживается Вагиз Зелимов -создатель ульяновской сети велопроката «Прокат-Мокат».
– Если мы закрепим понятие соцпредпринимательства на уровне законодательства, то сами себе создадим дополнительные ограничения. Лучше организовать что-то наподобие ассоциации соцпредпринимателей, члены которой и будут решать, кого относить к соцбизнесу, а кого – нет, – поясняет свою позицию Вагиз.

По его словам, объединение усилий соцпредпринимателей позволит им зарабатывать, создаст реальную силу, с которой государство будет считаться.

– На первом месте в словосочетании «социальный предприниматель» должно быть именно слово «предприниматель». Мы не должны вечно стоять с протянутой рукой и жаловаться на маленькую прибыль. Бизнесмен, который умеет решать общественные проблемы, и должен считаться соцпредпринимателем, получать льготы и бюджетные преференции – как некоммерческие организации.

С таким подходом не согласна руководитель «Софт-центра» Светлана Карпова.

– Должна быть четкая сетка критериев, чтобы отличать бизнес, который занимается благотворительностью, от социального предпринимательства и НКО. К примеру, некоммерческие организации – это те, которые получают деньги из одного источника, – от государства, а предоставляет услуги другому субъекту – населению. Кстати, далеко не всегда такой подход приводит к хорошим результатам. Я могу привести пример из своей работы: НКО оплачивает обучение 20 человек – молодых мам. Поскольку обучение для них бесплатное, приходят только 10. А заканчивают обучение лишь пятеро. Если бы обучающиеся платили собственные деньги, они бы по-другому относились к посещению занятий, – замечает выступающая.

Любопытно, что в европейских странах соцпредпринимательство понимается достаточно свободно.

– Например, в Германии пчеловод может просто производить мед без всяких добавок, и это уже считается экологическим производством, а значит – социально ориентированным бизнесом, – уверяет замруководителя ульяновского Молодежного инициативного центра Павел Андреев.

В завершение модератор Елена Гусева пообещала обобщить высказанные идеи и, возможно, подготовить резолюцию «круглого стола», чтобы передать ее областным законотворцам.