ФЕРМЕРЫ ЦИЛЬНИНСКОГО РАЙОНА ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ ХАНЯФИ РАМАЗАНОВА.
Нельзя выносить сор из избы. Но как быть, если терпеть и молчать уже невозможно? Неужели выражение «Прав не тот, кто прав, а тот, у кого больше прав» — верное? Тут вспоминается, как в фильме «Брат 2» герой Сергея Бодрова говорит: «Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней».
Большой скандал произошел в Цильнинском районе Ульяновской области. Устав терпеть поборы, клевету и унижение, более 40 крупнейших фермеров выступили против главы района Ханяфи Рамазанова, который у власти уже больше 25 лет.
Они утверждают, что близкие к руководству района бизнесмены выставляют завышенные расценки на кадастровые работы по оформлению земельных участков. Кроме того, якобы крестьянам регулярно приходится в принудительном порядке выделять для администрации и самого Рамазанова крупные суммы денег. Так, фермеры говорят, что оплатили ремонт в кабинете главы района, скинулись ему на день рождения, а затем заплатили за его дорогостоящее лечение в Германии. Отказаться от «посильной помощи» якобы не получается. Сбором «дани», по словам фермера, занимается Елена Хайретдинова — первый заместитель главы администрации. В ответ крестьяне, которые дни и ночи работают в полях, чтобы получить хороший урожай, заплатить работникам и прокормить свои семьи, получают лишь оскорбления, клевету и угрозы.
— Около полутора лет назад в районе появилась некая Лариса Плеса из Самары, директор Поволжского агентства землеустройства. Со многими главами КФХ она заключала и заключает договоры якобы на межевание границ участков. За постановку участков на кадастровый учет берут огромные деньги, в десятки раз завышая реальные цены. Выставляет счета за не понятные никому работы по установлению границ поселений, сел, хозяйств. Тем, кто отказывается платить, глава района угрожает, что отберет всю землю и продаст другим, — рассказали аграрии Цильнинского района.
Фермеры считают, что в общей сложности Плеса вместе с Рамазановым присвоили уже около 15 миллионов рублей.
Крестьяне устали молчать и терпеть самоуправство. Ведь фермеры честно работают на своих землях, платят налоги, никогда не отказывают в помощи, пытаются благоустроить села. К примеру, они содействуют ремонту школ, больниц. Строят дома для молодежи. Ветеранам, пожилым и просто малоимущим помогают как деньгами, так и продуктами.
— В ответ глава района нас публично оскорбляет, вводит в заблуждение пайщиков, называя нас всех жуликами и ворами. Обидные статьи публикуют в местной газете. Кроме того, Ханяфи Валиевич пытается нас рассорить между собой, запугивает, вносит смуту. А ведь у нас разгар работ! Нам не до конфликтов. Но терпеть больше нет мочи! — говорят крестьяне.
Аграрии хотели бы развиваться, расширяться, увеличивать урожайность. А значит — платить еще больше налогов, которые пошли бы на ремонт дорог, школ, больниц, детских садов. Фермеры бы с удовольствием возродили в районе животноводство. Но из-за постоянных ссор и конфликтов у них опускаются руки. Люди доведены до отчаяния.
— Большинство из нас начинали работу в сложные 90-е. Тогда не хватало рабочих рук, техники, денег. Мы переживали сложные времена, было всякое. А глава района не только ни разу не предложил помощи, но еще и всячески вставлял палки в колеса. Хотя нам от администрации ничего не нужно. Только бы не мешали работать. Сельское хозяйство — это наша жизнь. Здесь наши дети, внуки, — подчеркивают крестьяне.
А ведь помимо скандалов в районе есть чем заняться. К примеру, на стареньком автовокзале в Большом Нагаткине нет туалетов. Вернее, они есть — уличные, но от вони и грязи к ним даже страшно приближаться. Двухэтажные, добротные клубы разобраны на стройматериалы. Сгоревшее здание детской поликлиники никто не восстанавливает.
УСТАЛИ ТЕРПЕТЬ
Корреспонденту газеты «Дыхание Земли» удалось пообщаться с несколькими фермерами, которые являются передовиками в районе.
— Начинал я в 1992 году с 18 гектаров земли. На сегодняшний день у меня 5000 гектаров. Основные культуры, которые я выращиваю, — зерновые и свекла (не менее 1200 гектаров). В прошлом году мы сдали на сахарный завод 58 тысяч свеклы. Зерновых — 12 530 тонн, — рассказал аграрий Евгений Сяпуков. — Выкупили разоренный свиноводческий комплекс. Отремонтировали, установили зернообрабатывающее оборудование. За последние два года приобрели на свои деньги два свекольных комбайна, которые стоят по 22 миллиона каждый. Взяли четыре зерновых агрегата. Работаем всей семьей — жена, сын, дочь. Все любят сельское хозяйство и хотят работать на земле. Еще мы мечтаем заняться животноводством. Но, увы, стабильности в районе нет.
Земля у фермера в основном арендована у пайщиков. С ними он порядочно рассчитывается согласно договорам. Никогда никаких претензий ни у кого не возникало. Однако не так давно у крестьянина произошел конфликт с главой района из-за небольшого участка земли, который относился к невостребованным.
— Пайщиков там нет: то ли они разъехались, то ли умерли. Я спросил разрешения у Ханяфи Валиевича и стал его обрабатывать. Исправно платил аренду администрации, перечислял налоги. А теперь Рамазанов утверждает, что нужно еще раз за него заплатить, иначе он отнимет у меня эту землю. Хотя все договоры, чеки у меня есть, — подчеркнул Евгений Федорович.
С Плесой у фермера отношения сложные из-за ее завышенных расценок. Как-то за межевание участка он заплатил ей 560 тысяч рублей. Но, как оказалось, этого мало. А затем и вовсе про эту оплату забыли.
Из сложившейся ситуации Евгений Федорович видит только один выход — уход Рамазанова с должности, так как ему уже вряд ли удастся восстановить репутацию и отношения с фермерами.
Поссорился глава района и с одним из успешных фермеров Николаем Ивандеевым.
— Начинал я в 1992 году в чистом поле. Сейчас у меня 2500 гектаров земли. Хотя возможности на 5000. Но участки получить практически невозможно. Все мои земли оформлены. Был один спорный участок, но Ханяфи Валиевич попросил повременить с его межеванием. Я согласился, собирал необходимые документы, чтобы было все по закону, ждал. А в итоге этот участок обработал другой фермер. Как выяснилось, Рамазанов попросил его заплатить ему, тот согласился. Хотя эта схема весьма сомнительна, — говорит Николай Григорьевич. — Еще один случай. Был участок, заросший бурьяном. Я не хотел его брать, но Рамазанов попросил. Я согласился, вложил много денег, привел землю в порядок, стал там сеять. А теперь Ханяфи Валиевич хочет его забрать обратно. Он собрал собрание, оклеветал меня перед пайщиками, унизил и пытался запугать.
И подобные проблемы у большинства крестьян Цильнинского района. Фермеры обратились за помощью к губернатору Сергею Морозову, министру сельского хозяйства Михаилу Семенкину, написали в Ассоциацию крестьян, в ЗСО Ульяновской области. Но стоит отметить, что должность у главы Цильнинского района — выборная. И до истечения его полномочий лишиться ее он может только по решению суда. Поэтому крестьяне написали в прокуратуру и Следственный комитет, опубликовали открытое письмо. Аграрии пытались мирно поговорить с Рамазановым, но, увы, по их словам, Ханяфи Валиевич мириться и урегулировать ситуацию не хочет. Вместо этого он обрушился с еще большими обвинениями и оскорблениями.
— О каком примирении теперь можно говорить? Мы не хотели конфликта, но зачем нам мешают работать? Если вопрос не решится, мы обратимся за помощью в Москву. Перекроем дорогу. Ведь наше дело правое. Работать в такой обстановке уже не хотим, — подчеркнул Николай Григорьевич. — Ни в одном районе такого нет. Ни один глава не вмешивается в паевые земли. А у нас здесь почти военное положение. И мы будем идти до конца!
ПРОСЯТ ПОМОЩИ
Фермеры попросили разобраться в сложившейся ситуации по справедливости. Проблемой заинтересовался бывший замгубернатора и экс-министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин.
— Цильнинский район — один из самых привлекательных в Ульяновской области для ведения сельского хозяйства. Плодородный чернозем, близость к транспортным путям, наличие перерабатывающей инфраструктуры. Благодаря всем этим факторам местные фермеры являются, как правило, успешными земледельцами. Производят зерно, овощи, сахарную свеклу, получая неплохие урожаи и вкладывая огромные деньги в дорогостоящую технику, используя кредиты банков. Например, 40 млн рублей стоит свеклоуборочный комбайн. Но, к сожалению, среди чиновников находятся те, кто считает карман фермеров своим и без зазрения совести запускает в него руки. У меня есть все основания полагать (я подчеркиваю, полагать, а не утверждать, потому что утверждать это должны следствие, прокуратура и суд), что в Цильнинском районе пышным цветом цветет коррупция.
Районная власть потеряла чувство реальности, используя для личного обогащения свои властные полномочия, — написал Александр Викторович в своем «Фейсбуке».
Далее он приводит факты, полученные от цильнинских фермеров.
— Бывшие колхозные паи, которые фермеры сегодня обрабатывают, арендуя и выкупая у населения, должны быть оформлены по закону. Не вдаваясь в юридические тонкости, поясню, что межевание и оформление должна проводить коммерческая структура, которую выберет сам фермер. По словам фермеров, с которыми я общался, глава района вынуждает их оформлять землю через афилирован-ную ему коммерческую структуру, которая выставляет за свои услуги цены в десятки раз выше рыночных. Один из фермеров таким образом заплатил 4,5 миллиона вместо 300 тысяч. Отказаться нельзя, иначе последуют репрессии, — говорится в сообщении Александра Викторовича. — Крестьяне — терпеливый народ. Но любому терпению рано или поздно приходит конец. Они устали терпеть откровенный рэкет и обратились за помощью ко мне, по старой памяти. Каждого из них знаю лично и не один год, ребята создали сами свои хозяйства нелегким трудом. Не помочь им я не могу. Надеюсь, что изложенная мной информация заинтересует прокуратуру и Следственный комитет, а также средства массовой информации, что она будет тщательно проверена. Если факты коррупции подтвердятся, виновные должны понести наказание по всей строгости закона.