В качестве самостоятельного предмета преступления предусмотренного статьей 243 1 УК РФ законодатель в диспозиции выделил выявленные объекты культурного наследия. Указанный предмет, правовой статус которого установлен Федеральным законом №73-ФЗ, требует отдельного рассмотрения. Выявленными считаются объекты материального мира ранее не находившиеся под охраной государства, содержащие признаки объектов культурного наследия народов России.

Основанием для признания выявленного объекта объектом культурного наследия является его историческая и культурологическая ценность. «Ценность» – аксиологическое понятие раздела философии, характеризующее предпочтение личностью, обществом определенного образа или состояния. Ценность вещей (объектов) основана на их связи с человеком – способностью удовлетворять его потребности, развивать его сущность. Для выявленных объектов культурного наследия ценность заключается в их способности вызывать общественную рефлексию в связи с событиями прошлых эпох, либо в том, что они являются неповторимыми образцами достижений материальной деятельности человека, ранее не состоявшие на государственном учете, историческую и культурную ценность которых следует подтвердить проведением экспертного исследования[1].

Выявленные объекты культурного наследия народов РФ до принятия соответствующего решения об их включении в реестр или отказе в этом подлежат обязательной государственной охране. Такое решение принимается органом государственной охраны памятников истории и культуры в срок не более одного года со дня поступления соответствующих материалов в орган охраны объектов культурного наследия народов РФ, что закреплено в ч.8 ст.18 Федерального закона №73-ФЗ. Если подобное решение не принято в срок один год, то объект культурного наследия теряет статус выявленного объекта культурного наследия, что, в свою очередь, свидетельствует об их уязвимости со стороны преступных посягательств.

В ряде субъектов Российской Федерации остро стоит проблема со своевременностью проведения историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия. Так, по сведениям Комитета по государственному контролю, использования и охраны памятников истории и культуры мэрии г. Санкт-Петербурга (КГКИОП) в городе около трех тысяч выявленных объектов по которым не сформированы соответствующие учетно-регистрационные документы. Всего в г. Санкт-Петербурге их 9,2 тысяч – из них 3,8 тысяч выявленных объектов федерального, а 2,5 тысячи регионального значения. В 2016 году в КГКИОП поступило 1728 комплектов документов для регистрации вновь выявленных объектов культурного наследия[2]. Большая их часть была включена в соответствующий городской перечень в середине 90-х годов ХХ в. и в настоящее время фактически лишена правовой охраны со стороны государственных органов. По мнению руководителей КГКИОП мэрии г. Санкт-Петербурга для принятия окончательного решения по всем выявленным объектам необходимо не менее 20 лет. Без сомнения за указанное время произойдет разрушение и полная утрата большинства памятников, которые не получают должной государственной защиты и финансирования. Более того сведения о выявленном объекте изложенные в учетно-регистрационных карточках в большинстве своем не соответствуют требованиям подпункта 7 пункта 2 ст.18 Федерального закона №73-ФЗ. Они  не информативны и не содержат сведения о пространственных границах выявленного объекта, текстового и графического описания, точных топографических координат территории неразрывно связанной с объектом охраны. Кроме того, выявленные объекты (за исключением объектов археологического наследия, некрополей, памятников, ансамблей в границах достопримечательного места) поставленные на государственный учет до вступления в силу изменений в Федеральный закон №73-ФЗ, внесенных Федеральным законом №95-ФЗ от 05.04.2016 не содержат сведения о границах защитных зон. Обозначенные в законе территории неразрывно связаны с объектом охраны и их использование ограничено требованиями, установленными ст.34.1 Федерального закона №73-ФЗ, нарушение которых образует признаки состава преступления, предусмотренного ст.2431 УК РФ. Однако обозначенные территории в большинстве случаев в исторической части городов принадлежат иным собственникам или являются сервитутами. Это затрудняет процесс проведения историко-культурной экспертизы выявленного объекта и последующее его включение в реестр. Изложенное свидетельствует о необходимости проведение ревизии предметов уголовно-правовой охраны в регионах Российской Федерации, в результате которой следует принять решения о незамедлительном проведении историко-культурной экспертизы выявленного объекта, повторного включения объекта в перечень выявленных, либо исключения объекта из перечня выявленных. При исключении выявленного объекта из соответствующего перечня следует решить главный вопрос – является ли он частью исторической среды городской застройки. Вопросу государственно-правовой охраны исторических средовых объектов в последнее время уделяется повышенное внимание со стороны государственных органов охраны объектов культурного наследия РФ, общественных организаций.

Определенный путь решения возникшей проблемы предложило Законодательное собрание г. Санкт-Петербурга. В изданном 24.12.2008 г. Законе №820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга», был определен правовой статус памятников истории и культуры, по определенным причинам не признанным объектами культурного наследия (высокие региональные, местные стандарты признания объектом культурного наследия, отсутствия культурной ценности и др.). Им было дано терминологическое обозначение «исторические здания». В соответствии со ст.2 приложения 2 Закона Санкт-Петербурга от 24 декабря 2008 г. №820-7 «историческими зданиями» признаются здания и сооружения, не находящиеся под государственной охраной как объекты культурного наследия, относящиеся к различным историческим периодам: в зонах охраны исторически сложившихся центральных районов – построенные до 1917 года (здесь и далее год постройки включительно); в зонах охраны расположенных за границами зон охраны исторически сложившихся центральных районов – построенные до 1957 года; деревянные 1-2-этажные здания – построенные до 1917 года[3].

Закон №820-7 запрещает снос исторических зданий, за исключением разборки демонтажа находящихся в аварийном состоянии конструкций. Признание конструкции здания аварийной, осуществляется на основании проведенного экспертного исследования. При этом Закон №820-7 не обязывает собственника исторического здания проводить экспертизу в определенном специализированном учреждении, она в числе прочих документов представляется в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры мэрии города Санкт-Петербурга (КГКИОП). При этом сотрудники КГКИОП не проводят проверку достоверности и полноты проведенного исследования технического состояния конструкции здания. Упущения в законе «на руку» собственникам исторического здания желающим снести его. Историческая «реплика», построенного на месте снесенного здания, чаще всего не способствует сохранению индивидуальности исторически сложившихся районов города. Так, представителями общественной организации «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры»  был предотвращен снос дома №11 по Владимирскому проспекту г. Санкт-Петербурга, где долгое время проживал Ф.М. Достоевский «Дом Достоевского»[4]. По нашему мнению опыт законодательной деятельности г. Санкт-Петербурга должен быть учтен на федеральном уровне. Историческое здание, является создающим историческую и культурную ценность средовым объектом. Его охрана должна осуществляется Государством путем внесения изменений в Федеральный закон №73-ФЗ и наделения его правовым статусом схожим с объектами культурного наследия, выявленными объектами. Кроме того, историческое здание, являющееся средовым объектом, культурно и эстетически неразрывно связанное с районом исторической городской застройки (иного поселения) должно быть взято под уголовно-правовую охрану и стать предметом преступлений, предусмотренных статьями 243, 2431 УК РФ.

 

Еще очень важный момент, который м.б. умалчивается и обходится.

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 07.03.2017) “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта…..
2. Охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности – территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Ст.3.1.

1. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
2. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также – земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

Возможно нарушены зоны охраны объектов культурного наследия (ОКН) таковыми признаны Дом М.Н. Ухтомского 1907-1908 гг. ул. Л. Толстого 61; Дом Петрова с трактиром 1878 г. Л.Толстого 63; Бывший дом Языкова А.П. пер.пол XIX в. Л.Толстого 67. Все они памятники регионального значения http://ulmincult.ru/assets/files/komitet/Spisok-obektov-kulturnogo-naslediya-goroda-Ulyanovska.pdf

Передовой опыт Санкт-Петербурга, восполняющий законодательные упущения. На уровне местного законодательства ввели понятие – исторические средовые объекты. Сами эти объекты не являются объектами культурного наследия, но ценны как объекты формирующие единый ансамбль, городскую среду. Под эту категории подходит снесенный дом Л.Толстого 65. В Санкт-Петербурге закон об охране культурного наследия реально работает.

[1] Лавров В.В. Прокурорский надзор за исполнением законов об охране объектов культурного наследия. Дис канд юр наук. 2015,  С.25.

[2]https://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/vyyavlennye/ (дата обращения 05.04.2017)

[3] https://gov.spb.ru/law?d&nd=891801807&nh=1 (дата обращения 05.04.2017)

[4] https://gov.spb.ru/press/government/80283/ (дата обращения 04.04.2017)