3 июня (22 мая по старому стилю) – день памяти Николая Михайловича Карамзина. О чем следовало бы вспомнить в связи с этой датой? Ответ кажется очевидным, само слово «память» наводит на мысль о местах, связанных с именем писателя и историографа, на его родине. Так и мыслилось: сделать обзор памятных мест, сопроводив его подходящим к случаю текстом, благо написано о Николае Михайловиче, в т.ч. симбирскими – ульяновскими авторами, немало. Но это, увы, не тот случай, когда можно составить красивый визуальный ряд, демонстрирующий благодарность потомков. Пожалуй, отложу в сторону высокоученые источники и попробую изложить собственный взгляд на реалии увековечения в Ульяновске памяти великого земляка. Конечно, исключительно частный. Спору нет, имя Карамзина, пережив почти полное забвение, стало городским брендом. Ассамблеи, форумы, презентации, чтения, конкурсы – несть им числа, самый пик пришелся на прошлый юбилейный год. Нельзя пройти и 1-2 кварталов в центре города, не увидев портрета, дополненного расхожим слоганом. Пережив юбилейную суматоху, не задерживаясь на преходящем, давайте посмотрим: что, собственно, имеется в «сухом остатке».
1. Памятник Карамзину в сквере его имени. Официально или неформально, он во все времена был и остается символом города. Не будем здесь останавливаться на его истории, художественных достоинствах и заложенном смысле. О значении имени Карамзина для симбирян красноречиво говорит тот факт, что с открытия памятника в 1845 г. до 1913 года это был единственный монумент, украшавший губернский город. Не царю или военачальнику – историку и писателю. Случай, не имеющий аналогов в России. Для нас – наследие предков, сохраненное вопреки обструкции, которой подвергся в советское время «дворянский историк». Спасибо людям, сумевшим спасти памятник Карамзину от переплавки «на нужды индустриализации» в 30-ые годы. Сейчас ему, кажется, ничего не угрожает, кроме непонятного происхождения «провалов».
2. Второе, что вспоминается в связи с именем Карамзина – библиотека. Ситуация с ней, в общем, понятная, принимая во внимание особую городскую специфику. Карамзинская библиотека имени Ленина… Да, об ее истории написаны тома, левое крыло здания украшает вывеска (не вполне исторически достоверная), в 2011 году установлены памятная доска на фасаде и бюст Карамзина на парадной лестнице. Но, по факту, все, что действительно носит имя великого земляка – это три музейных комнаты, с которыми Дворец книги себя почти не отождествляет. 30 апреля пробовал поздравить работников библиотеки с днем ее открытия (18(30).04.1848 г.). Сначала непонимание, потом неопределенный взмах рукой: «А, это там…». В этом контексте весьма символичны скульптурные и живописные изображения в новом корпусе Дворца книги. Ни на стенной росписи с доминирующей фигурой Ленина, ни в скульптурной композиции 3-го этажа места Карамзину не нашлось. Но он незримо присутствует, олицетворенный музой на вершине колонны. Пусть музой поэзии, но ассоциативный ряд налицо. И весь Дворец книги, начало которому положено Карамзинской общественной библиотекой, впитал этот дух. Дворец книги, носящий имя вождя, бывшего рядовым читателем – как тысячи других симбирян и ульяновцев. То-то удивились бы Н.М.Языков и другие создатели библиотеки, задумавшие ее как память об историке земли Российской. Вовсе не призываю к переименованиям, просто констатация факта.
3. Село Знаменское (Карамзинка) в Майнском районе. Родовое имение Карамзиных основано дедом историка, Егором Петровичем, в 1704 году, унаследовано его сыном Михаилом Егоровичем. Здесь будущий историограф родился (по наиболее достоверным сведениям) и провел детские годы. «Я жил тогда в деревне близ Симбирска, был еще ребенок, но умел уже чувствовать как большой человек. Там воспитывался дух мой в простоте естественной…». Николай Михайлович отказался от положенной ему наследной части Знаменского в пользу брата Василия, жившего в имении с большой семьей. Потом его унаследовала дочь В.М.Карамзина Ольга Васильевна, в замужестве Ниротморцева. В 1827 г. село переименовано в Карамзино (Карамзинку) в честь Николая и Василия Михайловичей. Сейчас на месте имения Карамзиных-Ниротморцевых пустырь. В 2016 году на нем установлен памятный знак. Остатки сруба церкви Знамения Господня в Карамзинке в 1995 г. перевезены в Ульяновск и использованы при строительстве Благовещенского храма на улице Шолмова. Так храм, вместо окончательного разрушения, обрел новую жизнь, а на карте города появилось еще одно карамзинское место. Да, разорение родового гнезда Карамзиных – дело давно минувших дней, в нем нет вины наших современников. Но нет и имения.
4. А на месте родового имения Карамзиных в Симбирске – дома на Венце – даже скромного памятного знака нет (см. материал от 11 декабря 2016 г.). Дом снесен в 1960-х, сейчас и заметных ранее следов фундамента не найти. А ведь он тоже был связан с детством Николая Михайловича, а по версии Ж.Трофимова, возможно, являлся местом его рождения. Могут возразить: мол, снесенный дом ничем не напоминал тот, в котором провел юные годы будущий историк. Его брат, В.М.Карамзин возвел на месте деревянного отеческого дома каменный особняк, впоследствии перестроенный сначала под резиденцию вице-губернатора, а потом под тюрьму. Но ведь и нынешний Дом Гончарова не сохранил своего исторического облика, что не мешает ему считаться домом, в котором родился писатель. Вот и дом на Венце – в любом случае был местом историческим. Но стихли разговоры о планах по восстановлению городской усадьбы Карамзиных, ничем не отмечено это место, многие ульяновцы и не знают о нем. Спасибо ЦБС, ГИМЗ «Родина Ленина» и другим участникам проекта, что хоть в виртуальной реконструкции можем увидеть дом Карамзиных на Венце.
5. Карамзин и городская топонимика. С 2011 года переулком Карамзина стала бывшая Коммунистическая улица. Сейчас уже привычно, а поначалу, как водится, переименование было встречено неоднозначно. И не только по идеологическим мотивам. Даже некоторые краеведы считали, что «слишком много Карамзина» в одном месте: памятник, сквер, библиотека и переулок. Не знаю, по-моему, хорошего много не бывает, а соединение двух памятных мест одноименным переулком выглядит логично. Многим было непонятно: почему при переименовании улицу понизили в статусе до переулка. Вовсе не из-за малой протяженности. Просто в Ульяновске уже есть Карамзинская улица, что известно далеко не всем горожанам. Оно и понятно: всего-то несколько частных домов от ул.Кирова в сторону Волги. Это не новое название, появившееся в ходе кампании по увековечению. Свое имя улица носит с 19 века и никогда его не меняла. Даже странно, как ее пропустили реформаторы, поменявшие всю топонимику. Что ж, имени Карамзина нашлось место на карте города. Но согласитесь, крохотная улочка и переулок – как-то мелковато для великого историографа, последнего российского летописца.
6. А вот больница имени Н.М.Карамзина – бывшая Карамзинская колония душевнобольных, открытая в 1898 году, свое имя утратила. Теперь она называется в честь основателя колонии, ее 1-го главного врача В.А.Копосова. При всем уважении и признании огромных заслуг Василия Александровича, нельзя не задаться вопросом: не есть ли это нарушение посмертной воли сына историка, Владимира Николаевича Карамзина? Оставив в распоряжение Симбирского земства 125 тыс. рублей, он написал в завещании: «…На этот капитал оно должно построить благотворительное заведение – больницу, богадельню, приют… На здании должна иметься надпись: «В воспоминание Александры Ильиничны Карамзиной сооружено памяти Николая Михайловича Карамзина». Построили психиатрическую лечебницу, в тот период это было самой насущной потребностью города. Пусть в завещании нет прямого указания «присвоить имя», но так его истолковали основатели больницы, нам ли менять? Объяснения по поводу переименования довольно туманны. То ли сочли недостойным имени великого земляка украшать подобное учреждение (благотворительность недостойна?), то ли признали наименование «имени Карамзина» присвоенным нелегитимно. Ну, так чего проще – вернуть историческое название «Карамзинская». Что же касается увековечения имени В.А.Копосова – есть и другие способы. Трудно сказать, будут ли через 100 лет называть больницу Копосовской, но сейчас в обиходе этого не услышать: люди продолжают употреблять привычное имя «Карамзинская».
7. Зато имя Карамзина приобрел аэропорт Ульяновск (Баратаевка). С одной стороны, в общем-то, резонные вопросы: «какое отношение историк имеет к авиации?», с другой – присваивать аэропортам и другим подобным объектам имена известных людей – довольно распространенная практика. Другое дело, что есть названия удачные, сразу намертво приклеивающиеся, а есть – отторгаемые общественным мнением. И снова – не знаю, как будет дальше, но через 6 лет после переименования можно констатировать: не пользуются люди новым именем воздушных ворот. А если уж следовать исторической логике, то можно вспомнить, что Баратаевка получила название по имени владельцев – князей Баратаевых. Вполне значимое для Симбирска имя, основатель рода – симбирский наместник. А предводитель дворянства М.П.Баратаев – герой войны с Наполеоном, ученый, щедрейший благотворитель. Речь, конечно, не о новом переименовании, вновь просто мысли вслух.
Вот, кажется, и все из наиболее значимого. За вычетом утрат – очень мало. Продолжает спасать положение лишь памятник, установленный 170 лет назад. Ах, да, есть еще памятник букве «Ё». Признаться, никогда не мог понять: почему из всех заслуг Карамзина для воплощения в камне выбрана именно эта? Почему, например, не бедная Лиза или один из созданных им неологизмов, обогативших русский язык? Какие прекрасные слова: «человечность», «благотворительность», «развитие». Буква «Ё», конечно, интереснее… Но будем судить об этом лет через сто. Учитывая число памятников, ежегодно устанавливаемых в Ульяновске (даже без обсуждения их художественного достоинства), трудно представить, что все они займут место в истории. Приходится признать: по числу и сохранности памятных мест Н.М.Карамзин изрядно проигрывает не только бесспорному лидеру – В.И.Ленину, но и И.А.Гончарову, в активе которого центральная улица, 2 памятника плюс памятник-беседка, 2 именных дома, драмтеатр и т.д. Почему так получилось? Следует, хотя бы очень схематично, обратиться к истории и эволюции взглядов на творчество Карамзина. В 1-ой половине 19 века он был бесспорным властителем дум, по нему «сверяли часы». На этой волне в Симбирске открываются памятник, библиотека – скромное воплощение идеи грандиозной библиотеки-памятника. Авторитет Карамзина начинает снижаться во 2-ой половине 19-го, и, особенно, в начале 20 века, вместе с модой на либерализм и вольнодумство (кстати, тоже слова, придуманные Карамзиным). Консерватор-державник, убежденный монархист, Карамзин в эти веяния никак не вписывался. Ведущее место в умах симбирян занял И.А.Гончаров, а 100-летие писателя в 1912 г. породило небывалый пик его популярности и целый ряд памятных городских объектов. Но и Карамзин в патриархальном, с сильным дворянским влиянием Симбирске оставался в почете. В 1903 г. В.Н.Поливанов описывал Карамзинку, отмечая прекрасное состояние имения и сохранность могилы В.М.Карамзина, близ которой тогда же возведена деревянная Знаменская церковь. Все кардинально изменилось после революции. Карамзин объявлен реакционером, идеологом самодержавия. Слишком большая величина, чтобы окончательно вычеркнуть его из истории, но имя Карамзина упоминается лишь для обличений и как пример «истории на службе царизма». И литературное творчество основоположника сентиментализма пришлось не ко двору. Вполне закономерны все утраты памятных карамзинских мест – прямое разрушение, осознанное небрежение или забвение. А политически нейтральный, к тому же (в соответствующей трактовке) обличавший обломовщину Гончаров прекрасно вписался в новую реальность, обретя новые памятники. Нынешнюю власть трудно обвинить в забвении памяти Карамзина. Имя, находящееся «в тренде», дает возможность погреться в лучах славы и набрать дополнительные очки. Мешает лишь хроническая нехватка средств, вступающая в противоречие с громадьем планов, или неумение ими распорядиться. Отсюда – регулярно озвучиваемые и неизменно оканчивающиеся «пшиком» громкие проекты, вроде мемориала Карамзина (кажется, было уже несколько вариантов) и т.п. А может, сократить число разного рода официально-праздничных мероприятий, шумно проходящих, по большей части, для протокола и пиара, оставшиеся проводить скромнее, а на сэкономленные средства довести до ума хотя бы одно дело, рассчитанное не на разовый эффект, а на долгие годы и благодарность потомков?
С.П.Горинов. Портрет Н.М.Карамзина, 1997 г. Из издания «Спартак Петрович Горинов. Юбилейная выставка», Ульяновск, 2005.
Памятник Н.М.Карамзину в Симбирске, открыт в 1845 году. Гравюра из «Иллюстрированного спутника по Волге» С.И.Монастырского, 1884.
Дворец книги: Ленин и Карамзин.
Усадьба Карамзиных – Ниротморцевых в селе Карамзинке (Знаменском), 1901 год. Источник: ulstu.ru
Памятный знак на месте усадьбы Карамзиных в с.Карамзинка (Знаменском), установленный в мае 2016 года. Источник: ul.aif.ru.
Церковь во имя Знамения Господня в селе Карамзинке (Знаменском), 1912 год. Источник: bankgorodov.ru.
Усадьба В.М.Карамзина на Венце. Виртуальная реконструкция. Источник: karamzin.info/home/
Карамзинская улица в Ульяновске: от края до края.
1) Карамзинская колония душевнобольных, начало 20 века. Источник: ul.aif.ru.
2) П.С.Добрынин. Портрет директора Карамзинской колонии душевнобольных В.А.Копосова, 1922 год (ГАУО).
Н.М.Карамзин (иллюстрация из книги А.В.Старчевского, 1849 г.) и Ульяновский аэропорт его имени.
А4
Зато улицы Робеспьера и Розы Люксембург длинные, не говоря уже о Карла Маркса. Ненависть к русским большевиков вполне объяснима, но некоторые горожане до сих пор рады такому унижению.
учитель истории
До Октябрьской революции и культурной революции как её производной памятник Карамзину был “чугунной бабой” даже для городских жителей Симбирска, а вокруг сквера, огороженного деревянными кольями, паслись козы.”Сохранённый вопреки обструкции, которой подвергся в советское время “дворянский историк”. Напомним, что Николай Михайлович активно выступал против отмены крепостного права:”Будут ли земледельцы счастливы, освобождённые от власти господской…Крестьяне начнут ссориться между собою.., станут пьянствовать, злодействовать…Не потерпит ли земледелие? Не останутся ли многие поля необработанными, многие житницы пустыми? Казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей?” И вот карамзинский перл, под которым подписались бы и нынешние правители:”Для твёрдости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не во-время свободу”. (Записка о древней и новой России). Н.М.Карамзана изучали в советской школе по литературе и истории. Оценка Карамзина советской историографией не отличалась от оценки его современника Александра Сергеевича Пушкина: “В его “Истории” изящность, простота доказывают нам, без всякого пристрастья, необходимость самовластья и прелести кнута”. Карамзин выдающийся литератор и историк, реформатор русского литературного языка. Никто и никогда, и в советское время тоже, не пытался это оспаривать.Естественно, что он был сын своего времени, своего класса и сословия: его просвещённый монархизм вполне объясним. Умиление его идеями в наше время по меньшей мере странно.
И от имени “некоторых горожан”. “Ненависть к русским большевикам вполне объяснима” для представителей новых помещиков, буржуа и их лакеев.
учителю
Колхозное рабство было хуже крепостного права, и его последствия – развал сельского хозяйства и запустение деревень. А во времена Карамзина рабовладение было и в США, что не помешало им стать самой развитой страной в мире, при этом обошлись без коммунистических экспериментов.
Какие “русские большевики? Евреи составляли подавляющую часть руководителей партии большевиков, лишь после сталинских чисток положение изменилось. Не удивляет, что они боролись с “великорусским шовинизмом”, убивали всеми способами элиту русского народа, раздали русские земли национальным республикам. Вряд ли в Израиле когда-нибудь назовут улицу в честь Гитлера, но в России до сих пор многие поддерживают русофобов-большевиков.
учитель истории
Есть у русского народа выражения “язык без костей” и “мели Емеля”. “Истинно русскому патриоту” не мешало бы освежить в памяти пушкинскую “Деревню”:Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
Колхозная жизнь, кроме того, что была исторической необходимостью ускоренного преодоления отсталости, являлась историческим продолжением тысячелетней общинной традиции русского народа. Если бы не было коллективизации, частью которой была машинизация сельскохозяйственного производства, кто бы сел за танковые рычаги, баранки десятков тысяч автомобилей? Неграмотный и полугра- мотный крестьянин-единоличник? Или кулак, у которого, где мошна, там и родина? “Развал сельского хозяйства и запустение деревень” – это результат разрушения колхозного строя вторым российским капитализмом. А дети колхозников получили полноценное среднее и высшее образование, стали агрономами, врачами, учителями, офицерами. А вот их дети и внуки, скорее всего, снова будут стоять за спиной “хозяев жизни” и разливать им мадеру в рюмки. Ну, и допивать, что останется.
“Рабовладение в США не помешало…” “Тщательнее” надо историю изучать. Ликвидация рабовладения позволила США стать развитой страной. Понадобилась самая кровавая в истории США Гражданская война, она унесла больше жизней американцев, чем две мировые войны.
Гитлер и национал-социализм за 12 лет привели Германию к тотальному краху. Не говоря о том, что они принесли другим народам. Ленин и большевики, Сталин в их числе, создали державу, достижениями которой кормится и которые постепенно разбазаривает Россия олигархов, снова страна рабов и господ.
ответ1
Пушкин хорошо обличал крепостное право, в обществе была дискуссия, тогда как в советское время критика колхозов позволялась только руководству партии, других могли сослать в лагеря за длинный язык.
Речь не идёт о том, что рабство – это хорошо, суть в том, что это был естественный период развития человечества в те годы. Когда такой уклад стал неэффективен – от него синхронно отказались в России и США. Более того, прогрессивные российские элиты не стали поднимать вооруженный мятеж. После обе страны начали развитие, в России оно прервалось в 1917. Дальше началось отставание от США во всех сферах, за исключением военной, “догнать и перегнать” не удалось
Антон
Вот взгляд на советскую деревню ветерана Великой Отечественной войны Николая Ивановича Ряскова, поволжца, дошедшего до Германии в 1945-м, демобилизованного в 48-м. За критику колхозного начальства было сшито целое дело и отправили героя войны-победителя в лагеря, и такое в СССР тоже было! (пробыл до 1954). Почитайте его воспоминания, Г. Демочкин издал, это тоже взгляд на советскую эпоху, требующий внимания.
Жизнь моя началась довольно странно и нелепо. В начале двадцатых годов, во время послереволюционных голодовок, мученической смертью от голода умерли два моих предшественника-брата, а тут вдруг, вопреки здравому смыслу, зачем-то появился на свет божий Я, принял как эстафету все тот же мученический голод, он стал моим верным спутником на многие годы. Послереволюционная разруха, схожая с мамаевым нашествием продразверстка, наконец, насильственная коллективизация и раскулачивание в деревне разрушили на долгие годы всю основу производства сельхозпродукции. Крестьян ввергли в первобытное состояние. Лошадей нет, инвентарь отобран, землю забрали в колхоз. Стимула работать на чужом поле бесплатно “за колышки” не было. Выходили на работу под угрозами, страхом наказания. Чуть что – “пойдешь под суд!” Земля-матушка, все равно как бы ее ни называли: колхозная, частная, помещичья, арендная, работы требует, и тогда она отплатит за труд, за старание. При новом государственном устройстве землю на селе сделали общей – как небо, река или море. Работаешь на ней, а результаты труда, тебе не принадлежат, все, что ты вырастил, забирает государство. Это обставлялось как добровольное мероприятие: торжественное, с красными флагами и попробуй над этим посмеяться, что-то сказать, возразить или даже усомниться, задать вопрос. Все делалось молча, без возражений. Жили под негласным лозунгом: “Земля ваша, а хлеб наш!” Жить на плодороднейшей земле и быть голодным, покупать хлеб за границей – это ли ни позор и нелепость!?
Никто на них тогда не жаловался, неудовольствия не высказывали. Все были запуганы, боялись. Все было построено так: жаловаться – это значит жаловаться на Советскую власть. Каждый сознавал, что протестом ничего не добьешься. Больше всего боялись, что за недоимку сведут со двора корову. С высоты прожитых лет оглянуться страшно на те годы. Как же было трудно нашим отцам! Жили на пределе возможного. Колхозники работали бесплатно, без выходных, отпусков, рабочий день не нормирован. За работу не платили, а налог отдай. Требовать, возмущаться не позволялось, иначе сразу же включалась хорошо отлаженная репрессивная машина. Сейчас многие молодые не верят, что так может быть. Как же это: конституционное право на труд имелось с избытком, но других прав не было.
Когда-то до коллективизации в селе жили большими семьями, почитали старых. Много работали, верили в Бога, боялись его, любили, не ссорились, не пьянствовали как сейчас, боялись совершить грех, ходили в Церковь, не сквернословили. И если, случись, ты, мальчишка, где-то на улице не оказал почтения старику, он мог тебя за это оттаскать за ухо, да накажет, чтоб ты рассказал об этом родителю, а отец добавит еще, и если скроешь, хуже будет. Такова была мудрость воспитания молодежи, и она себя оправдывала. Люди были чище. Наверное, и я получил такое патриархальное воспитание. Не был хулиганистым, был до смешного стеснительным, слушался родителей, любил их, (отец меня никогда не бил), любил свой дом, родной Богородск. Никогда-никогда матом не выругался при матери, отце и даже при старшем брате.
хорошая книга
Михаил Алексеев “Рыжонка” про трагедию русского крестьянства.
ответ2
Почему-то коммунисты любят говорить про реформы 90-х, в результате которых много людей разорилось и умерло, но про коллективизацию (которая привела к страшному голоду и гибели миллионов крестьян) гордо заявляют “преодоление отсталости”. Вам, наверное, не приходилось питаться лебедой и хоронить умерших от истощения детей. Отняли землю, отняли скот, сделали все “общим” (к традиционной русской общине это отношения не имеет, так и бригаду заключенных в лагере можно назвать общиной)…
Все реформы были осуществлены не партией, а “царскими” специалистами, лишь война помешала их провести. На образование как раз перед войной выделялись большие средства. Связывать появление тракторов, автомобилей, электростанций, освоение космоса с деятельностью советской власти глупо – так можно и Ельцина хвалить за появление в стране Интернета и мобильной связи.
ответ3
Любимое занятие коммунистов – приписывание побед народа себе. Если немцы проиграли в войне, это не значит, что у них была неэффективная экономика. Врага победила не партия, а героический русский народ. Наоборот, в 30-е Германия стала очень развитой страной и вполне могла покорить минимум всю Европу. Сейчас в мире не боятся немцев, а вот русофобия процветает, до сих пор не разделяют русских и коммунистов. Никто не хочет жить в совке или в КНДР.
Кстати, я был в Германии, и убожество ГДР по сравнению с ФРГ кое-где заметно даже сейчас. Чем дольше русские будут гордиться достижениями СССР, тем дальше будет Россия от Германии по уровню жизни.
учитель истории
На “ответ 1”.Рабовладение было естественным периодом в развитии человечества в первом тысячелетии до нашей эры и две тысячи лет до того. Затем 500 лет оно переживало глубокий кризис и на его развалинах возник феодализм, причём, не везде с крепостным правом. Ещё через тысячу лет и он отжил своё время. В XVII и XVIII веках в Англии и франции победили буржуазные революции. Уже Петру, ценой трети населения России, пришлось сокращать отставание России от Европы до безопасного уровня, но на той же крепостнической основе. Петровского пинка ещё хватило для победы над Наполеоном I, но после этого самодержавная феодальная Россия уже не могла победить ни разу серьёзного противника.Следуют поражения в Крымской, Русско-японской, Первой мировой. Кое-как удавалось справляться с дикарями. Даже победу в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов у России украли решением европейских держав. “Прогрессивные российские элиты” с огромным историческим опозданием таким образом “отменили” крепостное право, что перекрыли всякую возможность для развития миллионов крестьянских хозяйств, что привело к прогрессирующей нищете и деградации деревни, к крестьянским войнам в 1905-1906 и в 1917 годах. Три раза каждые десять лет русская деревня переживала голод: две голодовки компенсировались суррогатами хлеба, добавлением в муку желудей и дубовой коры, а каждая третья сопровождалась голодом с массовой смертностью, сопоставимой с голодом 1921 года. Это были голодные годы начала 1880-х, 1890-х, 1900-х, 1910-х годов.
Как в здравом уме и твёрдой памяти можно говорить, что экономическое развитие России прервалось в 1917 году? Царская Россия по валовому уровню развития экономики была на 4-5-6 месте в мире (по разным показателям) после США, Германии, Англии, Франции, по авиа- и автомобилестроенеию и после Италии. В последней было 59% грамотного населения, а в России только 30%. В других, опережавших Россию, странах было обязательное бесплатное начальное образование, они были почти сплошь грамотными. После мировой и Гражданской войн Советская Россия и СССР восстановили уровень экономики 1913 года в 1925-1927 годах. А к началу Второй мировой войны были экономически второй после США державой мира.
ответ1
Рабовладение – имелось в виду “крепостное рабство” в России и рабство в США. Пётр Первый, наоборот, усилил крепостное право, потому что так в тот период, по его мнению, было нужно государству.
Крымская война была проиграна из-за того, что против России был создан огромный военный альянс, плюс бездарность некоторых полководцев. Более того, противники не добились основных целей и были отбиты на большинстве направлений. Технологическое отставание было незначительным, позже его устранили. Русско-японскую проиграли опять же из-за полководцев в первую очередь. Первую мировую проиграло Временное правительство и большевики, до 1917 года держали фронт, были близки к общей победе.
Крестьяне купились на эффективную пропаганду. Если бы они знали, что в будущем у них отберут имущество, землю, запасы еды и загонят в колхозы, народ сам бы расправился с бунтовщиками. Солдаты сражались бы насмерть, заколов штыками пропагандистов, зная, что в будущем те же немцы убьют миллионы людей, дойдут до Волги и Москвы.
ответ2
Про смертность от голода в Империи и в советской России – прямая ложь, самый жестокий голод 1892 года унёс едва ли десятую долю от умерших в начале 20-х (и это по советским данным).
Гражданская война и разруха отбросили Россию на годы назад. Гордиться нужно не грамотностью и цифрами в экономических отчётах, а уровнем жизни людей. Во всех странах, которые СССР героически обогнал до начала войны, люди жили намного лучше, без серьёзных потрясений. В Союзе, как вы ниже написали – “голодали, тяжело работали”, выполняя и перевыполняя планы. Почему-то в других странах не ставили экономические эксперименты, в результате которых миллионы людей умирали, там не было массового использования труда заключённых, не было “шарашек” для учёных…
учитель истории
Антону. Участие даже в Великой войне не индульгенция на всю оставшуюся жизнь. Историческое исследование начинается с критики источников.И социологи сталкиваются с тем, что в каждую эпоху люди знают “правильные ответы” на задаваемые вопросы. Воспоминания явно несут следы перестроечного и постперестроечного промывания мозгов дорогим россиянам. Сам стиль “воспоминаний” явно рассчитан на публику, на благодарного слушателя. Помните известное: “не говори красиво, друг Аркадий”. Затем, присутствует целый ряд моментов, о которых он по собственному опыту знать не мог, в лучшем случае, со слов реальных свидетелей, в худшем – из перестроечной публицистики.Родившись в начале 1920-х годов он рассказывает о продразвёрстке, “схожей с мамаевым нашествием”. Ребёнком он видел коллективизацию, возможно её тяжелые и даже страшные моменты. Но фразы “насильственная коллективизация и раскулачивание в деревне разрушили на долгие годы основу производства сельхозпродукции” или “стимула работать на чужом поле бесплатно за колышки не было” явно перестроечного происхождения из серии “так жить нельзя”. Нормальные люди так не говорят,тем более, крестьяне. Явные глупости с чужих слов, причём не компетентных, живший до коллективизации крестьянин так бы никогда не сказал: “При новом государственном устройстве землю на селе сделали общей”. Она на Руси, и в России царской помещичьей, и в России Советской, уже национализированная, до коллективизации была в общем владении крестьян, общины; и каждые несколько лет (через 5-7 лет) переделялась между общинниками, чтобы у каждого хозяйства были наделы, примерно, одного качества, по куску хорошей, средней и плохой, на горе, в низине,у воды. А уж опус о том, как ладно жили до коллективизации, не матерились и т.п. – просто смешон. Так что никакой критики не выдерживает данное “свидетельство очевидца”. В деревне 1930-х, 1940-х действительно голодали, тяжело работали. Но не больше голодали и не более тяжело работали, чем до революции. Моя прабабка и в 20-х, и в 30-х, и до, и после учила в деревенской школе крестьянских детей, моего отца, кстати. Рассказов пробабки я не застал, а от отца слышал многое, в том числе про голод. Но о безысходности, о которой пишет “свидетель”, в советской деревне я от реальных свидетелей не слышал.В школе ученики разыгрывали пьесы. Вся деревня сбегалась слушать патефон учительницы. Люди пели, смеялись, влюблялись.Самым нуждающимся помогали. Часто пишут “друзья народа” об отсутствии паспортов и крепостном праве. Молодёжь после армии, по оргнабору, на учебу всегда могла уехать из деревни. Ничего не надо приукрашивать, но и врать не надо.
Антон
Воспоминания Ряскова о советской деревне приведены для параллели со стихотворением Пушкина, которое вы использовали для демонстрации крепостной деревни. Критика воспоминаний человека, который прожил эпоху коллективизации, с использованием выражений: промывание мозгов, нормальные люди так не говорят, тем более крестьяне, явные глупости с чужих слов, просто смешон, – сама говорит за себя – тенденциозность и как раз отсутствие научной критичности.
подтверждаю
со слов родных, чьи предки жили в деревне до середины 30-х и пережили этот ужас. Трагедия отдельных семей, трагедия огромного народа. Преждевременно ушедшие люди, поломанные судьбы. Забытая трагедия, скрытая цифрами отчётов и графиками экономического роста. Тут уже не только отсутствие научной критичности и манипуляция фактами, а простой цинизм.
Поэтому даже в 1996 году коммуниста народ прокатил на выборах, хотя против него был алкоголик, с окружением из мошенников, с рейтингом на уровне статистической погрешности.
учитель истории
Подтверждающему. У Булгакова профессор Преображенский всё не мог простить советской власти, что у него галоши украли в годы революции. На этом основании даже газет советских не читал и мечтал о том, как всех опять загонят чистить сараи и наступит добрый старый порядок. Ну, вот загнали. Лакеи рады. Носятся “с мощами” Романовых, Столыпиных, Деникиных и прочих хороших людей,которых современники называли палачами и вешателями. А, главное, Россия экономически снова позади даже небольшой Италии. Зато на прилавках полно эрзац-колбасы и других эрзацов, снова недоступных пенсионерам и бюджетникам с их 9 -12 тысячами пенсий и зарплат.
Кого и как катают на “демократических” выборах и коммунист ли Зюганов – это отдельные вопросы. Не графики экономического роста, а победа в Великой войне, отстроенная сверхдержава, бросившая вызов всему капиталистическому миру, – вот доказательства правды большевизма. И люди в построенном социализме жили не в пример лучше, чем при батюшке царе или сейчас.
Ответчику 1-2. Более 100 лет непрерывных военных поражений – это не случайность, а закономерность. “Технологическое отставание было не значительным”. Только подвоз военного имущества и подкреплений в Крым из Европы был почему-то проще и быстрее, чем из России, а англо-французские штуцера были скорострельнее и в полтора раза дальнобойнее ружей наших солдат. В русско-японскую это же можно сказать о дальнобойности корабельной артиллерии. Цусима везде, всегда, во всём – вот образ и бренд царской России. В первой мировой только у японцев закупили более миллиона ружей, аэропланов и автомобилей не производили в практически значимых количествах, а танков вообще ни одного. “Народ сам бы расправился с бунтовщиками, заколов штыками пропагандистов”. Хватит приятных грёз. Бунтовщики – это и был народ. А на штыки они поднимали царских офицеров, в лучшем случае, били им морды “за всё хорошее”.
И последнее. Кроме тезисов, неплохо было бы приводить какое-то количество фактических аргументов.