Исполнилось сто лет легендарному спектаклю «Маскарад» Всеволода Мейерхольда в Александринском театре в Петрограде, который потом назовут этапным и в истории русского театра, и в истории Российской империи.
Дата стала поводом к открытию в Доме-ателье архитектора Ф.О. Ливчака уникальной выставки «Маскарад. 1917. Лермонтов, Мейерхольд, Головин». Это совместный проект Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского) в Санкт-Петербурге, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина в Москве и Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».

В витринах все подлинное, словно бы покрытое благородной патиной времени: восемь сценических костюмов, специально привезенных из Санкт-Петербурга из фондов Музея русской драмы Александринского театра, удивительной выразительности и красочности эскизы персонажей в костюмах, занавесов, мебели и бутафории. Даже билет на генеральную репетицию спектакля «Маскарад», 24 февраля 1917 года, – настоящий, с неоторванной «контролькой». Неизвестный его обладатель не смог попасть в тот день в Александринку, – вероятно, из-за тревожной, предреволюционной ситуации в Петрограде…

Перед началом работы выставки интереснейшую публичную лекцию о спектакле и обо всем, что с ним связано, прочитал заслуженный артист России, заместитель генерального директора театрального музея им. А.А. Бахрушина, актер Александр Рубцов. Вот некоторые тезисы его выступления.

Оказывается, над пьесой в стихах М.Ю. Лермонтова «Маскарад» Всеволод Мейерхольд вместе с художником Александром Головиным работал более шести лет. Это была уникальная постановка. Дело в том, что XIX век в истории русского театра принято считать актерским. Но в конце XIX века с появлением Московского художественного театра и пьес Чехова исповедуется уже иная эстетика. На первый план выходит фигура режиссера-концептуалиста.

И рядом с ним появляется художник, который не менее важен. И часто режиссер выступает в дуэте с художником.

В случае с «Маскарадом» таковым стал дуэт двух гениев – Мейерхольда и Головина.

Создавался спектакль с невиданным размахом и масштабностью. Это была самая дорогостоящая постановка в Александринке, она обошлась казне в 300 тыс. рублей. Одних занавесов было изготовлено шесть – для каждой сцены. Все годы, пока готовился спектакль, Головин изучал лермонтовскую эпоху и сделал к этому спектаклю более 4000 эскизов костюмов, гримов, предметов мебели и бутафории. «Маскарад» был синтетическим действом, — в котором соединились опера, танец, пантомима и трагедия.

Премьера состоялась на сцене Императорского Александрин-ского театра в канун Февральской революции 1917 года, когда в Петрограде уже стреляли. Перестали гореть фонари, ездить трамваи. По улицам ходили толпы людей с плакатами. Извозчики заламывали немыслимые суммы. Все было наэлектризовано в городе, как и в спектакле Мейерхольда-Головина. Но в день премьеры зал был полон. Петроградское общество продолжало жить на волне беззаботности, еще не понимая, что происходит. И спектакль мистическим образом ознаменовал гибель империи. Он как бы разделил Россию на «до» и «после».

В «Маскараде» Мейерхольд являет модель мира и жизни. Он вводит на сцену более 160 персонажей, и Головин для всех создает костюмы. Их эскизы подчеркивают характеры персонажей: изящный Голубой Пьеро, с которым Нина легкомысленно будет танцевать и потеряет свой браслет, сыгравший в ее судьбе роковую роль; баронесса Штраль, чей костюм палача намекает на неблаговидную роль в трагическом финале; зловещий сплетник и мастер интриг омерзительный старик Шприх, молодой покоритель женских сердец, красавец Звездич; старый игрок и бонвиван, ревнивец, разочарованный в любимой женщине и безжалостно отравивший ее Арбенин…

Трагично сложились и судьбы создателей «Маскарада». Мейерхольд вскоре уедет в Москву, где создаст свой театр, а Головин останется и, невостребованный, несмотря на свою гениальность, будет страдать. Он умрет в 1934 году. А вскоре Мейерхольд попадет под репрессии, его арестуют и расстреляют.

Нину Арбенину на премьере играла замечательная актриса Александринского театра Екатерина Рощина-Инсарова. Она была родной сестрой другой, не менее яркой актрисы Веры Пашенной. Они расстались после революции. — Рощина-Инсарова навсегда покинула Россию.

Исполнителю роли Арбенина Юрию Юрьеву, фавориту императора, продолжавшему оставаться статусным и в Советской России, будет принадлежать важная роль в судьбе «Маскарада» после революции. Постановка вдруг окажется востребованной пролетариями, матросами и солдатами. И Юрьев настойчиво будет добиваться, чтобы спектакль сохранялся в репертуаре. Он будет играться даже в эвакуации и «доживет» до 1946 года!

А в осажденном Ленинграде бомба упадет прямиком на склады Александринского театра, и многое, включая декорации к «Маскараду», будет уничтожено.

Но не все! Некоторые уникальные раритеты дошли до наших дней. Как рассказал Александр Рубцов, ему посчастливилось встретиться с удивительным человеком Александром Чепу-ровым, известным театроведом и театральным критиком. Он также референт и «правая рука» известного режиссера Валерия Фокина, главного режиссера и худрука Александринского театра. Чепуров знает об этом театре все, занимается исследовательской работой по его истории и даже работает как музейщик. Он участвовал в реконструкции Александринского театра, восстанавливая его интерьеры, и, в частности, добился возвращения живописного купола неба со звездами в царской ложе, который был закрашен. Во время ремонтных работ Чепуров нашел массу потрясающих вещей, в том числе то, что невероятным образом сохранилось от «Маскарада»: костюмы, стулья, кресла, ширмы, банкетки, часы, канделябры. Исследователь обнаружил и апельсиновый диван, на котором сидел Пьеро, и даже великолепный главный занавес! Все это восстановлено и экспонируется сейчас в музее Александринки.

Так, постепенно, спектакль-легенда начинает возвращаться из небытия. Его вещественных «проявлений» уже настолько много, что Александр Рубцов мечтает по результатам находок создать большую выставку и показать ее в московском «Манеже».