Кому принадлежат городские дворовые площадки, на которых установлены мусорные контейнеры? Кто должен следить за тем, чтобы вокруг них не образовывались кучи хлама?
Эти и другие вопросы обсуждались на заседании межрегионального Совета промышленных экологов, который прошел недавно в рамках Поволжской эконедели.
Мусорный баскетбол
– Я переехал в Ульяновск года два назад, ранее занимался строительством мусороперерабатывающего завода в Новокузнецке, – делится своими наблюдениями один из участников встречи – директор по развитию ООО «ЦЭТ» Ромуалдас Янушкявичюс. – Скажу как обычный житель: честно говоря, я до сих пор поражаюсь двум обстоятельствам – тому, как во многих ульяновских дворах убираются дворники, и тому, как сами горожане выкидывают свой мусор.
По его словам, поддерживать чистоту вокруг контейнерных площадок – в общем-то, обязанность дворников.
– Институт дворников у многих управляющих компаний – никакой. Их не интересует проблема чистоты рядом с контейнерными площадками. Естественно, мы за свой счет облагораживаем площадки, операторы мусоровозов стараются оставить после себя полностью чистую территорию. Но хочу напомнить, что делаем мы это исключительно по собственной инициативе: площадки нам не принадлежат, – говорит представитель ЦЭТ.
Удивляет его и то, как некоторые из горожан «помещают» мусор в контейнеры.
– Это напоминает игру в баскетбол: швыряют мусорные пакеты с расстояния чуть ли не в пять метров. Тут, конечно, нужно повышать экологическую культуру – еще со школьных лет.
Выступающий уверяет, что изменить ситуацию возможно: к примеру, в том же Новокузнецке вполне успешно внедрялась практика контейнеров с педалями.
– Имеются в виду контейнеры с крышками: чтобы ее поднять, нужно нажать педаль. В результате мусор не разлетается.
Ничейные площадки
Главная проблема заключается в том, что у контейнерных площадок фактически нет собственника.
– Эти сложности появились в постсоветское время. Когда шла эпоха массовой приватизации, многие собственники МКД, чтобы избавиться от лишних затрат, оставляли за собой минимум дворовой территории – чуть ли не по цоколю здания. В результате около 80 процентов контейнерных площадок оказались на так называемой «неразграниченной территории», – поясняет директор областного департамента природных ресурсов Данил Урдин.
В свое время специалисты городского комитета по экологии проинвентаризировали все упомянутые площадки.
– Мы тогда создали схему площадок и попытались утвердить ее на уровне Гордумы, но прокуратура не позволила: дескать, это не полномочия органов местного самоуправления. Сейчас мы включили результаты данной работы в региональную схему обращения с отходами. В связи с этим одна из важнейших задач – поставить все места размещения контейнеров на кадастровый учет. Мы включили этот пункт в региональную программу по обращению с отходами, – комментирует руководитель департамента.
В ответ на это советник губернатора по вопросам экоразвития Лев Левитас заметил, что постановка на кадастр – непростой шаг.
– Я обращался по этому поводу к руководству Ульяновска. Тут две сложности: во-первых, не все площадки находятся на муниципальной земле, некоторые располагаются на территории, относящейся к многоквартирным домам. А убедить собственников вложить определенные деньги, чтобы привести площадки в порядок – практически нереально. Во-вторых, чтобы поставить на кадастр остальные территории, нужно потратить очень существенную часть городского бюджета, – уверяет советник.
Отвечать будет регоператор
Определенный выход из проблемной ситуации предложил Данил Урдин.
– На мой взгляд, решение заключается в недавних изменениях, внесенных в федеральное законодательство. Уже в начале 2018 года в Ульяновской области будет определена организация, которая возьмет на себя функцию регионального оператора по обращению с отходами. У регоператора будет право собирать деньги с населения, и, разумеется, именно эта организация полностью возьмет на себя ответственность за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов – в том числе по вопросам, связанным с содержанием контейнерных площадок.
Директор областного департамента пояснил, что финансирование благоустройства контейнерных площадок и их строительства не могут быть «повешены» на кошельки горожан.
– В этом случае тарифы взлетят до небес. Более жизнеспособной система станет тогда, когда будет использоваться практика субсидирования от государства. По законодательству, после конкурсного выбора регоператора вполне возможно предусмотреть для этой организации бюджетные субсидии – к примеру, на благоустройство тех же площадок. Средства планируется брать из так называемого «экологического сбора», взимаемого с организаций и предприятий.
В итоге, как уверяет Урдин, решается проблема «бесхозности» контейнерных площадок – четко определяется та организация, которая полностью отвечает за весь процесс сбора, вывоза, переработки и утилизации твердых коммунальных отходов.
Евгений Нувитов