На этой неделе Ульяновск посетили более ста представителей контрольно-счетных палат со всей России. Аудиторы и контролеры приехали в наш город для участия в XVI конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов (Союза МКСО).
Мероприятие это достаточно специфическое – в том смысле, что на прошедших «круглых столах» обсуждались темы и проблемы, интересные и понятные, в основном, для специалистов. Впрочем, в действительности многие вопросы, о которых говорилось на конференции, касаются всех: ведь речь шла о том, как добиться наибольшей эффективности при расходовании бюджетных денег.
Выбор места – не случаен
– Принимать в Ульяновске мероприятие такого уровня не только большая честь, но и серьезная ответственность, тем более что в этом году Союзу МКСО исполняется 15 лет. Хочу пожелать всем участникам плодотворной дискуссии, новых идей, полезного обмена опытом и наработками по актуальным вопросам муниципального финансового контроля, – так приветствовал гостей Глава города Сергей Панчин.
Участники конференции обсудили с городским руководством результаты работы органов муниципальной власти – в частности, вопросы взаимодействия местной контрольно-счетной палаты с Ульяновской Гордумой.
По словам председателя Союза МКСО и аудитора Счетной палаты РФ Владимира Катренко, выбор Ульяновска для проведения встречи – не случаен.
– Опыт и практические наработки вашего региона и областного центра в сфере аудита и финансового контроля интересны для коллег из разных субъектов страны. Уверен, что запланированные мероприятия пойдут всем участникам на пользу и дадут положительные результаты, – отметил руководитель Союза.
В свою очередь глава администрации Ульяновска Алексей Гаев рассказал гостям о результатах работы строительной отрасли.
Как контролировать закупки
Программа конференции включала несколько тематических блоков. Наш корреспондент поучаствовал в двух «круглых столах», посвященных таким актуальным вопросам, как аудит закупок и практический опыт различных объединений контрольно-счетных органов в регионах.
Важность первой темы объясняется просто: власти различных уровней регулярно заключают контракты (совершают закупки) услуг и товаров. К примеру, чтобы отремонтировать дороги или очистить их от снега, нужно определить подрядчика, который займется решением данной проблемы. Для этого объявляется конкурс, определяется максимальная начальная цена такой услуги и выбирается подрядная организация, которая наиболее подходит под объявленные критерии. Кажется, что ничего сложного, но на самом деле нужно проконтролировать массу условий: соответствие законодательству, правильно ли определена стартовая цена, способен ли подрядчик справиться с поставленной задачей, не связана ли выигравшая фирма с теми, кто проводит конкурс («торги») и т.п. В итоге определяется, эффективно или нет были потрачены бюджетные деньги.
– В нашем регионе больше всего обоснованных жалоб поступает именно на муниципальных заказчиков, и данный процент растет: если в 2015 году эта цифра составляла 32%, то в 2016 году – уже более 50%, – сообщил на «круглом столе» по аудиту закупок руководитель УФАС по Ульяновской области Геннадий Спирчагов.
По его мнению, такая ситуация объясняется двумя обстоятельствами: текучкой кадров – новые специалисты не всегда в курсе последних законодательных изменений – и субъективным подходом к проведению торгов.
– Например, мы обнаружили сразу несколько видов нарушений при проверке торгов, связанных со строительством в Ульяновске школ и детских садов. Там в рамках самого строительства в документации было указано на необходимость поставить мебель и оборудование для учебных заведений, что является прямым нарушением закона. Понятно, что юристы, готовящие торги, знали об этих несоответствиях, но пошли на данный шаг. Тут как раз пример субъективного подхода, – поясняет Спирчагов.
В ручном режиме
Своеобразной страховкой от подобного «субъективизма» является создание различных межведомственных комиссий, которые проверяют все закупки на более-менее крупные суммы. Такие комиссии функционируют и в Ульяновске, и, например, в Краснодаре и Челябинской области.
Зампредседателя КСП Челябинской области Юрий Подшивалов (слева) показывает, какой объем документов должен знать обычный аудитор из любой муниципальной контрольно-счетной палаты
– В подобные комиссии входят обычно первые лица города или региона – председатели счетных палат, руководители департаментов внутреннего финансового контроля. Их работа позволяет вылавливать «блох» и экономить миллионы рублей. Однако такой подход – что называется, работа в ручном режиме. Мы не от хорошей жизни так делаем, а потому что нет соответствующей четкой нормативно-правовой базы, – отмечает зампредседателя КСП Челябинской области Юрий Подшивалов.
С его мнением соглашаются и ульяновские коллеги. Так, директор областного департамента внутреннего финансового контроля Юрий Казаков рассказал о работе аналогичной комиссии в нашем регионе.
– Ее возглавляет руководитель администрации губернатора. Мы проводим выборочную проверку обоснованности начальной максимальной цены закупки, собираемся еженедельно. Работа дает свои результаты, но назвать такой подход нормальным нельзя: должна быть система, основанная на законодательстве, – говорит выступающий.
Интересно, что многие из участников отметили, что самому понятию «аудит» в настоящее время трудно установить какие-то четкие границы. И это, безусловно, создает дополнительные сложности в работе контролеров.
Аудиторы оценивают сами себя
Любопытная дискуссия развернулась и на другой площадке – «круглом столе», посвященном опыту работы объединений КСО в регионах.
Председатель областной Счетной палаты Игорь Егоров рассказал об основных итогах работы своих сотрудников, в том числе – о системе рейтингования муниципальных КСО нашей области.
– Мы первые в стране начали этим заниматься, оценивать работу наших коллег в муниципалитетах. Сами критерии рейтингования, может быть, и спорны, но то, что оценка стимулирует работу КСО, – это безусловно так, – сказал руководитель региональной СП.
Система рейтингования, предложенная в Ульяновске, действительно давно вызывает интерес аудиторов и контролеров других субъектов. Например, эту практику взяли на вооружение в Московской области. Однако специалисты из столицы как раз и критикуют данную систему больше всего.
– Мы не против такого рейтингования, но при этом нужно понимать, что работа контрольно-счетных органов носит исключительно рекомендательный, опосредованный характер. Наши коллеги из Германии с немецкой педантичностью много лет пытались обосновать критерии эффективности работы собственных КСО. В результате они отказались от этого, – уверяет председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских.
Гость из столицы настаивает на том, чтобы в первую очередь учитывался не объем проверенных средств, а наличие или отсутствие прямого ущерба.
– Вот, допустим, разработали проектно-сметную документацию, потратили деньги, а она в итоге не пригодилась, то есть бюджету нанесен ущерб. Если органы внешнего финансового контроля сумели предотвратить данный ущерб – значит, они эффективно сработали, – считает Виктор Двуреченских.
По его мнению, в ином случае аудиторы могут легко «задрать до небес» показатели эффективности собственной работы.
– Хотите большой объем проверенных средств и выявленных нарушений? Да пожалуйста: мы будем проверять только сферу строительства и ЖКХ, потому что там – самые большие деньги. А на социалку обращать внимание не будем. Разве такой подход правилен?
200 миллионов долгов
Кроме того, важную проблему затронул в своем выступлении представитель прокуратуры Ульяновской области Алексей Сакун. Он обратил внимание на быстро растущую задолженность по муниципальным контрактам.
– Сейчас на территории Ульяновской области задолженность муниципалитетов перед предпринимателями составляет почти 200 миллионов рублей. Про нарушение прав бизнесменов я уже не упоминаю, меня волнует другое: это приводит к дальнейшему росту задолженности и в итоге – к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Стоит добавить, что гости из разных регионов во время дискуссии не раз отмечали интересные достижения и положительные результаты в работе контрольно-счетных палат Ульяновска и нашего региона. Также оживленное обсуждение собравшихся вызвала деятельность внутреннего финансового контроля – в частности, обсуждались особенности работы Управления по муниципальным закупкам и регулированию тарифов городской администрации.
Евгений Нувитов