22 февраля 2017 г. Законодательным собранием Ульяновской области был внесен новый запрет на продажу алкоголя через изменения  в статью 2.1 Закона Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области». Речь идет о запрете на продажу алкоголя во дворах жилых домов.

Буквально изменения гласят что с 1 января 2019 года «на территории Ульяновской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания в предприятиях (объектах) общественного питания, соответствующих требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи:

1) в нежилых помещениях многоквартирных домов, включая встроенные (встроенно-пристроенные) нежилые помещения, и в пристроенных к многоквартирным домам нежилых помещениях, если вход в указанные нежилые помещения и (или) выход из них для потребителей организованы со стороны подъездов многоквартирных домов;

2) в помещениях нежилых зданий, расположенных во дворах многоквартирных домов, если вход в соответствующие помещения и (или) выход из них для потребителей организованы со стороны подъездов прилегающих многоквартирных домов (подъезда прилегающего многоквартирного дома).»;

Термин «дворы» депутаты раскрыли как

«совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и объектами благоустройства этих территорий, включая парковки (парковочные места), тротуары и автомобильные дороги, в том числе автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.».

Таким образом, депутаты и губернатор вводя новый запрет на продажу алкоголя защищают дворы  как территории детства.

Однако, будучи членом Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей Ульяновской области, я оказался на собрании, где представители розничной торговли обсуждали возможности добиться отмены этого закона. Дело в том, что предприниматели боятся, что очередной запрет на продажу алкоголя сделает их магазины в многоквартирных домах не рентабельными (то есть попросту не выгодными). По этой причине бизнес намерен добиваться отмены закона, ссылаясь на нарушения конкуренции между магазинами, расположенными в домах и отдельно стоящими магазинами.

Действительно, совсем недавно в  Нижегородской области антимонопольная служба признала подобный закон нарушающим конкуренцию. Нижегородское УФАС  посчитала, что подобная норма дает преимущество хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию алкогольной продукции в отдельно стоящих от жилого сектора зданиях.

Однако, по моему убеждению, антимонопольщики не правы. При таком  запрете на продажу алкоголя в определенных местах (дворах жилых домов) речь идет не о дискриминации продавцов алкоголя, а о защите жителей домов от влияния маркетинга. Очевидно, что цель торговли — вовлечение покупателя в оборот продукции. Обратная сторона этого процесса в том, что к покупке алкоголя склоняются подростки и люди, у которых с этим самым алкоголем проблемы.

В конце концов, защита дворов как особых территорий — это не просто инициатива регионов.

Статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон) установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции. При этом абзацем вторым пункта 5 указанной статьи Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Согласно п. 2.10. СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых!!!

Другое дело, что квартальная застройка, в которой многоквартирные дома построены вокруг дома, далеко не повсеместна в нашем городе.  Точечная застройка 20 этажными монолитками или строительство микрорайонов, где подъезды домов на выходят в один двор, не попадают под этот закон. Почему?!  Неужели в этих домах не живут дети?  Что делает законодатель в этих случаях?

Спорным остается само понятие дворовых территорий. То, что приводит региональный законодатель достаточно трудно определить на местности. Куда точнее будет развиваться ситуация если границы двора будут совпадать с  кадастровыми границами земельного участка под многоквартирным домом. Однако, для этого, жителям самим надо внимательнее отнестись к  общим вопросам в своих домах, в том числе и к тому какие границы у двора  отображены на кадастре.

«Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры»