Мы все знаем такую поговорку – «Театр начинается с вешалки». Так и основой физической культуры и спорта являются неразделимые дворовый и массовый спорт. Дворовый спорт – это традиции, традиции – это время, поколения. Так и развитию дворового спорта необходимо время. И на сегодняшний день это не проект одного года: он должен объединять материально-техническую базу, человеческий ресурс и потенциал, спортивно-массовую составляющую, а так же обучение специалистов и коммуникации с жителями города, региона. О том, как сейчас обстоят дела в развитии массового спорта в регионе, “дырах” в организации мероприятий и рабое профильного министерства мы поговорили с президентом областной федерации хоккея на траве Сергеем Осиповым. Осипов имеет 10-летний стаж работы в спортивной отрасли. В 1989 в составе юношеской команды «Волга» завоевал серебряные медали первенства СССР по хоккею с мячом. Четырехкратный победитель и многократный призер Чемпионата Ульяновской области. Трёхкратный обладатель Кубка области по хоккею с мячом. Судья I категории по хоккею с мячом. С 2008 по 2016 год – председатель, далее президент областной федерации хоккея с мячом.

– Расскажите о своём видении развития массового спорта за прошедшие 5 лет

– Я думаю, что назвать его суперплачевным было бы преувеличением. Остались у нас ещё немногочисленные энтузиасты в посёлках и деревнях, готовые работать бесплатно, на которых всё там и держится. Только надеясь на этих людей и добавив к ним систему областных соревнований: поселенческих, районных, окружных с переходом в финальные соревнования областных первенств, которую ещё нужно разработать, мы можем надеяться на какой-то результат. Сегодня, проезжая по области, я вижу, что играют в хоккей, футбол или баскетбол одни и те же дети. В наше время мы играли целыми коллективами, и сегодня этого не хватает. У нас есть к этому предпосылки за счёт массовой организации территориального самоуправления. И хотя в ТОСы выделяются ставки именно по спортивной линии, мы не видим их эффекта, потому что нет системы соревнований.

Спорткомитет бездействует. Почему не поощрять более активных инструкторов, добивающихся каких-то результатов, почему не проводить для этого соответствующие городские соревнования? А мы видим подобные соревнования только тогда, когда этого захочет депутат округа или активист. И такие соревнования далеки от системы. Во времена работы в «Симбирците» у меня был отличный проект. Мы собрали 45 инструкторов по спорту в одном зале и стали говорить о том, что бы мы хотели видеть в этом проекте. Мы выделили в течение года 8 видов спорта и начали их развивать. В зимний футбол у нас играло около 35-40 команд, в хоккей с мячом – 23 команды, и всё это проходило в формате соревнований, начиная с области, и переходя, в финале, в город, на площадь Ленина или аналогичное знаковое место в Ульяновске. И это была система, и она работала. Дети, приходившие играть в валенках, обучались правилам и вставали на коньки. Живущие на окраинах области, ничего не видевшие, они стирали лёд до асфальта, после того как им поставили хоккейную коробку. Это дети, переполненные энергией, которые никому не интересны, ими нужно заниматься. В прошлом месяце из министерства образования попросили меня съездить в Астрадамовку, в Сурском районе. Слава Богу знаком там и с директором школы, и с учителем физкультуры. По дороге всё думал – что же предложить детям: хоккей с мячом на траве или гольф хоккейными клюшками? Думаю, не сумею заинтересовать, научу лучше дворовой игре в короля, из нашего детства. Не прогадал, в результате играли все учителя школы, дети всё ещё продолжали, даже когда я уезжал. Играют и сейчас, во время летних каникул, в школьном лагере. Не нужно ничего изобретать, всё самое хорошее осталось в нашем детстве.

Зачем зацикливаться только на городе? Нужно поддержать районы. А как их поддержать? У нас есть школы олимпийского резерва, именно областные школы, по разным видам спорта. Уходят ставки из Ишеевки, из Мирного, в Первомайском детям не нужен компьютер, они крутятся вокруг хоккейной коробки, нужен человек, который будет с ними заниматься, а в селе есть член сборной команды по хоккею с мячом. Почему не ввести ставку или хотя бы полставки? Нужно за таких людей цепляться, привязывать их к системе. Потому что кадров нет, нужно искать энтузиастов.

– А Вас, получается, уволили?
– Скажем не уволили, а происходит иногда ротация кадров. Некоторым людям показалось, что я засиделся в развитии.

Чем вы занимались и чем занимаетесь сейчас?
– Я 7 лет занимался развитием хоккея с мячом, с 2009 по 2016, а сейчас федерация хоккея на траве предложила мне развивать его как олимпийский вид спорта. У нас уже есть клуб и два тренера, которые займутся развитием в поселениях. Будем развивать и в городе, на любительском уровне, среди взрослых команд. Есть видение концепции развития с вхождением в целевую федеральную программу и строительством плоскостных сооружений. И российская федерация по хоккею с мячом обещала со всем этим помогать. Сейчас мы ждём инвентарь на сумму около 300 тысяч рублей, из них в два района области уйдут клюшки, в городе останутся клюшки, через пару лет у детей в районах появится возможность участвовать в соревнованиях, появится стимул чем-то заниматься.

– Хорошо, предлагаю всё-таки пройтись по министерству. На прошлой неделе губернатор критиковал Кузьмина, сделав ему серьёзный выговор на тему массового спорта. Что, по вашему мнению, стало причиной критики главы региона?

– К сожалению, причины мне неизвестны, но думаю, что недовольство могло быть вызвано именно тем, что организация спортивных мероприятий сейчас теплится только за счёт каких-то федеральных программ типа – футбол в школу, гандбол в школу, лыжня России и т.д. А вот искра внутриобластной соревновательной системы угасла. Зачем нам все эти шарики-фонарики? Давайте запустим внутреннюю школьную спартакиаду с парадом, с открытием на центральных стадионах. Нам сейчас необходим календарный план среди поселений, по 5-6 видам спорта. Например, футбол летний, хоккей с мячом, хоккей с шайбой, волейбол, баскетбол. Дети будут знать, что в этот период они занимаются одним видом спорта, в следующий период – другим. И все федерации в такой программе будут заинтересованы, потому что, увидев в каком-то селе игрока, мы уже будем стараться привлечь его в школу. Дети сами потянутся, когда увидят систему и услышат звон медалей, которые они заработают с трудом и потом, и всё это будет сопровождаться медийно.

– С медийностью проблемы, у минспорта не видно никаких программ продвижения или агитаций, единственное о чём было слышно – прошла программа по ГТО, но опять же федеральная.

– Да и её не видно. На примере Кирова могу сказать, там работает друг – там действительно видны объёмы работы по ГТО, видно, что люди действительно делом занимаются, а у нас, за сдачу норм, награждают министров и прокуроров.

– У нас большинство критики поступает от федераций – денег не дали, денег перестали давать, министр ни разу не приехал, хотя медали они берут.
– По моему мнению, если крупные мероприятия сжирают основную массу денег, то по статьям развития спорта что-то недосчитывается. Вот поэтому я и не знаю, как достучаться до властей, чтобы они хотя бы посмотрели проект по развитию дворовых видов спорта – ведь это был отличный проект, который работал. И процесс реализации этого проекта позволил нам тогда выявлять множество недостатков в работе заливщиков, в подготовке инструкторов. Проект был востребован, но его зарубили. Если только заливкой катков у нас занимается каждый год новая организация, то откуда взяться системе? Поэтому мы с ОНФ предложили создать муниципальное бюджетное учреждение, отдел при комитете управления спортом, который занимался бы именно развитием дворовых видов спорта, куда ушли бы инструкторы, привязанные к ТОСам, заливщики и обслуга плоскостных сооружений. Получается около 100 человек, с которыми хорошо бы завязалась соревновательная система и смогли бы сотрудничать федерации.

– Из всего вышесказанного я делаю вывод, что есть у нас ставки, на разных структурных уровнях, которые не координируются и которыми системно никто не занимается?
-Я бы сказал, что у нас даже видения этого вопроса в принципе нет, мелькают только где-то его отдельные всплески, а тех людей, которые нам необходимы и сами готовы заниматься проблемой, мы отталкиваем своим безразличием.