Образ Китая, характер делового человека, сны и пробуждение, ирония судьбы и ирония повествования, миф об Эдипе, родовые сценарии и мотивы прощания – вот тот далеко не полный перечень проблем, которые решили обсудить исследователи творчества Гончарова на недавней международной конференции.
Традиционная встреча гончарововедов прошла совсем недавно в Ульяновске и была приурочена к празднику 205-летия со дня рождения великого писателя. На конференцию приехали около 70 ученых из 17 регионов России, а также Японии, Украины, Германии, Венгрии, Италии и Китая.
Вечные темы журналистов
Наш корреспондент присоединился к одной из секций, где выступали исследователи в основном из Москвы и Питера. Помимо достаточно традиционных тем (например, «Образ матери в произведениях Гончарова»), литературоведы затронули те аспекты творчества романиста, которые показывают нашего известного земляка с совершенно новой стороны.
– Я хотел бы рассказать о деятельности Гончарова в газетах – точнее, о его фельетонах, посвященных повседневной петербургской жизни. На первый взгляд, это может показаться довольно скучным занятием, но на самом деле их внимательное изучение может высветить совершенно иначе многие мотивы больших романов Ивана Александровича, – отмечает молодой филолог из Санкт-Петербурга Кирилл Зубков.
Кирилл входит в группу по академическому изданию сочинений И.А. Гончарова, и один из предметов его научного интереса – установление принадлежности неподписанных текстов нашему великому земляку, иными словами – проблемы авторства или атрибуции.
– Гончаров довольно часто публиковал свои фельетоны в изданиях известного журналиста и редактора Андрея Краевского – в частности, в газетах «Голос» и «Санкт-Петербургские ведомости». Его заметки посвящены расплодившимся бродячим собакам, кусавшим прохожих, плохим мостовым, отвратительному ночному освещению и лихачам, калечившим горожан.
– В общем, это те самые вечные темы, которые до сих пор являются объектом пристального внимания и предметом многочисленных статей современных журналистов, – говорит исследователь.
«Недовольный» автор
Зубков конкретизировал свои наблюдения на примере двух любопытных текстов – фельетонах, опубликованных в начале 1860-х годов в «Санкт-Петербургских ведомостях». Один из них подписан псевдонимом «Довольный», под другим значится подпись «Недовольный». По мнению молодого питерского филолога, автором последней заметки вполне мог быть именно Гончаров.
– В пользу этого свидетельствуют письма писателя к Краевскому, где он пишет примерно следующее: «Я опять изберу для себя один предмет и буду преследовать его энергически, пока не достигну цели. Так, фельетонами достигнуто ограничение собак, достигнуто и то, что будут посыпать тротуары песком», – цитирует гость из Северной столицы.
Есть и другие косвенные доказательства – например, в фельетоне Недовольного присутствует отсылка к ситуации в Дрездене – точнее, к тому, что в этом городе всех собак водят гулять в намордниках. Незадолго до публикации газетной статьи писатель как раз посещал упомянутый город. Отмечается и стилистическое сходство: и Недовольный, и Гончаров-фельетонист очень любят цитировать своих оппонентов и всячески доказывать их же словами абсурдность их позиции. Интересно, что для стиля гончаровских романов подобная манера не свойственна.
– Возникает вполне закономерный вопрос: как же все сказанное выше связано с магистральной линией изучения творчества писателя, то бишь с его главным романным «четырехкнижием»? Как я уже говорил, внимательное прочтение таких маргинальных текстов – фельетонов на злободневные темы – позволяет по-новому взглянуть на его литературное творчество. Например, все те, кто читал книгу очерков «Фрегат «Паллада», обратили, наверное, внимание, как часто писатель описывает бродячих собак и состояние мостовых в тех городах, что попадались ему по пути. Вероятно, эти повседневные мелочи имеют особое значение для Гончарова, раз он так часто пишет о них, – считает Кирилл.
Для писателя указанные «детальки бытия» говорят об общем уровне развития цивилизации того времени. Стоит добавить, что к теме «Гончаров-газетчик» обратился и другой участник встречи – исследователь из Питера Сергей Гуськов.
Отметим, что вдохновение из газетных новостей и повседневных деталей черпал не только наш известный земляк. Известно, что, к примеру, Достоевский также не брезговал обращаться к сюжетам из современной ему прессы.
Сергей Соболев