На празднование 205-летия со дня рождения великого русского писателя Ивана Гончарова в Ульяновск, кроме других многочисленных потомков семьи Гончаровых, приехали и молодые французы.

В прежние годы частыми гостями города на Гончаровских праздниках были три сестры Симон – Элизабет, Клер и Мари-Элен, потомки Гончаровых по линии брата писателя Николая. Но время неумолимо: Элизабет уже нет в живых, а Клер и Мари-Элен, в силу возраста, дальнее путешествие в Россию не по силам.

Вместо них в Ульяновск отправились двоюродные братья – Николя Мартэн и Сириль Харрисон. Для них это была волнующая встреча – с Россией, с родиной своего далекого предка на Волге, с огромным музеем, посвященным всемирно известному писателю. Особенной встреча оказалась и для братьев: хотя оба они и живут в Париже, но давным-давно не виделись. И вот – обнялись в Ульяновске!

Корреспонденту нашей газеты удалось побеседовать с братьями с их первых шагов по Историко-мемориальному центру-музею И.А. Гончарова.

Для начала знакомимся с ними.

Николя Мартэн – сын Мари-Элен. По профессии телеоператор и осветитель, работает сейчас в ночном клубе на Елисейских Полях. Женат на вьетнамке, учительнице в начальной школе. Вместе они воспитывают сына и дочь.

Сириль Харрисон – сын Одиль, дочери от второго брака Луи Симона, отца сестер Симон. Сириль – инженер по звуку, фрилансер, работает на различных концертах со своей студией звукозаписи. В Ульяновск он приехал с подругой Флор, шеф-поваром одного из парижских ресторанов.

Мои вопросы адресованы обоим братьям.

– Есть ли в ваших семьях традиции, связанные с памятью о Гончаровых?

Николя:
– Мне много рассказывала о путешествиях в Ульяновск и о Гончаровых моя тетя Элизабет. Но когда я был в подростковом возрасте, то все это отодвигал на задний план. Сам став отцом, я начал слушать ее внимательно. И тете Элизабет, к которой я относился с большой нежностью, я пообещал, что обязательно поеду в Россию. Но, к сожалению, она внезапно умерла. И теперь свое обещание ей я выполнил. В будущем надеюсь привозить сюда своих детей, чтобы они почувствовали эту удивительную атмосферу России.

Сириль:
– Мама рассказывала мне о семье Гончаровых и об Иване Гончарове, когда я был еще маленьким. Она хотела, чтобы я осознал важность этого писателя. Мама вообще интересовалась всем русским и даже изучала русский язык. И я тоже перед поездкой в Россию взял несколько уроков русского.

– Читали ли вы произведения Гончарова?

Сириль:
– Я прочитал «Обломова», отрывки из «Фрегат «Паллада» и несколько рассказов. Меня взволновала история, рассказанная в «Обломове». А в книге «Фрегат «Паллада» я прочитал, в частности, рассуждения писателя о том, что сейчас называется глобализацией, и это делает произведение актуальным.

Николя:
– Честно говоря, я не до конца прочитал «Обломова»: был ленивым подростком, когда мне дали в руки эту книгу. Считал, что надо довольствоваться радостями жизни. Теперь, став отцом, я понимаю ценность чтения. Современные дети сейчас, к сожалению, слишком много времени проводят с гаджетами, что плохо. Я стараюсь, чтобы мои сын и дочь читали. Пока это комиксы и детские журналы. Надеюсь, что в будущем у них возникнет потребность в более серьезной литературе.

– Чувствуете ли вы мистическую связь с Россией?

Николя:
– Мой творческий псевдоним -«Гонча», сокращенное от Гончаров.

Сына своего, который занимается фехтованием, я называю «шевалье Гончаров». И еще пример, хотя он похож на анекдот: во Франции, где произошло смешение разных культур, когда эмигранты меня упрекают, что я француз, я отвечаю им, что я русский. Вообще, у меня есть гордость, что я принадлежу к семье Гончаровых.

Сириль:
– Я узнал себя, когда читал роман «Обломов». Считаю, что этот персонаж – связующее звено между мной и Россией.

– Есть ли в ваших семьях гончаровские реликвии?

Сириль:
– Это книга «Обыкновенная история», старинные фотографии родственников и открытки 80-х годов ХХ века с видами Ульяновска. Мама их бережно хранит.Николя:

– Основной семейный архив – у тети Клер. Своему сыну Матео я обязательно буду рассказывать о корнях нашей семьи.

– А как вы проводите свободное время?

Сириль:
– Как Обломов люблю отдыхать. Слушаю музыку, играю на барабанах, тамбуре и лютне. С Флор мы много путешествуем и говорим о еде, потому что она творчески относится к своей профессии повара.

Николя:
– У меня мало свободного времени, потому что нужно зарабатывать деньги, чтобы кормить, воспитывать детей и дать им образование. Если нахожу время для себя, то хожу в кино, занимаюсь фотографией. Люблю гулять по Парижу, независимо от времени года и погоды.