В Ульяновском «NEBOLSHOM ТЕАТРЕ» (ТЮЗе) прошла завершившая 15-й юбилейный сезон премьера спектакля для взрослых «Звериные истории» по пьесе современного американского драматурга Дона Нигро.
Постановка – настоящий успех режиссера Марины Корневой. У нее получился спектакль-размышление, не лишенное, впрочем, зрелищности и занятности. Вместе с автором пьесы она ставит философские вопросы о смысле бытия: зачем живем? почему не хотим видеть дальше своего носа? зачем, походя, словом убиваем любящего нас человека? почему нас так тянет к гибельному обрыву или к «мышеловке», которая обязательно сломает нам хребет?..

Хотя спектакль состоит из 11 историй-новелл, он не теряет свое целостности. Мозаика постановки складывается в панно, где в сложный орнамент переплелись множество сюжетных линий, жизненных позиций, оттенков переживаний. Главные герои – будто бы звери. Однако зрители легко прочитывают метафору и сопоставляют персонажей с собой. «Я как тот Бурундук, или – Кошка, или – Сурок…», – выходя из зала, говорили некоторые.

Действие в «Звериных историях» происходит на железнодорожном вокзале, среди зверей-пассажиров. Словно бы в ожидании своего рейса или уже в купе, они по очереди рассказывают о себе зрителям или друг другу. Получаются даже не истории, а притчи, потому что и герои, и ситуации, и их образ мыслей весьма типологичны.

На сцене всего пять актеров – Азат Ахтямов, Ольга Кашкарова, Елена Мякушина, Александр Сухомлинов, Евгений Юманов, а кажется, что спектакль населен множеством персонажей. Молодые артисты пластичны, легко перевоплощаются в самые разные по характеру образы, демонстрируют пародийный дар, изображая повадки животных.

Динамизма аскетичной вокзальной декорации придает черно-белая анимация на заднике сцены. Через рисованное вагонное окно видно, как мимо проносятся поселки, поля, леса. Движение ли это вперед или бег по кругу – каждый из зрителей решает сам.

Переходя от истории к истории, появляется впечатление, что все безнадежно и сумрачно в этом мире. Вот Индюшка (артистка Ольга Кашкарова) мечтает научиться играть на саксофоне и стать знаменитой. Ее соплеменники, чья жизнь ограничена поглощением кукурузы и жучков, насмехаются над ней. И действительно, нет у этой странной птицы ни губ, ни пальцев, чтобы играть на музыкальном инструменте. Но ее это не пугает, как не пугает и угроза отбиться от стаи и ни за что пропасть. «Ненормальная» все же уходит в неизвестность искать свое мифическое саксофонное дерево. Затея, скорее всего, безнадежная. Но ведь если не мечтать и не стремиться сделать невозможное, то так и останешься скучной заурядностью и будешь до конца дней своих рыться в земле в поисках жучков.

Иная цель у героя другой истории – Бурундука (артист Александр Сухомлинов). Чтобы избавиться от страхов перед Коршуном и мыслей, что есть Бог, зверек суетливо, в сильном нервном напряжении роет тоннели. Он прячется в работу, только бы ни о чем не думать. Но ужасные мысли все равно лезут и лезут в голову: а что если Бог – пустота внутри прорытого им лабиринта?.. Нет уж, лучше «не думай, рой, рой, работай!». Не является ли этот девиз Бурундука и девизом некоторых из нас?..

А стадное чувство, которое порой так и тянет к краю обрыва? Чем мы не лемминги, о которых повествует один из сюжетов спектакля? Навязчивый зуд в голове заставляет их двигаться все вперед и вперед. Почему, зачем? Неизвестно. Какие могут быть последствия? Неважно. Главное, не отстать и видеть перед собой вожака с протянутой вперед по-ленински рукой.

Особенно сильное впечатление производит заключительная история о Коровах, истомившихся в длинной очереди, которая ведет неизвестно куда. Их привезли из родных привычных мест, и теперь они чего-то ждут. Непонятное волнение, тревога, у кого-то начинается паника. Одна корова утешает других: мы существуем для некой высокой цели. А в воздухе неуловимо пахнет смертью, и ничего уже нельзя изменить.

К этим и другим далеко не самым умным, сильным, душевно тонким и удачливым персонажам Марина Корнева относится с нежностью и добротой. Они действительно трогательны в своей беспомощности, в неумении либо осознать, либо решить свои проблемы, исправить ошибки. Впрочем, постановщик дает им шанс взлететь над обыденностью, открыть в себе новые возможности. В финале на «конечной станции» спектакля по мановению ее режиссерской руки на экране в цвете появляются парящие над землей облака и птицы. И звучит саксофон, и самозабвенно играет на нем, хотите – верьте, хотите – нет, та самая Индюшка, сумевшая вопреки обстоятельствам сделать былью свою сказочную мечту.