Создан прецедент в Ульяновской области: впервые в стране суд признал незаконной территориальную схему обращения с отходами. Как оказалось, внесенные в схему свалки размещаются на территории, которая в Генплане обозначена как населенный пункт, что нарушает федеральное законодательство. Несмотря на это, переносить свалки никто не собирается.

Мусорная проблема – одна из главных в повестке Года экологии. Всего в России накоплено 100 млрд. тонн бытовых и производственных отходов, которые занимают территорию размером с Нидерланды. В этом году должна была стартовать мусорная реформа, но (по российской традиции) из-за проволочек в принятии необходимой правовой базы основную часть реформы перенесли на 2019 год.

Сказалось не только отсутствие синхронизации законотворческой политики на федеральном и региональном уровнях, но и неготовность к реформам на местах. Так, например, совершенно нереально было выполнить запрет на захоронение твердых отходов, содержащих полезные компоненты, который должен был вступить в силу с 1 января 2017 года. Ведь для этого сначала надо построить перерабатывающие комплексы, а сейчас их просто еще нет на многих территориях, в том числе и в Ульяновской области.

Некоторые регионы, впрочем, решили не откладывать и перейти на новую территориальную схему обращения с отходами. Как выясняется, зря поспешили…

По заказу Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта схема разрабатывалась для нас московским ОАО «Центр благоустройства». Ее можно посмотреть на сайте Департамента природных ресурсов и экологии по ссылке: http://www.mpr73.ru/territorialnaya-skhema-obrashcheniya-s-otkhodami. Более того, она даже прошла согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и в соответствии с требованиями федерального законодательства была утверждена 26 сентября 2016 года. Однако начать работать по данной схеме, как ожидалось, с 1 января 2017 года не получилось. Для начала надо было провести конкурс среди региональных операторов, а для этого требуются рассчитанные и утвержденные тарифы, которых также нет А вот сейчас еще и областной суд признал схему недействительной. То есть, скорее всего, ее будут корректировать, вносить правки и заново принимать. Кроме того, судебное решение может быть обжаловано.

Как заявил на суде руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области Александр КАПЛИН, по законодательству, когда город в соответствии с изменениями Генплана меняет категорию земель, он никого не обязан ставить в известность. Это послужило причиной того, что свалка в Баратаевке на бумаге оказалась населенным пунктом. Но это поправимо.

Ситуацию рассмотрели на заседании Комитета по ЖКХ, благоустройству и охране окружающей среды в Ульяновской Гордуме под председательством Дмитрия НАСОНОВА.

– В 2008 году была совершена такая, можно сказать, техническая ошибка, и территории, на которой расположены полигоны, обслуживающие город Ульяновск, были отнесены к населенным пунктам. В силу федерального закона захоронение отходов в границах населенных пунктов строго запрещено. Стоит отметить, что граница муниципального образования и граница населенных пунктов – это разные вещи. И на территории муниципального образования могут быть земли разной категории, например, транспортные, промышленные, охраняемых природных территорий и тд., – пояснил депутат. – На Комитете рассмотрены и одобрены предлагаемые поправки в Генплан, которые предусматривают изменение категории земли без изменения границы муниципального образования «город Ульяновск».

Иными словами, свалка в Баратаевке никуда переноситься не будет, просто в документ внесут поправки, обозначив территорию свалки соответствующим образом.

Алексей Николаев