Прошу прощения, что без очередного исторического сюжета, завтра будет обязательно. Захотелось высказаться о некоторых суетных делах сегодняшнего дня и видении их в ретроспективе городской истории.
Почитал на днях на городском новостном портале обсуждение по поводу открытия на перекрестке улиц Гончарова и Ленина очередного «Магнита» взамен почившей «Парижанки». Одно слово – грустно. Понятно, что подобные дискуссионные площадки выполняют лишь роль клапана для стравливания пара, не влияя особо на принимаемые решения. Но в этом случае и само обсуждение не порадовало. Уважаемые земляки вяло подискутировали, какую торговую точку они хотели бы здесь видеть: «Магнит», «Гулливер» или, может быть, ресторан, традиционно заменяя аргументы взаимными колкостями. Попутно обсудили достоинства и недостатки разных торговых сетей. Спору нет, вопросы насущные. Но никто не вспомнил, что место это имеет название, ставшее историческим. С момента открытия продуктового магазина в 1963 году, к нему намертво прикрепилось образное имя «Аквариум», иначе магазин никто не называл, да и теперь его нередко можно услышать. Большие, сплошь стеклянные витрины по тем временам были новинкой, вызывая ассоциации с рыбьим домиком. Нечастый случай в городской истории: в итоге народное название получило официальный статус. Ведь и ЦУМ сначала хотели назвать «Столбами», это слово даже красовалось на проекте торгового дома. Но – не срослось, видимо, высшее руководство не одобрило. А вот вывеска «Аквариум», появившись на доме 22 по улице Гончарова в 1999 году, занимала свое место 12 лет, вплоть открытия тут невесть откуда взявшейся в Ульяновске «Парижанки». Итого – без малого полвека существования «Аквариума».
Вообще – перекресток этот вызывает двойственное чувство. С одной стороны – статусное место: пересечение двух центральных улиц, Дом Гончарова, памятник ему же, городские куранты. С другой – оно уже давно превратилось в памятник беспамятству, олицетворяя издевательство над историей города. И это даже если не вспоминать о разрушенном Вознесенском соборе, а говорить о более поздних событиях. С исчезновением ограды бульвара потеряло всякий смысл и окончательно ушло народное название «чугунка», памятное не одному поколению ульяновцев. Уже который год видим пристрой к Дому Гончарова (склад-магазин Юргенсов – типография Балакирщикова) лишь нарисованным на строительной сетке, закрывающей здание. Периодически появляются статьи об этом (и сам как-то делал материал, попытавшись обобщить публикации последних лет), Управление по культурному наследию уже привычно выносит дежурные предупреждения и представления в суд, до которых владельцу глубоко фиолетово. Пока у здания не появится хозяин, заинтересованный хоть как-то его использовать, а не сбыть поскорее с рук, о ремонте там можно и не мечтать. Теперь вот и «Аквариум», видимо, теряем навсегда, вслед за ушедшими «Ласточкой», «Диетой», «Мелодией»…
Помещение изначально создавалось под большой магазин, и использовать его по какому-то другому назначению просто нецелесообразно. А будет это «Магнит», другой продуктовый или совсем иной магазин, в принципе, не так уж важно. Хотелось, чтобы речь шла совсем о другом – о возвращении народно-исторического названия. С закрытием «Парижанки» появился реальный шанс это сделать. Возможно, рассуждаю наивно, но кажется, что и теперь не поздно, причем без каких-либо особых затрат. В самом деле, почему бы одному из бесконечного ряда безликих «Магнитов» не обзавестись в дополнение красивым собственным именем – «Аквариум»? Наверное, руководство компании не стало бы возражать, получив подобное предложение от городских властей. А еще лучше было бы закрепить за самим местом это название, которое сохранялось бы вне зависимости от того, какая торговая сеть или фирма арендует помещение.
Супермаркет «Аквариум», 2011 год. Из книги «Улица Гончарова», сост. А.Ю.Шабалкин, Ульяновск, 2015.
Перекресток улиц Гончарова и Ленина, 1977 год. Фото ТАСС – tassphoto.com.
Член-писька Общественной палаты
> Теперь вот и «Аквариум», видимо, теряем навсегда, вслед за ушедшими «Ласточкой», «Диетой», «Мелодией»
Научитесь уже расставаться с прошлым. У каждой эпохи свои объекты, названия и вывески. Если в 1970 году открыли магазины, это не значит, что они должны оставаться такими всю жизнь до конца света. Пройдет еще 30 лет, и от Магнитов-Пятерочек не останется следа, еще че-нибудь новое будет. А потом еще что-нибудь. Примите уже естественный ход событий.
Автору
В Санкт-Петербурге и Москве 1900 году были открыты магазины братьев ЕЛИСЕЕВЫХ, ОНИ РАБОТАЮТ И СЕГОДНЯ В НЕИЗМЕННОМ ВИДЕ И ИНТЕРЬЕРЕ!!! НУЖНО УМЕТЬ ЦЕНИТЬ И СОХРАНЯТЬ ИСТОРИЮ, А МЫ ВСЕ МЕЧЕМСЯ И НЕ МОЖЕМ ОПРЕДЕЛИТСЯ ЧТО НАМ НУЖНО!
ULTESTER
Ну так откройте магазин Аквариум – что вам мешает? Он пустовал несколько месяцев – можно было успеть. И попробуйте сделать так, чтобы он проработал 100 лет. Хорошо сейчас сидя на диване умничать как там в Питере и указывать, что должен сделать Магнит.
Не нужно лезть в историю. Выше правильно написано – всё течёт, всё меняется. Чем Аквариум лучше Магнита? Только тем, что его кто-то раньше на 30 лет открыл? А если бы ему пришло в голову назвать тот магазин Магнитом, то сейчас интернет-бойцы требовали бы срочно отменить новый магазин Аквариум и переименовать в старый добрый Магнит.
По таким комментариям сразу видно людей, который умеют только комментарии ворчливые писать и дислайки ставить. Жмите, скорее на красную кнопочку, высказывайте свою гражданскую позицию. Это очень важно и очень всех интересует!
Наталья
В какой-то мере согласна – сменяются времена, сменяются вывески, названия. Но в данном случае поддержу автора статьи, что Магнитов, Перекрестков, Гуливеров и др. супермаркетов множество и все они безликие, а вот Аквариум, Диета, Ласточка, Мелодия были единственные в своем роде и все знали, где это, какой ассортимент продукции, товаров. Это были магазины со “своим лицом” и как-бы своеобразными символами центра города. Я сейчас и не знаю, что на месте каждого из этих магазинов, так часто меняются арендаторы. После 90-х я в эти магазины практически перестала ходить, т.к. зачем идти неизвестно куда. Парижанке было вполне достаточно площадей на ее старом месте, т.к. магазинов косметики предостаточное множество и без Парижанки. Я бы хотела видеть в Аквариуме настоящий ГАСТРОНОМ, отличающийся от будничных супермаркетов, с особенным ассортиментом продуктов и блюд. Сейчас на телевидении очень много хороших передач о кухне, так вот, зачастую в наших магазинах продуктовых невозможно купить даже самых необходимых ингредиентов, что бы попробовать приготовить по предлагаемым рецептам. Одна проблема, кто возьмется такой гастроном организовать, если даже Гуливер отказался от идеи Гурмана в данном здании – нет нормальных подъездных путей для разгрузки товара.
..А,Е
Очень хорош “Гурман”. Чисто, уважительное отношение продавцов, да и ассортимент продуктов нестандартный. Вот именно здесь можно всё найти для любого рецепта!
ULTESTER
А вам не приходило в голову задуматься почему такой хороший и грамотный Аквариум закрылся, а Магнит является одной из самых крупных сетей в мире? Вы можете себе представить сколько стоит аренда в таком помещении? Символ города – это красивые слова, только непонятно на чьи деньги этот символ должен содержаться. Что-то сомневаюсь, что нашлось бы много людей, готовых каждый месяц отчислять хотя бы по 500 рублей на поддержание жизни в этом “символе”.
Владимир II
Магнит на центральной улице это не расставание с прошлым! Отнюдь! Это наше будущее! Так себе будущее.
Центр есть центр, во всем мире жители центра любого города вынуждены мирится с неудобствами. Центр города это визитная карточка города. магнит визитная карточка со знаком минус, магнит это символ низкого качества. У автозавода отгрохали огромный магнитище и сразу же в нем поселился запах порченного мяса, развалы сморщенных овощей и фруктов.
Сейчас в новом городе идет реконструкция магазина Ассорти на Тюленева. тоже поселится магнит. Нормальный магазин не выдержал конкуренции с просрочкой. Магнит как плесень на буханке хлеба Улхлебпрома
Михеич
Да,что уж там, взяли бы и открыли “Победу”! Склад-магазин в центре города напротив Дома-музея Гончарова!!! Всякий интурист запомнил бы ,посетив этот магазинчик, не только,что здесь Ленин родился,ну и этим шедевром. Да! проморгали чины в мэрии,надо было “Победу”! Всё говорим,почему анекдоты из жизни берутся. Вот это решение городских властей -АНЕКДОТ!Задорнов отдыхает.
Вовка из 5 “б”
Купит очередной депутат, оформит на левого и назовёт как хочет. А антикоррупция с прокуратурой только будут зенками хлопать с открытым ртом как страдающие от лишней хромосомы.
Злая Кошка
А вы знаете, что Магниты-то не совсем “безликие”? Посмотрите на кассовый чек – там будет написано. У меня по пути, например, “Магнит-Шилка”. Ещё в каких-то бывала – ну это когда начала обращать внимание на чеки, из любопытства. Так что присвоить конкретно этому Магниту название “Аквариум” как бы не проблема (функционал в их документообороте есть), только ещё предложить повесить соотв. вывеску над входом, вот и получится всё )
Ндааа…
Как интересно! Тоже что ли начать чеки читать?
лялик
Снявши голову по волосам не плачут, прос…ли советскую (нашу) власть, теперь нечего возмущаться!
Моё и все тут, что хочу то и делаю, как хочу так и назову!
Злая Кошка
А вы попробуйте зарегистрировать официально название “как хотите”. Недавно где-то читала – там ооочень строгие требования, не то что какая непристойность, а даже намёк не проходит. Сейчас, например, производители товаров для молодёжи воюют за марку “Фиск”. Не пропускают марку-то – похожа на иностранное непристойное слово. Поглядим, чем дело кончится.
Дожитель
На ул. Ленина, Гончарова, К.Либкнехта, Л.Толстого не осталось продовольственных магазинов в шаговой доступности.
Гость
Не хрен в центре жить)))
Ye-Ye
Больной?
Автолюбитель
У того же Гулливера с бывшей Рябинкой напротив УАЗа тоже не получилось с названием кажется. Не Рябинка это больше, глобализация.
горожанин
Ну в шаговой может и нет,а в 300 метрах в разные стороны магазины есть,хватит дурью мается.
Злая Кошка
Перечислите-ка, где “магазины шаговой доступности”, например, для домов на ост. Улица Ленина?
guess
Дамба у вас есть – замечательный выбор продуктов. Там внутри магазин Победа.
Просто удивительно
Открыть самый убогий из супермаркетов на главной улице города-это безмозглость городских властей. Говорить они могут,а вот думать мозгами и решать вопросы ,увы,не могут. Почему бы именно в этом помещении не собрать всё,что производится в области: сувенирную продукцию, пром и продтовары и,конечно, возродить кафе с ульяновским мороженым (такое было в советское время в “Сказке”,ныне Альфа-банк),сделав предпринимателям нормальную ставку за аренду.Боже,кого у нас только нет и власть,и депутаты,и члены общественной палаты,и молодёжные правительства,и…,а ума хватило лишь в самом центре города открыть “Магнит”, куда катимся ,господа-товарищи?!!!
2
Как куда? Мы,народ,к гражданской войне нищете и разрухе,а путирасты,”домой”,в ландоны,майями да парижи
Ничего удивительного
центр города-это всегда самые дорогие магазины, самые дорогие рестораны, самые дорогие…добавьте свое
И вот если в центре города обыкновенный прод.маг-посудите сами, что в этом городе не так…
Если спросите меня, по моему мнению в нем стало слишком много провинциального.
Кто-то скажет что весь ульяновский бизнес-это одни понты, кто-то, что слишком скудны финансовые потоки и зарплаты населения
А вот последствия у всего этого одинаковые: прод.маг в центре центра как вершина местного комфорта и благополучия, как символ процветания и …самых насущных потребностей нынешних горожан
Злая Кошка
А вы не удивляйтесь, а посчитайте. Торговые точки не просто так съезжают и закрываются. Это вот “всё, что производится в области”, кто покупать будет? Туристы у нас уже толпами не бегают, сувениры сметать с прилавков некому, а на одном мороженом огромный магазин не удержится. Из городского бюджета содержать красивую показушку? Спасибо, пусть лучше Магнит. Он не для красоты, но покупателям будет польза.
конгениально (или поведясь на троллинг)
-выходя из учреждения служащий видит не Zara,Calvin Klein, Dolce & Gabbana, Giorgio Armani,Dior, Prada, Versace и Chanel, а макароны и майонез,
-молодой человек воодушевится не последними достижениями технологических новинок , а хреном с прованским маслом на 3 полке продмага
-девушка для поднятия самооценки станет обладательницей не ожерелья , а килограмма тепличных огурцов
НА ЦЕНТРАЛЬНОЙ УЛИЦЕ ГОРОДА… Безусловно “пусть лучше Магнит. Он не для красоты, но покупателям будет польза”
И польза-то безусловная: стремиться никуда не надо, зарабатывать больше-зачем?
Можно дождаться уценки в связи с истечением срока годности, да и пиво всегда под рукой…
ULTESTER
Дюже любопытно на что у вас хватило мозгов, кроме этого комментария. )) Много магазинов открыли? Эх, комментаторы…
Ольга
Понятно, что все меняется и знакомые названия не вернуть, плохо то, что картинка города меняется в худшую сторону – теперь вот еще и магазин, который мягко говоря не самый лучший в городе.
фанатам магнита
А кто нибудь знает чьё это помещение?