Мои патриотические чувства всегда приходят в норму, когда сталкиваются с очевидными фактами рационального использования возможностей моей Родины. В советской школе нас учили очень даже патриотической песни «Дубинушка». Напомню молодежи главные её строки:
«Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь,
Изобрел за машиной машину.
А наш русский мужик, коль работать невмочь,
Так затянет родную дубину».

Мы очень гордились собой, тем, что главная наша сила – крепкие мышцы, неистребимый энтузиазм, партия и, пардон, биологический пар:
«Подернем, подернем, да…» и так далее.
Но уже тогда, за школьной партой возникали вопросы относительно эффективности этого нашего квасного энергоносителя и ничтожества мудрецов-англичан. Даже учебники рассказывали, что когда СССР в кратчайшие сроки решил построить мощную промышленность практически с нуля, оказалось, что с помощью «Дубинушки» этого сделать невозможно. Своих умений и средств было недостаточно. «Строить социализм» пригласили почти 20 000 иностранных инженеров и рабочих.
За одно десятилетие построили: Магнитогорский металлургический комбинат, АЗЛК (Московский автозавод), Челябинский тракторный завод, «Уралмаш», Горьковский автозавод, Волгоградский тракторный завод, Пермский авиамоторный завод, «Сибсельмаш», Казанский авиационный завод, Новокузнецкий металлургический комбинат. Всего – более 500 заводов. Нанятые американские инженеры перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.
Таким же способом уже в эпоху развитого социализма было построено большинство предприятий химического производства, АвтоВАЗ.
Сегодня большинство автомобилей мировых марок Россия для себя выпускает сама, но с помощью инвесторов. Без них – никуда. Мир становится постепенно единым производственным комплексом.
Первыми это поняли коммунисты Китая. Так же как и мы когда-то, Китай с помощью иностранцев превратился из нищей и голодной страны в сверхдержаву.
Только нам индустриализация обошлась в $250 млрд, потому что мы осуществляли её за свой счет. Китайцы же отдали приоритет инвестициям. А началось там все относительно недавно в 1986 год, когда был принят закон Китайской народной республики « О предприятиях с иностранными инвестициями»
Статья 1 этого закона гласит:
«С целью расширения экономического сотрудничества и технического обмена с другими странами и благоприятствованию развития экономики Китая Китайская Народная Республика разрешает иностранным предприятиям и иным экономическим организациям и физическим лицам (в дальнейшем «иностранные инвесторы») организовывать предприятия с иностранным капиталом на территории КНР и обеспечивает защиту законных прав и интересов таких предприятий».
С этого началось «китайское чудо» и вот уже сам коммунистический китайский капитал осуществляет свою инвестиционную экспансию по всему миру. Россия, естественно, у китайцев в приоритете. Сибирь и, особенно Дальний Восток довольно интенсивно меняет разрез глаз, в приамурье выходят телепередачи на китайском языке, в Иркутской тайге многие деревья помечены иероглифами.
Вот и до нас добрались китайские товарищи, собрались строить в Подкуровке цементный завод. Это вызвало протест местного населения и особенно – не очень-то местного, но имеющего тут дачную землицу.
Это проявление патриотизма? Не верится. Патриоты, обладатели фазенд и поместий, вряд ли бы отдали природные богатства, которые находятся прямо под ногами, иностранным инвесторам, Патриоты вкладывают свои средства в развитие своей Родины, создают рабочие места землякам, а не вывозят деньги в оффшоры.
Это протест против экологической угрозы?
Да, это протест.
Обоснованный?
Вот в этом-то вопросе и сконцентрирована вся проблема неблаговосприятия населением инвестиционных проектов. Пишут: « В попытке переубедить протестующих облправительство взялось отправлять делегации из сельчан в Китай на тамошний завод «Конча». Участники первой делегации проверяли чистоту воздуха у завода, протирая листья растущих рядом деревьев влажными салфетками. Вернулись они довольными увиденным и успокоенными. Эколог Лев Левитас, также летавший в КНР, заверил журналистов, что китайские технологии по безопасности не идут ни в какое сравнение с новоульяновскими»….
«В попытке переубедить» и заключается ошибка облправительства. Переубеждать – поздно. Убеждать надо (было в данном случае). И совсем необязательно с помощью влажных салфеток. Есть же средства более информационные: экспертное экологическое заключение, схема карьеров и транспортных магистралей, объявление о приеме на курсы местного населения для работы на цемзаводе, ролики из цехов аналогичных предприятий, зарплата рабочих этих предприятий и т.д и т.п.- все это должно было быть в каждой хижине и дворце Покуровки.
Почему во времена индустриализации СССР, любые проекты воспринимались населением с ликованием, хотя не редко, это население приходилось переселять с насиженных мест, затоплять кладбища? Да потому, что проекту предшествовала очень тщательная продуманная разъяснительная работа, терпеливо доказывалось благо каждого гражданина от этого проекта. Как ни странно, но в жестокие сталинские времена и потом, заниматься такой работой ни партия, ни правительство, ни «кадры на местах» не гнушались. Социалистический лозунг «Все во имя человека, для блага человека» в этих случаях доказывался в мельчайших деталях.
Сейчас этим кто-нибудь занимается? Судя по настроению в Подкуровке – нет. Там «Дубинушка» так и осталась самой патриотической песней. Инвестиции, инновации и прочие термины прогресса воспринимаются хуже матерных слов – в них темные люди (непросвещенные) подозревают ухудшение жизни.
Владимир Филимонов