ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
от ________________ №_________________
Об утверждении муниципальной целевой программы «Восстановление системы инженерной защиты и противооползневых сооружений в муниципальном образовании «город Ульяновск» на 2013 – 2015 годы»
В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования «город Ульяновск»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить муниципальную целевую программу «Восстановление системы инженерной защиты и противооползневых сооружений в муниципальном образовании «город Ульяновск» на 2013 – 2015 годы» (прилагается).
- Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Ульяновск сегодня» и вступает в силу с 01.01.2013.
Глава администрации города А.В.Букин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации города Ульяновска
от ____________ № ____________
Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ
Город Ульяновск – областной центр Ульяновской области, расположенный на берегах рек Волги и Свияги, с населением около 640 тыс. чело-век.
Местность в окрестностях города в правобережной части представляет собой возвышенную равнину с абсолютными отметками от 53 до 215 метров и крутизной оползневого склона к Куйбышевскому водохранилищу до 450 м., в левобережной части (Заволжье) с абсолютными отметками от 43 до 100 м.
Площадь Куйбышевского водохранилища в пределах Ульяновской области составляет около 200 тыс. га. (2 000 км2) из них затопленных земель – 176 тыс. га (1 760 км2). Интенсивному волновому разрушению подвергаются более 600 км береговой полосы водохранилища. Ширина ежегодно теряемой прибрежной полосы водохранилища составляет в среднем 2 м, а смываемая площадь – 90 га, в т. ч. Около 70 га участков леса. Таким образом, смыв земель за период существования водохранилища 1957 – 2001гг. составляет около 4,3 тыс. га.
Строительство Куйбышевского водохранилища и подъем уровня воды в реке Волга привели к соответствующему подъему уровня грунтовых вод, что явилось определяющим фактором критической оползневой ситуации. В настоящее время в г. Ульяновске наблюдается около 420 активных оползней. В разные годы оползнем разрушались речной порт и портовые склады, железная и автомобильная дороги, а также объекты городской инфраструктуры и жилищного фонда. Наиболее подвержен оползневым подвижкам Волжский склон в центральной и северной частях г. Ульяновска.
Граница склона извилиста, местами она вдаётся в плато, образуя циркообразные углубления, местами же выдаётся в сторону склона, образуя гребни.
Исследования показали, что цирки приурочены к местам выхода на склон подземных вод, гребни же бывают постоянно безводными.
Условия, способствующие образованию оползней:
– климатические особенности: чередование водообильных годов с засушливыми;
– вода, выклинивается из водоносных горизонтов № 5, 7, 9 и 14 верхней трети Волжского склона;
– утечки водонесущих коммуникаций, имеющих высокую степень из-носа;
– размыв склона поверхностными водами;
– своеобразное геологическое строение склона;
– сильно пересеченный рельеф местности с крутыми откосами;
– особенности физико – механических свойств грунта;
– хозяйственная деятельность человека.
Наиболее активные оползневые процессы происходят в период обильных дождей, интенсивного снеготаяния и колебания уровня грунтовых вод.
Регулирование подземного стока (перехват подземных вод), регулирование поверхностного стока (устройство поверхностного водоотвода), а также защита от утечек водонесущих коммуникаций – это функции дренажно-ливневой системы.
До 1990 года в городе велись работы по капитальному строительству противооползневых и берегоукрепительных сооружении. Далее эти все работы прекратились из-за отсутствия финансирования.
Строительство осуществлялось по проектам институтов Ленгипротранс, Ленгипрокоммунстрой, Гипрокоммунстрой, строительными организациями МПС, УСУ Гидроспецстрой, Минмонтажспецстрой.
Построенные с 1940 по 1990 годы прошлого века противооползневые сооружения инженерной защиты не работают в полном объеме, т.е. не выполняют свои задачи, не защищают объекты инфраструктуры от оползней, так как имеют износ от 80% до 100%.
Благодаря тому, что сооружения до сих пор работают, пока не про-изошло катастрофических оползней (как в 1902; 1915 и 1955 годах).
В истории города Ульяновска – Симбирска был целый ряд катастрофических оползней (1902 и 1915 годов), при этих оползнях борт оползневого склона захватил улицы: улица Пролетарская, Северный Венец, Средний Венец, спуск Халтурина, переулок Зеленый, переулок Новый, парк Юности.
Также следует отметить, что было разрушено большое количество строений в подгорье, Симбирский речной порт, пристанские склады, железнодорожная ветка в порт, здания в районе долины реки Симбирки (Карла Маркса, Гончарова), семь опор строящегося моста через реку Вол-га, было разрушено около двух километров железнодорожного полотна.
Размеры оползневых блоков составляли до 1500 метров в длину, 500 метров в ширину и 10 метров в глубину.
В мае 1915г. произошел грандиозный оползень, приведший к боль-шим разрушениям. Ряд зданий дали большие трешины, потолки и своды обрушились. Сильно пострадали линии железной дороги, которые в не-скольких местах разорвались. Местами осела насыпь, так что рельсы со шпалами остались на весу.
Во время войны оползни разрушали железнодорожное полотно в 1943, 1944, 1945 году (последний раз в 1955 году). На несколько месяцев нарушалось железнодорожное сообщение.
Катастрофический оползень был Большой Бутырский оползень в 1961 году, в результате которого пострадало более 200 строений, 20 из которых ушло под землю за несколько часов.
Примером из недавнего времени (4-5 лет назад) является размыв дорожного полотна моста, посредством попадания воды во время ливня (через открытый люк) в телефонную канализацию. Движение транспорта между берегами города было парализовано на несколько суток.
Телефонная канализация не имела сброса в ливневую сеть или сопутствующего дренажа.
Потенциальная возможность реализации оползневой опасности и связанные с ним разрушительные деформации Ленинского мемориального центра, областной Филармонии, Дворца Пионеров, детской областной библиотекой имени Аксакова – риск.
Севернее улицы Тухачевского происходит наибольшая переработка склона оползневыми процессами, которая часто усиливается за счет размыва берега водохранилищем. Фронтальная оползневая зона ежегодно расширяется в направлении бровки берегового склона. Этот участок наиболее опасен для Училища Связи и военно-гарнизонного госпиталя.
На участке от Мемориального центра до областной Филармонии оползень сформировался в основном в 1967 году, но ежегодно склон дополнительно подвергается небольшим оползневым деформациям, о чем свидетельствуют «пьяный лес» на склоне, перемещение ограды бульвара, трещины в асфальтовом покрытии.
На участке от областной Филармонии до спуска Халтурина особую тревогу вызывают оползневые деформации происходящие около здания Филармонии. Территория иногда живописного парка имени Свердлова подверглась действию оползневых деформаций, что повлекло разрушение многих объектов парковой инфраструктуры. Деформации в вялотекущем режиме продолжаются. Причиной описанной предаварийной ситуации с высокой степенью риска является техногенное воздействие на склон, связанное с утечками воды из инженерных коммуникаций, связанное с недостаточной производительностью ливнестоков.
В районе обелиска «Славы» склон согласно наблюдений за состоянием ведомственных противооползневых сооружений, активных оползневых деформаций за последнее время пока не наблюдалось. Однако при воздействии техногенных факторов риска геотехногенного инцидента весьма высок.
Если не провести работы по восстановлению противооползневых сооружений и не снизить уязвимость и деформации зданий Ленинского мемориального центра, областной Филармонии, Дворца Пионеров, детской областной библиотеки имени Аксакова, военно-гарнизонного госпиталя, училища связи, то они разрушатся, а так же под угрозой сползания площадь Ленина. Обвал может произойти в любое время. Это зависит от многих факторов: как будет развиваться оползень, какие метеорологические условия будут в дальнейшие годы и не возникнет ли техногенное подтопление.
На сегодняшний день сложилась критическая обстановка с финансированием объектов экономики и инженерной инфраструктуры, расположенных в пределах влияния оползней. Средств не хватаем даже на содержание уже полностью выработавших свой ресурс противооползневых сооружений.
Надо уделить особое внимание данной проблеме, чтобы избежать катастрофических последствий (ущерб может исчисляться сотнями миллионов рублей).
Построенные сооружения инженерной противооползневой защиты города Ульяновска сильно изношены. Данная программа позволит восстановить:
аварийный участок дренажной сети в районе улицы Тухачевского;
дренажно-ливневую систему в районе Мемориального центра;
дренажно-ливневую систему в районе площади Ленина и областной Филармонии;
Дренажно-ливневую систему в районе Дворца Пионеров и детской областной библиотекой имени Аксакова по улицы Минаева.
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Оползневая опасность на территории центральной части г. Ульяновска и противооползневая защита хозяйственных объектов на ней – одна из самых актуальных тем в наше время. В сфере экологии города и инженер-ной защите окружающей среды и жизнедеятельности человека вопросы противооползневых мероприятий занимают все более значимое место.
Основными причинами возникновения работы дренажно-ливневой системы с отклонениями от требований ГОСТа и Правил являются:
– истечения сроков службы дренажно-ливневой системы;
– климатические;
– наличие различных инженерных коммуникаций, имеющих высокую степень износа;
– ежегодная, на протяжении многих лет, нехватка денежных средств, для выполнения капитального и текущего ремонта.
Основной целью данной программы является – решение имеющейся проблемы по защите людей, дорог, зданий и сооружений от оползневых деформаций, надежное укрепление береговой линии, регулировка поверхностного стока атмосферных осадков на фоне качественного дренажа грунтовых вод, строительство опорно–удерживающих сооружений, улучшение экологической и оползневой ситуации на территории муниципального образования город Ульяновск.
Основные задачи данной программы:
– замена износившихся и практически аварийных сооружений новы-ми, что в свою очередь обеспечит безопасность людей и строений, находящихся в районах, граничащих с местом проведения работ;
– повысить безопасность проживания граждан в оползневых зонах города;
– обеспечение безопасности автомобильного и железнодорожного транспорта между правым и левым берегами города Ульяновска (в районе старого мостового перехода);
– сохранить объекты культуры находящихся вдоль Волжского оползневого склона.
Раздел 3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Реализация муниципальной целевой программы осуществляется с 2013 по 2015 годы, в три этапа.
1 этап. Срок выполнения строительный сезон 2013 год.
Провести ремонт участка дренажно-ливневой системы под площадью Ленина и областной Филармонии.
Провести ремонт участка дренажной штольни в районе Дворца Пио-неров.
2 этап. Срок выполнения строительный сезон 2014 год.
Ремонт дренажно-ливневой системы в районе Дворцом Пионеров и детской областной библиотекой имени Аксакова по улице Минаева.
Ремонт дренажно-ливневой системы в районе Мемориальной зоны.
Строительство гидротехнических берегоукрепительных сооружений для защиты правобережных Волжских водозаборных сооружений
3 этап. Срок выполнения строительный сезон 2015 год.
Ремонт дренажно-ливневой системы в районе улицы Тухачевского – Рылеева.
Ремонт дренажно-ливневой системы в районе Мемориальной зоны
Раздел 4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система программных мероприятий представлена в Приложении к Программе.
Раздел 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Финансирование программы предусмотрено за счет средств бюджета города Ульяновска.
Общий объем финансирования Программы составляет 154 646 тыс. руб., в том числе:
– финансирование мероприятий первого этапа Программы (2013 г.) – 94 464,0 тысяч рублей;
– финансирование мероприятий второго этапа Программы (2014 г.) – 30 000,0 тысяч рублей;
– финансирование мероприятий третьего этапа Программы (2015 г.) – 30 000,0 тысяч рублей.
Раздел 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Текущее управление реализацией программы осуществляет Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска.
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска:
– контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет их отклонение от предусмотренных целей, устанавливает причины и принимает меры по устранению отклонений;
– несёт ответственность за несвоевременную реализацию программы, контролирует целевое и эффективное использование средств, направляемых на реализацию программы;
– формирует и представляет в установленном порядке бюджетные заявки по программе, предлагаемые к финансированию за счёт средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в очередном финансовом году;
– представляет ежемесячно до 10 числа в Финансовое управление мэрии города Ульяновска информацию об использовании финансовых средств в целом по программе и мероприятиям программы;
– представляет ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчётным периодом, независимо от осуществления финансирования мероприятий программы в Управление инвестиций, инноваций и частно-муниципального партнёрства мэрии города Ульяновска отчёт по мероприятиям программы, при этом обобщение и анализ результатов реализации программы осуществляется с точки зрения достижения программных целей на каждом этапе её реализации;
– представляет ежегодно, до 01 февраля в Управление инвестиций, инноваций и частно-муниципального партнёрства мэрии города Ульяновска отчёты о выполнении программы в отчётном году;
– осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий, ведёт учёт и осуществляет хранение документов, касающихся программы.
Ответственный за реализацию конкретного мероприятия программы, за достижение показателей, характеризующих степень выполнения данного мероприятия, и использование ресурсов, направленных на их реализацию подрядчика УМКУП противооползневых работ, на средства данной целевой программы.
Раздел 7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Реализация основных программных мероприятий позволит восстановить 5600 метров дренажно-ливневой системы, произвести ремонт 224 колодцев тем самым укрепить 6,2 км Волжского оползневого склона и решить следующие основные задачи:
– снижение или исключение социальных и экономических потерь в результате начавшегося или потенциально возможного сползания склона;
– повышение сохранности зданий и сооружений, объектов культуры в оползневой зоне города Ульяновска,
– повышение безопасности проживания граждан в оползневых зонах города Ульяновска;
– обеспечить безопасность автомобильного и железнодорожного транспорта между правым и левым берегами города Ульяновска.;
– повысить работоспособность дренажно-ливневой системы;
– повысить устойчивость Волжского оползневого склона, сохранить центральную часть города Ульяновска.
Приложение к программе
нетролль
Боже, какое количество мероприятий! А город ползет все быстрее. И Букина больше нет – теперь он “заседает”.
Итоги программы. Привет сползающим
http://ulnovosti.ru/content/5/Ekspredsedatel_komiteta_dorozhnogo_hozyaystva_administracii_Ulyanovska_Ildus_Yusupov_i_ego_soobschniki_otpravyatsya_na_zonu/
Олег
Всю систему грунтовых вод нарушили своим водохранилищем. А теперь огромные деньги из бюджета тратим, чтобы оползни сдержать.
Почти отчаявшийся
Зато после получения 1,5 лярдов на РЕМОНТ дорог опять начинаем укладывать бордюры.. может для начала ливневками займемся? Понятно конечно свой карман ближе, но тут уже на самом деле не до шуток, да и качество укладки асфальта не выдерживает критики, смысл укладывать асфальт на глину и неразделанные трещины, правильно подготовленное основание по тех регламенту,но до этого нужен дренаж и ливневка, лучше вообще дороги не делать чем халтурить, юридическое образование если не позволяет этого делать надо брать людей профессионалов дорожного строительства
Вообще-то
“..Потенциальная возможность реализации оползневой опасности и связанные с ним разрушительные деформации Ленинского мемориального центра, областной Филармонии, Дворца Пионеров, детской областной библиотекой имени Аксакова – риск.”
А Пионер-парк, он же дом на Минаева строить разрешили. Сами себе противоречат.
Ответственность
Сплошная безответственность временщиков-чиновников.
Романенко
Безоценочное мнение по сути самой Программы.
По объемным параметрам и необозначенной локализации проблемных задач Программа никак не может называться Целевой. Скорее, это План работы городского Управления(?) противооползневых работ, начальник которого оказался в колонии за неизвестные мне прегрешения.. Программа, по всей видимости, принята ради Программы: не может муниципалитет решить обозначенную многокомплексную проблему, вложив в нее всего 120 (90 плюс 30) млн. рублей -время показало, что только на восстановление разрушенной восьмерки городу в 2016-м потребовалось более 150-ти. К сожалению, практика принятия “Целевых Программ” народными избранниками ГД ( а инициатива по их разработке исходит чаще от них, чем от администрации) не обеспеченных реальными и, главное, достаточными источниками финансирования профанирует и цели, и задачи таких программ. За 20 лет таких “целевых” программ принято несколько десятков- от замены лифтов в МКД, рассчитанной на десятилетие, до оснащения МП подвижным электро и автобусным транспортом. Не удивлюсь, что ни одна из них не выполнена и на половину..
По сути: Не понятно, с какой все же целью “Ульяновск сегодня” сегодня опубликовал программу – показать “озабоченность” в связи с оползнями в городе? Но такая озабоченность демонстрирует только бессилие муниципалитетов (не только Ульяновска) перед решением серьезных задач, стоящих перед исполкомами – ведь все “социально-ориентированные” бюджеты на 70-80% состоят из ассигнований, выделенных на зарплаты бюджетников. Так и живем. Имитируем, по большей части, свои возможности и потенциал.
бюджетников
читающие отметили
что в описательной части Программы есть упоминание о “разрушительных деформациях в здании дворца Пионеров”. И кто же тогда дает разрешение на строительство высотного, более 20ти-этажного здания – Букин пописывает Программу, а г-н Панчин дает Разрешение на строительство в зоне РИСКА, прописанного этой программой. И где же, читатели правы, другая зона – Зона Ответственности?! Панчин, получается, не удосужился даже прочесть саму программу, которую обязан был исполнить. Чудеса, однако.
Панчина, по идее – к Юнусову
надо определять: “Злоупотребление должностными полномочиями” -ст 285 УК Рф, не иначе.
НО, похоже, кто-то из гоп-компании областных и городских разрешантов и мзду поимел в связи с этим строительством на Минаева. Как Прокурор не заметил, незнай??
Владимир Воронин”
Ранее опубликованное Разрешение на строительство Пионер-парка, подписанное Панчиным, из перечня http://domnaminaeva.ru/documents уже изъяли…