Иван Сивопляс Так, именно времена революционных лихолетий оставляют о себе память, будь то реальные драгоценности, оружие или семейные реликвии (например, письма дорогого человека), которые тщательно скрывались на чердаке или в подполе, закапывались в укромном уголке двора. Проходили годы, десятилетия, и вот совсем посторонние люди вдруг становились счастливыми обладателями чужих сокровищ. Зимой 1983 года двое ульяновских мальчишек обнаружили в старинном, предназначенном к сносу доме, металлическую шкатулку с драгоценностями — изящные броши, усыпанные драгоценными камнями, массивные браслеты-запястья, карманные часы, баночки для парфюмерии, украшенные затейливыми надписями в стиле древнерусской вязи. Среди предметов, оказавшихся в шкатулке, орден Святого Станислава и медаль «В память 300-летия Дома Романовых. 1613-1913 гг.», запечатлевшая рядом Государя императора Николая II и основателя династии, царя Михаила Федоровича, увенчанного шапкой Мономаха. Этой юбилейной медалью из светлой бронзы впервые в российской истории награждался самый широкий круг лиц, крестьяне и женщины, сестры милосердия Российского общества Красного Креста. Большинство награжденных, кроме действующих военных, жандармов и полицейских, должны были выкупать свои награды. Зато можно было заказать более эффектный — и дорогой — позолоченный вариант медали. Но особый интерес, чтобы предположить, кем были владельцы клада, представляет пряжка с изображением герба Лифляндской губернии (территория нынешней Латвии) — красный грифон с мечом, стоящий на задних лапах. В канун революции Российская империя очень любила справлять разнообразные юбилеи. В 1710 году Лифляндия вошла в состав России, и к 200-летию события, в 1910 году, мог появиться этот драгоценный сувенир. Во время Первой мировой войны 1914-1918 годов германские войска заняли Ригу, столицу Лифляндии, в начале сентября 1917 года за считаные недели до Октябрьского переворота. Некоторых из многочисленных беженцев из Лифляндии донесло и до Симбирска… а дальше — революция, Гражданская война. То, что среди драгоценностей (а орден Святого Станислава делался из золота) «затесалась» бронзовая медаль «В память 300-летия Дома Романовых», видимо, свидетельствует о политических взглядах владельцев клада — с большевиками им явно было не по пути. Можно только посочувствовать тем, кто не смог вернуться за припрятанным. Но так ли стремились однажды зарывшие клад вновь попользоваться своим сокровищем? Одна из теорий, все более популярных среди историков в последнее время, утверждает как раз обратное: забирать клады, по крайней мере, в глубокой древности и средневековье, никто не собирался. Сокровища скрывались именно сами по себе, на удачу, как жертва богам или духам, в расчете заполучить еще большее и лучшее богатство или же здоровье, успех, выгодный брак, положение в обществе. Потому-то тайна клада так тщательно скрывалась даже от собственных наследников, а церемония его зарытия сопровождалась разнообразием ритуалов, с наложением заклятий и проклятий на потенциальных находчиков. Россия вплоть до конца XIX века жила «живым средневековьем». Значит, клады продолжали прятаться на удачу, о чем свидетельствуют народные истории и легенды о богатеях, зарывавших в землю совсем не подходящие бумажные деньги или же поддающиеся сильной коррозии медяки. Так, в окрестностях села Озимки Карсунского уезда был обнаружен клад медных российских монет середины XVIII столетия весом почти 140 килограммов! Свыше полутора тысяч медных монет обнаружили в 1889 году в селе Губино Сызранского уезда. Кстати, от Гражданской войны в некоторых зажиточных местностях остались клады тончайшего китайского фарфора — чашки, блюдца и тарелки, чуть толще листа бумаги, тоже превратились в тончайшие осколки. И именно то, что клады должны были оставаться в земле, и стимулировало старинных поисковиков, превращало работу кладоискателей в настоящий народный промысел! Люди общались, обменивались информацией, запасались картами и описаниями интересных мест и — вместо не существующих еще миноискателей — разными колдовскими предметами и заговорами, без которых никак нельзя было взять по-настоящему солидный клад. Своеобразным центром кладоискательства в губернии являлась пригородная деревня Поливна, в ближайших окрестностях которой «скрывались» будто бы сразу три несметных клада! Симбирские историки и краеведы XIX столетия свидетельствуют, что редкое древнее городище или курган не были изрыты местными кладокопателями. Типический характер для легенд и рассказов о кладах носит фигура атамана Степана Разина. Его удачливость и непобедимость приписывались связям с нечистым, колдовству и чернокнижию лихого атамана. Поэтому понятно «увлечение» легендарного Разина будто бы зарыванием награбленных сокровищ, которые реальный полководец, скорее, пустил на покупки вооружения и выплаты своим отважным бойцам. Но самые обширные и ценные в материальном смысле сокровища были зарыты в Симбирскую землю в настоящее средневековье, X-XV веках, когда она входила в состав мощной и богатой Волжской Булгарии, государства с развитыми ремеслами, городами и торговлей. В эпоху Волжской Булгарии на Волге процветала работорговля. Рабов, поставляемых в основном не вполне окультуренными славянскими племенами, отправляли в государства Среднего и Ближнего Востока. Рабы были предметом роскоши, за них платили серебряной монетой, и нумизматику средневекового арабского Востока и Средней Азии, уверяют ученые, лучше и легче всего изучать на примере волжских кладов. В 1970 году в окрестностях села Матвеевка Старомайнского района трое школьников обнаружили большой глиняный сосуд с серебряными монетами первой половины X века, часть из которых разошлась по личным коллекциям счастливцев и их приятелей, а 825 поступили в Ульяновский областной краеведческий музей. Монеты из сосуда чеканились в Багдаде, Бухаре, Самарканде и в городе Эль-Шаше, нынешнем Ташкенте. Как видим, экономические связи нашего региона со многими республиками бывшего Советского Союза насчитывают не одну сотню лет! Матвеевский клад был зарыт на глубину около метра, явно с расчетом довольно скоро вернуться за ним. Но опять что-то не срослось. Кстати, кладом, тем более интересным для историков, могла стать не только разбойничья добыча, но и разбойничья амуниция. Именно такой клад, или, точнее говоря, «арсенал», обнаружили в 1840 году в лесу близ деревни Новой Баевой Ардатовского уезда: старинные ружья, сабли и некие «конские железные оковы с замками». В том же Ардатовском уезде, но уже близ села Тазина, в 1895 году был найден старинный меч, о котором тоже решили, что он «разбойничий». Клад бронзовых женских украшений, относящихся к IX столетию, обнаруженный в окрестностях Сенгилея в 2004 году, лежал почти на поверхности, его случайно обнаружили во время распашки почвы. За многие столетия вещи, которые, видимо, были завернуты в ткань, постепенно растаскивались вместе с землей по сторонам. Сколько их было всего, тоже неизвестно, добычей археологов стали 59 предметов из бронзы и билона, белой бронзы, 9 изделий из цветного стекла, крохотный ритуальный железный нож и раковина-каури. Подобные раковины широко ценились и использовались в качестве оберегов, да и весь женский костюм всегда носил ритуальный, обереговый характер. Их надевали только по особым случаям, передавали по наследству. Конечно, бронза — не золото и не серебро, но опять-таки в глазах людей своего времени они могли обладать совершенно не измеряемой никакими драгметаллами ценностью. Но людей, помимо реальных — и весьма реалистичных по размеру — сокровищ, всегда влекли сокровища легендарные. Рассказывали, что симбирские «мильен-щики» Мясниковы, они же Твердышевы, сказочно разбогатели, наткнувшись напротив Симбирска на «ладью», нагруженную серебром. Владелец села Ишеевки помещик Кротков невероятно «поднялся» в пору Пугачевского бунта 17731774 годов, будто бы обнаружив припрятанное отступавшими пугачевцами имущество, награбленное в Казани, «состоявшее из золотых и серебряных вещей, драгоценных тканей и мехов». Но самой роскошной правде было далеко до фантастических, еще не найденных сокровищ. Рассказывали, что «клад Стеньки Разина», скрывавшийся будто бы в окрестностях села Шатрашаны Буинского уезда, ныне в Сурском районе Ульяновской области, содержал в себе «сорок пудовок золота (почти 650 килограммов!), многое множество сундуков с жемчугами. На те деньги, которые в кладе, можно всю губернию Симбирскую сорок раз выжечь и обстроить лучше прежнего. Не пропить их, не проесть тех сокровищ всей губернии Симбирской»!.. Или вот еще все в том же Буинском уезде, нынешнем Сурском районе: «В окрестностях деревни Паркиной, на юге от нея, старожилы указывают гору, в которой, будто, хранится клад, положенный Степаном Тимофеевичем Разиным. В 1844 году полицейским сотником деревни Паркиной у одного отставного солдата, при поимке сего последнего на той горе с тремя крадеными лошадьми, отобран список, снятый, будто, со списка самого Степана Разина, в котором он описывает место, где положил клад и что положил, как его взять и какие молитвы должно читать, когда будешь приступать к открытию сокровища, какие страсти при том будут представляться и как распорядиться найденным сокровищем». А «страсти» обещали быть нешуточными. Присутствие кладов давало о себе знать страшными и непонятными видениями в форме блуждающих огней, людей, животных и всяческих монстров. В частности, «разинский» клад в губернском городе Симбирске, на склоне к реке Свияге, являлся очевидцам в виде козленка, а клады на горе близ деревни Кошелевки, в нынешнем Карсунском районе — «серого барашка». Кладоискатель был обязан поделиться найденным в равной доле с каждым случайным человеком, вдруг оказавшимся на месте раскопок, и ни на миг не впускать в свое сердце алчных мыслей насчет того, как он «получше» распорядится найденным: нечистая сила тотчас уводила найденное богатство прямо из рук и могла жестоко покарать жадину, будь то безумием или безвременной смертью. В общем, еще та история — история, сулящая множество неожиданных открытий. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Эссер
У нас соседи нашли клад в старом доме, коих в центре куча, продали и купили квартиру в Москве :)