Десять лет назад ульяновец Максим Царев взял в руки проволоку и кусачки и попробовал сделать игрушечного человечка. Вслед за первой фигурой появились и другие, к людям добавились лошади — получилась целая армия. Результаты труда, выложенные в интернет, так впечатлили ценителей проволочного искусства, что Максиму предложили написать книгу о своем увлечении. Сейчас ульяновец думает над тем, как лучше обучать желающих этому мастерству. На днях в квартире-музее семьи Ульяновых прошел его мастер-класс по созданию фигур из проволоки. Мы поговорили с Максимом о том, насколько сложно овладеть этим не самым распространенным искусством и о том, какие вершины проволочного мира им еще не покорены.

– Максим, это достаточно редкое увлечение появилось у вас около десяти лет назад в связи с интересом к настольным играм. Вы с тех пор успели сделать много разных фигур?

– Поначалу это увлечение никак не развивалось. Оно длилось около полутора лет, за это время я сделал фигурки, которые сейчас мне кажутся очень простыми. Из сложных были только лошади. Их фото я выложил на сайте «Лобзик.ру» и на этом успокоился. А человечки просто лежали в коробке. И вот где-то в 2013 году это увлечение вновь проявило себя. Одно из известных московских издательств, видимо, через этот сайт нашло меня во ВКонтакте и предложило написать книжку по их созданию. Я удивился, ведь я и сам делал их по технике, которую нашел в интернете, но, как мне сказали, “раскачать” ее автора на создание книжки им не удалось. И я согласился.

Для книжки мне пришлось изготовить новых человечков. И новые получились гораздо лучше, чем те, которые были до этого. Я уже придумал свою технологию, с ней человечки получались гораздо пропорциональнее. Появилось много интересных приемов, которые позволяли сделать фигурки более детализированными и качественными. Для лошадей была придумана также новая технология, которая, на мой взгляд, стала проще.

Когда материал для книжки был готов, я передал его в редакцию. Однако через какое то время мне ответили, что книгу не могут издать из-за кризиса. Но ведь материал был уже готов и мне было жалко, если он пропадет!

И я решил издать книжку за свой счет и после сбора средств через ресурсы краудфайндингов. Оформление, верстка, корректура – это оказалось не так дорого. Но даже если я и не насобираю средств на ее издание, все равно сделаю так, чтобы она была у меня в электронном виде и у меня был свой книжный экземпляр.

Но все же, прежде чем печатать, мне нужно было убедиться самому, что по моей технологии у людей получится что-то сделать. Поэтому я решился на проведение мастер-классов.

– Как вы используете те фигуры, которые делаете?

– Я объединил их в одну композицию “поле битвы”, и какое-то время они украшали у меня рабочее место. Коллегам было интересно. Потом я забрал их домой для реализации новых идей.

Я находил в интернете интересные пейзажи и прямо на фоне монитора собирал различные композиции с человечками, обкладывал их всякими камушками и мхом, затем фотографировал. Получилось очень необычно и интересно. Казалось, что маленькие человечки действительно находятся в том месте, которое изображено на фоне.

Сразу после этого пришла другая идея: создать комикс с проволочными человечками. Но кадры уже снимать на природе. В лесах очень много пней, покрытых мхом, это все можно представить как сказочные горы и лес. Но мне для реализации этой идеи нужен тот, кто бы написал интересный сценарий и диалоги к нему. Пусть для начала небольшой, чтобы объем фотографий был не более 50 кадров. Пока я в поиске такого человека. Возможно, этот комикс станет приложением к книжке.

– Не пробовали ли вы делать такие фигурки на продажу, может быть, были желающие сделать вам такой заказ?

– Об этом часто спрашивают. Я отвечаю, что время, которое уходит на их создание, делает их продажу нерентабельной. Например, основу можно скрутить минут за 15-20, а дальше начинается самое интересное – придумывание и продумывание различных деталей. На это уходит действительно много времени. Например, на создание эльфа у меня ушло порядка восьми часов. Второго, такого же, я сделал уже быстрее. Думаю, если бы я сейчас делал их сразу по четыре штуки, то уложился бы как раз часов в 8-10. Вообще я считаю, что из проволоки сделать можно все, что угодно: любых героев фильмов, мультфильмов и компьютерных игр. Поэтому, если найдется коллекционер, готовый оплатить мое потраченное время, то я готов взяться за работу.

– Как бы вы оценили результаты мастер-класса в квартире-музее?

– Это не первый мой мастер-класс. Предыдущий был такого же формата: пришедшие на него люди были случайными, они просто шли в музей, но согласились поучаствовать и в мастер-классе. Поэтому среди них были и те, у кого для первого раза получилось хорошо, а были и те, кто не может элементарно намотать одну проволоку на другую. Сейчас у многих детей пальцы развиты ровно настолько, чтобы ими можно было гладить сенсор смартфона или крутить спиннер. Для таких людей я хочу продумать несколько подготовительных упражнений и каких-нибудь быстрых и простых работ.

У меня уже есть приглашение на новый мастер-класс. Надеюсь, на нем я уже опробую новые методики и потом также включу их в книжку.

– У вас достаточно быстро получилось сделать интересные и качественные фигурки. Как вы считаете, какие способности нужны для такого успеха – усидчивость, пространственное воображение?

– Нужны и усидчивость, и пространственное воображение. Безусловно, нужна развитая моторика, очень важно наматывать проволоку плотными витками без пробелов и перехлестов. Особенно это существенно при выборе той техники, которую я придумал уже для создания своей книжки.

– Вопрос, который волнует тех, кто, увидев ваши работы, хочет попробовать свои силы: где можно достать подходящие провода и какие инструменты могут понадобиться для создания таких фигур?

– Нужна одножильная проволока. Такая держит форму. Проще всего достать ethernet-кабель, он есть практически во всех радиомагазинах и магазинах с электротоварами. В нем есть оранжевый, синий, зеленый, коричневый и белый цвета. С другими цветами сложнее, но они имеются в других кабелях, которые также продаются в этих магазинах.

Еще нужны кусачки и маленькие плоскогубцы, иногда для сложных фигурок приходится использовать шило.

– Есть ли какая-то фигура, которую вы бы хотели сделать, но пока еще она для вас слишком сложна или вы не выполнили ее по каким-то другим причинам?

– Я хочу сделать автомобиль багги, наподобие тех, что были в фильме “Безумный Макс”. Прототип колеса уже давно готов, но до самой фигурки руки пока не доходят. Еще в планах всякие животные кошечки, собачки. И есть идея сделать танцующую танго пару.

Лидия Пехтерева