Общеизвестный факт, что нынешний Заволжский район Ульяновска начинался с трех прибрежных слобод: Часовни, Канавы и Королевки. Увы, положив начало огромному индустриальному Заволжью, сами они канули в пучину Куйбышевского моря. Довольно подробно описана их история примерно с 1900 г. до затопления. Об этом, в частности, писали В.Н.Ильин, Е.А.Бурдин. Когда же речь идет о временах более ранних, то большинство источников лишь цитируют П.Л.Мартынова, который сам признавал недостаточность изученности вопроса. Откроем «Сборник исторических и статистических материалов о Симбирской губернии», изданный Симбирским статистическим комитетом в 1868 г. – труд, широко цитируемый Мартыновым. «Что же касается слобод Часовни, Канавы и Корольчихи, то в них преобладает, почти исключительно, сельский характер; не имея земли и почти никаких промыслов, кроме хлебопашества, обыватели этих слобод считаются горожанами, тогда как на самом деле отсутствие широкой фабричной жизни… не позволяет им оторваться от старого земледельческого быта, что, конечно, отражается и на внешнем виде этих слобод». П.Л.Мартынов через 30 лет описывает слободы очень похоже. «Слободы, находящиеся на левом берегу Волги, существовали, по всей вероятности, еще до основания Симбирска. Хотя нет документальных данных, …следует придти к заключению, что здесь издавна были мордовские рыбацкие поселения. Когда эти слободы причислены к г.Симбирску тоже неизвестно. Масленицкий, в топографическом описании Симбирска 1783 г. об заволжских слободах вовсе не упоминает. Но в 1850 г., когда обсуждался вопрос об отделении Самарского и Ставропольского уездов от Симбирской и о присоединении их к… Самарской губернии, причем границею… была принята р.Волга, заволжские слободы… считались уже частью г.Симбирска и… остались… в ведомстве Симбирских властей. В настоящее время на левом берегу Волги расположены 3 городских слободы: северная – Часовня, средняя – Канава и южная – Королевка (или Корольчиха). В них преобладает, почти исключительно, сельский характер: жители, хотя и причислены к Симбирским мещанам, но занимаются только садоводством, огородничеством и отчасти хлебопашеством, на арендуемой у города земле, т.к. своей пашни не имеют… Еще в 70-х гг. возбужден вопрос… дать заволжским слободам городское устройство, распланировать улицы…; однако…, городская дума только постановила ходатайствовать об учреждении помощника полицейского пристава… с шестью полицейскими служителями и усилить там пожарный обоз…».

Так что же представляли собой эти поселения – формально городские, по сути – существовавшие обособленно? Как вообще случилось, что Симбирск прирос землями на левом берегу в давние времена, когда о сооружении моста никто и не помышлял? Немногочисленные исторические свидетельства подробно проанализировал историк А.А.Кузнецов. Позволю себе, экономя время и место, в основном цитировать первоисточники по тексту его статьи. Видимо, первое упоминание о Часовне – самой старой слободе – содержится в рапорте А.И.Свечина (1765). Описание двоякое. Свечин говорит о Часовне, как о «деревне» с 15 дворами и 30 душами, однако ее жители – «города Симбирска посадские», которые «пашни не имеют». Можно сделать вывод, что Часовня уже тогда была частью города. Ее возникновение вполне объяснимо. Свечин пишет далее: «…чрез реку Волгу перевоз… от деревни Часовни 2 версты». Переправа, несомненно, была важным стратегическим и экономическим объектом. Органы, представлявшие государственную власть, были обязаны обеспечить ее работу и безопасность. Значит, Часовню населяли городские служилые люди, работавшие на перевозе и охранявшие его. Разумеется, с ростом слободы расширялись и занятия жителей, но перевозная пристань находилась в пределах Часовни до 20 века. Академик П.С.Паллас, переправившийся через Волгу в сентябре 1768 г., более верно пишет, что путь в Заволжье начинается «от небольшой… насупротив Симбирского [города] построенной слободы». Возможно, название «Часовня» связано с Успенским монастырем, возникшим одновременно с городом. Монастырь построил несколько часовен в окрестностях города. Логично предположить наличие одной из них на левом берегу Волги, откуда начинался путь в необжитые земли. Да и переправа была тогда делом опасным. Стоило помолиться, прежде чем пуститься в путь, а сойдя на берег – поблагодарить Бога за благополучный исход.
Две другие слободы – Канава и Королевка – возникли несколько позже, при переселении за Волгу симбирских мещан. Главной причиной была нехватка сельскохозяйственных угодий в правобережье. Хозяйственное освоение заволжских земель началось в 1680-х гг., когда посадские люди были пожалованы «окружной» землей, в т.ч. за Волгой. В конце 18 века площадь «удобной» городской земли (пашня, лес, выпасы) на правом берегу составляла 1585 дес., а на левом – 7326 дес. Одни довольствовались «выпуском скота на земле подле самого города», другие горожане, занимавшиеся сельским хозяйством, переселялись в Заволжье. Искать новые участки жителей Подгорья заставляли и частые оползни косогора. Источник 1880-х гг. описывает это так: «Часть городского Общества…, чтобы находиться ближе к земле, способной под распашку…, поселилась на отведенной от казны выгонной земле за Волгою… и образовала из себя 3 слободы, которые названы Часовнею, Канавою и Королевкою. …Граждане эти, поселившись на… принадлежащей городу земле, построили усадьбы, развели сады, устроили огороды…, без всякого с чьей-либо стороны разрешения и без всякого плана». Ситуация, знакомая и в более поздние времена. Указом 1798 г. слободы были включены в состав Симбирска, а их население причислено к городским обывателям. Но своей земли жители не имели, а арендовали ее у города. Потому и главными занятиями было не хлебопашество, а садоводство, огородничество и рыболовство. Неоднократные попытки городских властей, начиная с начала 19 в., упорядочить застройку заволжских слобод и придать ей городской характер, успеха не имели – по своему облику они оставались типичными сельскими поселениями. Спорным оставался и вопрос о статусе территории самих слобод. В 1863 г. земля «под улицами и строением» еще считалась городскими хозяйственными угодьями «вне городской черты». Но уже в 1868 г. А.И.Липинский писал, что «три огромные слободы… приписаны к городу», составляют «2-ой квартал подгорной части, но…, при медленности сообщения летом и неудобстве сообщения зимой, они менее связаны с городом, чем ближайшие селения, лежащие на запад…». Город, имея доход от сдачи в аренду «выгонной» земли, стремился сохранить ее в числе хозяйственных угодий. В 1880-х гг. городская управа предъявила иски 450 мещанам заволжских слобод по факту самовольного заселения городских земель. Ответчики апеллировали к нормам традиционного права, утверждая, что «земли достались их предкам, еще при основании Симбирска, и переходили от поколения к поколению». Разбирательство в Окружном суде, а потом в Правительствующем сенате завершилось полной победой заволжских жителей: их права на занятую городскую землю были узаконены. Довольно быстро прирастало население слобод. Если в 1787 г. в них насчитывалось 73 деревянных дома и 178 «градских жителей мужского пола», то в 1898 г. население составляло 3,5 тысячи чел. Еще до революции в каждой из слобод имелась школа, в Часовне – почта и пароходная пристань, в Канаве – больница.
Были в заволжских слободах и храмы. Более новая – Никольская церковь в Часовне, построена в 1909 году. О ней писала газета «Русское слово» от 26.05.1909 г.: «Симбирск, 24 мая. В присутствии двух тысяч народа в заволжской слободе Часовня торжественно освящен каменный храм, сооруженный в память избавления Государя Императора в бытность Его Наследником Цесаревичем во время путешествия по Японии от угрожавшей Ему опасности. Храм выстроен на средства местных благотворителей». Церковь в самой крупной слободе собирались построить еще с 1814 года, задолго до спасения Николая II от покушения в Японии в 1891 г., но не хватало средств. Возведение кирпичного однопрестольного храма с деревянной колокольней началось в 1892 г. на средства купца В.Крайнова и других благотворителей. Церковь закрыта и разрушена в конце 1930-х гг. Каменный Казанско-Богородицкий храм в слободе Канава возведен в 1850-х гг. на средства прихожан и стараниями священника о. Дмитрия Михайловского, освящен в 1856 г. В 1861 г. при храме было построено и открыто училище. Сначала в приход Казанского храма входили все 3 слободы, после постройки Никольской церкви в нем остались Канава и Королевка. В 1930 г., несмотря на массовые протесты жителей, принявшие характер открытых волнений, церковь была закрыта. В храме размещался клуб «Аврора», потом кинотеатр «Ударник». Здание снесено перед заполнением водохранилища.
Изменение типично сельского характера заволжских слобод началось в 1900 г., с открытием подъездного пути на участке станций Часовня-пристань – Мелекесс. Вскоре, с созданием станции Верхняя Часовня, прибрежную слободу стали именовать Часовней Нижней. В октябре 1916 г. открыт железнодорожный мост через Волгу, еще более способствовавший превращению Заволжья в неотъемлемую часть города – уже не только формально, но и по сути. Окончательно тихий слободской уклад изменился с завершением в 1916 г. строительства патронного завода, надолго ставшего крупнейшим предприятием города и всего региона. «Отсутствие широкой фабричной жизни», на которое указывали авторы сборника 1868 года, осталось в прошлом. Росло население, менялась структура его занятости. Вокруг завода начал формироваться новый городской индустриальный район. В 1920 г. создан Заволжский поселковый совет, в который, кроме трех слобод, вошли Верхняя Часовня и Заволжский рабочий поселок. В 1935 г. образован Заволжский район, в 1942-1958 гг. называвшийся Володарским.
Патронный завод имени Володарского спас часть района от затопления водами Куйбышевского моря. В Заволжье в зону затопления попадали слободы Часовня, Канава и Королевка, территория завода имени Володарского и его жилого массива, несколько близлежащих сел (Архангельское, Сосновка, Большое и Малое Пальцино). Для сохранения имеющего важное стратегическое значение УМЗ имени Володарского, в 1953-1957 гг. построен не имеющий аналогов комплекс гидротехнических сооружений инженерной защиты территории завода и его жилого поселка общей площадью 1250 га. Главным сооружением стала защитная дамба протяженностью 8,2 км, высотой 11-16 м, шириной у основания 75-120 м, по гребню 6 м. Для ее сооружения осуществлен гидронамыв 4,2 млн. кубометров речного песка. Верхний откос укреплен бетонными плитами, на нижний уложено около 100 тыс. кубометров железобетона. Создана сложнейшая система дренажа со скважинами, галереями, десятками километров трубопроводов и пятью насосными станциями, электросетью. На строительстве было занято более 7 тыс. человек. Сметная стоимость составила около 183 млн. руб. в ценах 1957 года. К слову, несмотря на высокую надежность вновь построенного комплекса, территории УМЗ и его жилого массива тогда был присвоен статус «зоны катастрофического затопления». Статус снят в 1978 г., после чего на территории Нижней Террасы развернулось широкое промышленное и гражданское строительство. На тот момент, с учетом активной работы службы эксплуатации, огромных объемов ремонтно-восстановительных работ, постоянного контроля со стороны Миноборонпрома, это решение, возможно, было оправданным. Теперь же, принимая во внимание степень износа гидросооружений и систем защиты – большой вопрос.
Но мы отвлеклись от основной темы. На судьбу заволжских слобод строительство дамбы никак не повлияло, если не считать выбора нового места поселения их жителей. В 1952-1955 гг. осуществлялось переселение жителей Часовни, Канавы и Королевки, главным образом, на защищенную дамбой территорию Володарского района, получившую название Нижняя Терраса. Всего по району в 1953 г. было выделено 2300 участков для переноса домов переселенцев. Их малая площадь послужила причиной многочисленных жалоб, что, после слободского пойменного раздолья, совсем неудивительно. Имели место и отказы от переселения, разрешаемые с помощью мер административного воздействия. Подробнее упоминал об этом в сюжете о заполнении водохранилища. Переносились не только жилые, но административные и общественные здания: райисполком, три школы, больница, кинотеатр и др. Так окончилась трехвековая история заволжских слобод – Часовни, Канавы, Королевки.
***
Использованы материалы книг и публикаций: П.Л.Мартынов «Город Симбирск за 250 лет его существования» (Симбирск, 1898), А.А.Кузнецов «К вопросу о времени появления и административном статусе заволжских слобод г.Симбирска» («Краеведческие записки», вып.12, 2006), Е.А.Бурдин «Часовня, Канава и Королевка: заволжские слободы» (ulgrad.ru), В.Н.Ильин «Заволжская дамба» («Природа Симбирского Поволжья», вып.12, 2011) и др.

Фрагмент плана г.Симбирска и слобод Часовни, Канавы и Королевки 1900 года. Издание Симбирского губернского статистического комитета.

Фрагмент панорамы Нижней Террасы в музее УПЗ. Левая часть. Источник: ok.ru/group42898811781326 – «Ульяновск», Гульнара Фахрутдинова.

Фрагмент панорамы Нижней Террасы в музее УПЗ. Центральная часть. Источник: ok.ru/group42898811781326 – «Ульяновск», Гульнара Фахрутдинова.

Фрагмент панорамы Нижней Террасы в музее УПЗ. Правая часть. Источник: ok.ru/group42898811781326 – «Ульяновск», Гульнара Фахрутдинова.

Д.И.Архангельский. «Вид на Симбирск с левой стороны Волги от станции Часовня». 1923 год. Из фондов ГИМЗ «Родина В.И.Ленина».

Слобода Часовня. 1) Из книги «Живу и дышу родным городом (по материалам архива Д.И.Архангельского)», сост. В.М.Костягина, Ульяновск, 2009. 2) ulgrad.ru

Улица в слободе Королевка. Источник: ulgrad.ru.

Домик у Заволжской пристани. Источник: ulgrad.ru.

1) Н.Ф.Некрасов. «Зарисовка в заволжской слободе Часовня». 1910 год. 2) А.И.Титовский. «Землеустроительные работы на берегу Волги». 1955 год. Из фондов ГАУО.

Намыв дамбы земснарядом, середина 1950-х. Из статьи В.Н.Ильина «Заволжская дамба», archeo73.ru.