Виталий Ахмеров
Власти Ульяновской области убедились, что провести «гаражную амнистию» на практике куда сложнее, чем на бумаге.
Летом 2016 года депутаты Законодательного собрания Ульяновской области (ЗСУО) приняли пакет законов о “гаражной амнистии”. Народные избранники рассчитывали, что это позволит распутать клубок сложных имущественных отношений, имеющих более чем сорокалетнюю историю. В советское время в Ульяновске, как и других городах страны, были построены десятки тысяч гаражей, которые с точки зрения уже действующего Земельного кодекса фактически оказались вне закона. Чтобы дать владельцам гаражей возможность оформить право собственности на свое имущество, ульяновские депутаты и объявили «гаражную амнистию». Она включает в себя два новшества. Во-первых, у гаражников появилась возможность бесплатно получить в собственность землю под своим “боксом”, во-вторых, была упрощена процедура постановки гаражей на кадастровый учет – из нее исключили требование предоставить разрешение на строительство и акт ввода строения в эксплуатацию (у большинства собственников этих документов никогда не было).

Однако спустя год после объявления «гаражной амнистии» депутаты поняли, что принятые ими законы в полную силу так и не заработали. Спикер областного парламента Анатолий Бакаев признал это в ходе совещания на тему, состоявшегося в стенах ЗСУО 12 июля.

– Это связано с такими системными проблемами, как плохая информированность жителей, нехватка, загруженность, некомпетентность, а зачастую – произвол и равнодушие чиновников, неотработанный порядок оформления необходимых документов, считает Бакаев.

На чиновников в одночасье обрушился целый вал заявлений об оформлении земли и гаражей в собственность, и они не успевают отрабатывать их в нормативные сроки. Немудрено: количество гаражей огромно, и даже посчитать их точное число до сих пор не удалось. По информации президента региональной Ассоциации гаражно-строительных кооперативов (ГСК) Виктора Куприянова, в Ульяновске насчитывается от 60 до 70 тысяч гаражей.

В одном только Ульяновске не менее 535 ГСК, половина которых не имеет никаких правоустанавливающих документов на землю, — пояснил директор регионального агентства госимущества и земельных отношений Сергей Мишин. – Причем у каждого из них – особая ситуация, свой набор проблем. Некоторые ГСК оказались расположенными в такой зоне, где их согласно правилам землепользования и застройки быть не должно. Другие «вылезли» за пределы предоставленного участка.

При этом зачастую председатели ГСК даже нс знают, куда им обращаться и с чего начинать процедуру оформления. Депутаты рекомендовали ответственному на проведение амнистии ведомству разработать пошаговые инструкции, а также активнее размещать информацию о «гаражной амнистии» в СМИ.

Наиболее же острой проблемой тщится наличие множества самопально возведенных гаражей в тех местах, где их не должно быть по закону – во дворах жилых домов, за «красными линиями», и зонах перспективного развития города, а также на коммунальных сетях. Их собственники рассчитывают, что «гаражная амнистия» позволит узаконить и такие постройки, но чиновники вынуждены сообщать им, что это невозможно. На них амнистия не распространяется, эти гаражи придется снести. С начала года ульяновские власти ликвидировали уже 36 таких построек. И работа продолжится.

Кстати
В результате череды оползней, произошедших в Ульяновске из-за дождливого лета, по волжскому склону сползли три незаконных металлических гаража, причем в одном из них в это время находился автомобиль.

ЦИФРА
70 тысяч гаражей может насчитываться о Ульяновске