«Когда вы учите иностранный язык – ваш мозг становится лучше» – так сформулировала главную идею своего выступления известный популяризатор науки Ася Казанцева. Недавно она приезжала в Ульяновск, где по приглашению группы «Думай» и Информационного центра по атомной энергии прочитала для широкой общественности лекцию на тему «Как изучение иностранных языков влияет на мозг?».
– Я в Ульяновске не в первый раз: в прошлом году была на летней школе РОСНАНО и заодно прочитала научно-популярную лекцию. В 2017 году меня пригласили на ULCAMP-2017 и попутно удалось выступить с лекцией, – рассказывает Ася в эксклюзивном интервью для «Ульяновск сегодня».
Казанцева – автор научно-популярных бестселлеров «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В Интернете кто-то неправ!». Сейчас она готовит третью книгу, посвященную нейробиологии.
– Я не ученый, а научный журналист. В настоящее время публикуются десятки тысяч научных статей ежегодно, и понятно, что уследить за основными темами физически не могут даже сами исследователи. Широкая общественность часто довольствуется мифами, и вот тут как раз велика роль научного журналиста, который может в доступной форме рассказать о последних достижениях в этой сфере.
Сейчас наша собеседница учится в магистратуре в Высшей школе экономики и пишет диссертацию, посвященную борьбе с психологическими страхами благодаря транскраниальной магнитной стимуляции мозга.
– Тема фактически провальная: очень может быть, что мы не добьемся никаких результатов. Но я поэтому и взялась за это: в отличие от моих однокурсников, я вряд ли продолжу научную карьеру. Мне интереснее послушать лекции крутейших нейробиологов, чтобы потом написать третью книгу, -поясняет гостья из Москвы.
В своей новой лекции Ася попыталась ответить на несколько важных вопросов и развеять устойчивые мифы.
– Вообще, для нейробиологов намного интереснее, как мозг усваивает именно родной язык. Это действительно потрясающая человеческая способность: мозг, словно губка, вбирает в себя лексику, фонетику, грамматику языковой среды и фантастически быстро обучается. Усвоение иностранного языка (если речь идет не о билингвах) в данном отношении менее интересно и схоже с другими когнитивными процессами, направленными на усвоение новой информации.
Как уверяет Казанцева, если ребенок не погружен в языковую среду, а лишь посещает один-два раза в неделю какие-то курсы, то нет смысла заставлять его заниматься иностранным с раннего возраста.
– В этом случае усвоение языка происходит другим путем – через зубрежку правил и тому подобное. Для усидчивых занятий, которые требуют логики, внимания, вербально-аналитических способностей, более приспособлен уже достаточно зрелый мозг Именно поэтому, как показывают экспериментальные исследования, уровень знаний у тех, кто начал с шести лет, и у тех, кто приступил к освоению иностранного с 10-11 лет, может мало отличаться. У первых разве что с произношением получше, а лексика и грамматика – на приблизительно одинаковом уровне.
Выступающая рассказала и о некоторых других свежих интересных экспериментальных исследованиях. Так, ученые сравнили то, как усваивают иностранные языки близнецы. Выяснилось, что на процесс обучения довольно большое влияние оказывают гены.
– Вообще, как ни прискорбно, но способность к эффективному обучению (и не только иностранным языкам) процентов на 50 действительно зависит от генов, – уверяет выступающая.
Однако есть и хорошие новости: исследования пожилых людей показали, что почтенный возраст совсем не мешает успешно учиться.
– Я могу подтвердить это и примером из своей семьи: моя бабушка в 80 лет начала изучать иностранный и через три года стала переписываться со мной на английском.
Ася пообещала посетить наш город еще раз: в 2018 году еще пригласили на конференцию, посвященную иностранным языкам.
Евгений Нувитов