25 июля 1920 года был открыт Симбирский художественный музей. Вообще-то, Ульяновский областной художественный музей ведет свою историю с времен более давних, а это дата создания самостоятельного музейного учреждения. Впрочем, в те годы оно просуществовало недолго. Попробуем кратко проследить историю возникновения и становления самого красивого – как снаружи, так и по содержанию – музея Ульяновска.

Начало музейной экспозиции произведений искусства было положено открытием Историко-археологического музея Симбирской Ученой архивной комиссии. Официально он был открыт 1 января 1896 года, но временем основания считается 1895 год – начало доступа для посетителей. Наряду с предметами старины, архивными документами, один из отделов музея представлял собрание произведений искусства. Большинство из них были пожертвованы музею Владимиром Николаевичем Поливановым и другими симбирянами. Несколько прекрасных картин русской академической школы передано музею Архивной комиссии Академией художеств. Вопрос о создании отдельного Художественного музея возник уже в 1-ые годы советской власти, в связи с национализацией большого числа художественных ценностей. Общеизвестно, что Художественный музей первоначально разместился в особняке Е.М.Перси-Френч на бывшей Московской улице (Ленина, 59). Но использоваться для хранения произведений искусства здание стало раньше. В октябре 1918 г. была создана Художественная комиссия при Народном музее. Члены комиссии собирали бесценные художественные сокровища в разоренных дворянских имениях, брошенных городских особняках и квартирах, и свозили их в выделенный для этого дом на Московской. А 25 июля 1925 года в бывшем особняке Перси-Френч открылся Симбирский художественный музей. Его первым директором стал симбирский художник Алексей Николаевич Остроградский (1867-1943), выпускник Петербургской Академии художеств, ученик И.Е.Репина. Наиболее известна его картина «Великий четверг», хранящаяся в Третьяковской галерее. Особняк, первоначально принадлежавший дворянам Ермоловым (в нем родился Н.М.Языков) состоял из 22 залов, 18 из них заняли экспозиции музея. Многие произведения, привезенные из опустевших родовых гнезд, имели плачевное состояние, были повреждены, отсутствовали данные об их авторах и самих полотнах. А.Н.Остроградский проделал титаническую работу по реставрации, идентификации и классификации художественных ценностей. В 1922 г. он с полным основанием писал: «Есть музеи больше нашего по количеству собранного и по именам, например, Самарский, Казанский, но представители этих музеев… отдают предпочтение нашему… Картинная галерея Симбирского музея выделяется… правильным расположением по школам, эпохам и самим подбором произведений…». В 1922 г. Художественному музею передана уникальная коллекция А.В.Жиркевича: более 1,5 тыс. произведений искусства, среди которых работы И.Е.Репина, К.П.Брюллова… Собрание музея увеличилось почти вдвое. Но требовались огромные усилия по реставрации многих произведений коллекции, хранившейся до этого в ненадлежащих условиях. Эта работа почти полностью была проделана собственноручно Остроградским, не говоря о подгонке, ремонте рам, размещении. Искусствовед П.Е.Корнилов писал о 1-м директоре: «…Вечно в рабочем кабинете, руки в клею, на столе отвертки, гвозди, молоток, вместо привычных кистей, красок, книг по искусству». Большую помощь оказывали представители творческой интеллигенции: Д.И.Архангельский, А.А.Пластов, П.С.Добрынин и др. Еще одной проблемой являлось состояние здания музея, построенного в начале 19 века. Оно ветшало, разрушалось, к тому же стало тесным для растущей коллекции. А.Н.Остроградский еще в 1920-ых гг. ставил вопрос о подыскании нового помещения, но не нашел поддержки у представителей власти. В 1925 г., просуществовав 5 лет, Художественный музей утратил самостоятельность, став одним их 3-х отделов областного музея (см. далее). Это существенно сказалось на его финансировании. А в конце 1920-х начала меняться обстановка в стране, в т.ч. в отношении к музейному делу. Окончательную формулировку эти изменения получили на 1-м Всероссийском музейном съезде в 1930 г. Теперь музеи должны были отражать задачи классовой борьбы и социалистического строительства. Собрание художников города отмечало, что экспозиция Художественного музея «не дает возможности диалектически определить развитие общественно-экономических отношений». Художники обязуются «принять горячее участие в переделке всех городских музеев по методу диалектического материализма с отражением марксизма и ленинизма…». Закономерный итог: августе 1931 г. А.Н.Остроградский и его заместитель И.П.Остоя-Овсяный подали заявления об увольнении, немедленно удовлетворенные… А в 1932 г. дом Перси-Френч был передан под общежитие Комбината защиты растений. Экспонаты перевезли в Дом-памятник И.А.Гончарову на Венце, который тогда занимал Естественно-исторический музей. Художественный музей оставался отделом Ульяновского Государственного областного музея, и только в 1939 г. вновь обрел самостоятельность. С переводом в Дом-памятник музей, по сути, поселился в здании, которое изначально для него предназначалось. Но существование под одной крышей двух больших музеев уже в те годы представлялось не лучшим вариантом размещения. Группа художников, среди которых был и А.Н.Остроградский, опубликовала в газете «Пролетарский путь» от 20 апреля 1939 г. статью «Ульяновску нужен художественный музей». «Посетители… видят лишь десятую часть всех ценностей, какими располагает музей… Здание Краеведческого музея, где сейчас помещается художественный отдел, мы предлагаем передать под художественную выставку, т.к. оно строилось специально для этой цели. В нем можно выставить все богатства, которые сейчас лежат в пыльных хранилищах… Экспонаты [Краеведческого музея] легко могут быть размещены в любом другом помещении… Таким образом, Ульяновск имел бы не один, а два прекрасных музея». Проблема, не утратившая актуальность и в наши дни.
Использованы статьи Л.П.Баюры: «А.Н.Остроградский – первый директор Симбирского художественного музея» («Материалы III Поливановских чтений 19 мая 2003 г.», 2004); «Мечты и реальность» (журнал «Мономах» 2011-1).
В качестве дополнения – статья 1-го директора Симбирского Народного (позже Естественно-исторического, Краеведческого) музея Павла Яковлевича Гречкина (см. материал о нем от 02.04.2017) из книги «Наш город», изданной в 1927 году. Тогда оба музея являлись отделами Ульяновского Государственного областного музея. Для полноты картины приведены главы как о Естественно-историческом, так и о Художественном музеях. Не включена глава о Музее революции, на месте которого в 1929 году был открыт Дом-музей В.И.Ленина.
П.Я.ГРЕЧКИН. «МУЗЕИ» (из книги «Наш город», Ульяновск, 1927 год, с сокращениями).
Революционная волна всколыхнула и глубоко взволновала прежде тихий Ульяновск. Жажда культурного огня проникла во все поры организма города и потребовала пересмотра всех культурных учреждений. Существовавшие до того в городе Музеи: а) ученой Архивной комиссии; б) областной естественно-исторический Музей; в) Музей епархиального ведомства не могли удовлетворить ни новым требованиям жизни, ни запросам широких масс населения. По инициативе Губернского Комиссариата Просвещения была создана комиссия из лиц, знакомых с поставленной задачей, и 1-м шагом этой комиссии было подыскание подходящего помещения… Гончаровский дом, где теперь помещается Естественно-историческое отделение Ульяновского государственного областного музея, был передан постановлением Губисполкома под единый Народный Музей. Но скоро выяснилось, что обилие поступающего материала, его необычайное разнообразие не позволят все разместить в одном здании, и тогда же было решено создать особый Художественный Музей, какового в городе совершенно не было. Под этот Музей было отдано одно из лучших зданий и по архитектуре, и по старине, дом б. помещицы Перси-Френч. В настоящее время в городе имеется Ульяновский государственный областной музей с тремя отделениями: а) Естественно-исторический отдел; б) Художественный отдел; в) Музей революции им. В.И.Ленина. Все отделы или, как их продолжают именовать, Музеи расположены в разных частях города…
I. ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ Музей (площадь 1 мая, б. Гончаровский дом) образован из бывшего областного Музея, Музея ученой Архивной комиссии, коллекции бывшего Кадетского корпуса, коллекций и отдельных предметов, поступавших от частных лиц. Он распадается на следующие отделы: А) Зоологический, где наиболее полно представлены птицы местного края; весь материал расположен в строго эволюционном порядке. Б) Ботанический отдел содержит в себе коллекции, характеризующие как флору местного края, так и жизнь растения в целом. В) Минералогический отдел имеет богатую систематическую коллекцию образцов минералов, палеонтологические коллекции, здесь же размещены кости ископаемых животных; особо выделены полезные ископаемые Ульяновской губернии. Г) Сельскохозяйственный отдел, небольшой по составу, имеет коллекции образцов разных пород злаков, поступивших с местных опытных станций. Д) Отдел санитарного просвещения образован из небольшого количества муляжей, переданных из бывшего Дома санитарного просвещения; диаграмм, снимков, плакатов; здесь же помещены коллекции лекарственных растений. Е) Исторический отдел распадается на несколько более мелких подотделов: 1) Археологический подотдел заключает в себе коллекции, характеризующие развитие культуры человека, начиная с палеолита… 2) Церковная старина представлена в виде образцов резьбы из дерева, художественно выполненная фигура Христа и др. Предполагается все коллекции по церковной старине выделить из Музея и организовать Музей церковной старины в церкви б. женского монастыря. 3) Подотдел нумизматический необычайно разнообразен по своему составу. 4) Положено начало этнографическому подотделу, покуда в выставке костюмов мордвы и чуваш. 5) Мемориальная комната писателя И.А.Гончарова: кресла из его гостиной, предметы повседневной жизни (портсигар, резец для сигар, пузырек для духов и др.); портреты И.А. и его ближайших родственников; портреты писателей Дмитриева, Языкова и Минаева. Все отделы (кроме сельскохозяйственного) занимают верхний этаж; внизу размещены подсобные учреждения: библиотека (около 6000 томов), аудитория на 250 чел., физический и химический кабинеты. Идея создания такого разнохарактерного Музея была жизненно необходима для удовлетворения потребностей учебных заведений, создававшихся в 1-ый период октября. С введением жизни в нормальное русло изменится и содержание Музея путем реконструкции отделов и создания новых. …Заведующий Музеем Гречкин Павел Яковлевич; историческим отделом Яхонтов Александр Кузьмич; метеорологическим и геологическим Путилов А.Н.; физическим кабинетом Шипков Н.Н.
II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ отдел занимает дом б. Перси-Френч на ул. Ленина (б.Московская). В 1-ый период он, главным образом, содержал картины, бронзу, фарфор и мебель бывшей владелицы этого дома; но в скором времени туда стали поступать картины из бывших усадеб (Баратаева, Мотовилова, Голицыных, Родионовых, Поливанова и др.); кроме того, Музей пополнен значительной коллекцией картин известных художников, приобретенной Губисполкомом у гр.А.В.Жиркевич. Неоднократно Художественный музей получал значительной ценности картины из Гос.фонда Музейного отдела Главнауки Наркомпроса. В настоящее время Ульяновский Художественный музей по своему содержанию является одним из лучших провинциальных Музеев. Наиболее содержательна картинная галерея, она занимает 8 зал, картины размещены в порядке развития, начиная с 18 века до наших дней. Три комнаты отведены под иностранную живопись, где имеются очень ценные картины голландской и фламандской живописи, особое зало заполнено гравюрами, пастелью и акварелью. Два зала заняты фарфором, русским и иностранным, где по своей красоте и необычайной ценности выделяются люстра и настенные бра из «сакса». Одно зало отведено под коллекции оружия, среди которого наиболее ценны восточные образцы; особая комната занята архитектурными эскизами и проектами. Чувствуется, что в скором времени непрерывно пополняющийся Художественный отдел потребует подыскания другого здания, отвечающего своему назначению. Перемещения требует и самое состояние теперешнего помещения – его ветхость, появление трещин в капитальных стенах… Художественный отдел открыт 5 раз в неделю, кроме субботы и понедельника. Время открытия: с 12 до 6 часов вечера (в зимнее время до темного), по воскресеньям с 1 до 7 часов вечера. Вход платный: красноармейцы 5 коп., учащиеся 10 коп., взрослые 20 коп. Зав. Художественным отделом Остроградский Алексей Николаевич, его заместитель и зав. Отделом прикладного искусства Остоя-Овсяный Илья Павлович.

Зал русского искусства 19 века Симбирского художественного музея в бывшем доме Е.М.Перси-Френч (ул.Ленина, 59). Из книги Ю.В.Козлова «Калейдоскоп юных талантов», Ульяновск, 2015.

Ульяновский областной художественный музей. Источник: ulmus-art.ru

Директор Симбирского художественного музея А.Н.Остроградский (справа), П.Е.Корнилов и Д.И.Архангельский в музее. 1923 год. Из книги «Живу и дышу родным городом (по материалам архива Д.И.Архангельского)», сост. В.М.Костягина, Ульяновск, 2009.

Зал Симбирского художественного музея в бывшем доме Е.М.Перси-Френч (ул.Ленина, 59). Источник: ulgrad.ru.

Ульяновский областной художественный музей. Источник: ulmus-art.ru

Зал фарфора Симбирского художественного музея в бывшем доме Е.М.Перси-Френч (ул.Ленина, 59). Источник: ulgrad.ru.

Ульяновский областной художественный музей. Источник: ulmus-art.ru

Зал фарфора Симбирского художественного музея в бывшем доме Е.М.Перси-Френч (ул.Ленина, 59). Из книги «Прогулки по Московской», Е.К.Беспалова, И.Э.Сивопляс, Ульяновск, 2013.

1) Галерея естественно-исторического музея. 1920-ые гг. Из книги «Симбирский – Ульяновский край в истории России», Ульяновск, 2007 г. 2) Галерея Ульяновского областного художественного музея. Источник: museum.ru.

Парадная лестница Ульяновского областного художественного музея. Источник: museum.ru.