Детские лагеря, предназначенные для отдыха и оздоровления, рассматриваются как самостоятельный сегмент образовательной системы, который расширяет возможности основного и дополнительного образования, совмещая все элементы развития. Родительское сообщество позитивно оценивает эту тенденцию: 90% родителей, опрошенных экспертами ОНФ, хотели бы, чтобы в лагерях осуществляли реализацию образовательных программ. Однако, учреждения сталкиваются с целым рядом проблем: от наличия лицензий на образовательную деятельность до проблемы подготовки квалифицированных кадров. В ходе мониторинга активисты ОНФ проинспектировали более 400 детских лагерей отдыха и оздоровления в 85 субъектах РФ.
Эксперты ОНФ отмечают, что 61% лагерей не имеет лицензии на образовательную деятельность, несмотря на это, в половине из них – 53% ведется кружковая и досуговая работа, в 38% лагерей реализуются профильные и педагогические программы, в 7% проводятся игры и занятия спортом, 2% лагерей занимается проектной или исследовательской работой, 7% не реализуют никаких программ.
Опрос 1500 родителей показал, что 24% хотят разнообразить кружковую работу, 13% усилить образовательную программу, 12% повысить уровень профессионализма вожатых и педагогов.
В некоторых лагерях сложилась положительная практика проведения экскурсий: в Республике Башкортостан детские лагеря приглашают к себе театр юного зрителя и планетарий; в Свердловской области – осуществляют выезд в зоопарк и музеи с мастер-классами; в Забайкальском крае – общественные организации и творческие коллективы приезжают в детский лагерь; в Костромской области – осуществляются прогулки на теплоходе по р. Волга, выездные представления Костромского и Ивановского театров, Шоу Мыльных пузырей. Однако, в 45% лагерей из 53 субъектов РФ выездные мероприятия не проводятся.
Эксперты ОНФ отмечают, что в детских лагерях наблюдается недостаток новых форм дополнительного образования и досуговой деятельности. Например, в Ростовской области программы работы детских лагерей носят формальный характер. Видно, что каждый год они переписываются, меняется лишь текущий год. Программы никак не сертифицируются областным министерством образования, хотя это должно быть сделано для льготных путевок. «Помимо выявленных нарушений организационно-административного характера, в некоторых лагерях активисты зафиксировали несоответствие стандартам образовательных программ. Учебно-методическая литература требовала актуализации – активисты находили учебники и пособия 50х-60х годов. Таким образом, образовательная программа в этих лагерях носила формальный характер и по факту была сведена к минимуму», – рассказал член регионального штаба ОНФ Дмитрий Кротов.
Из положительных примеров реализации образовательных и досуговых программ можно отметить опыт Республики Адыгея: лагерь «Горная» реализует программу, которая предполагает самостоятельную работу детей: они планируют, разрабатывают сценарии, организуют и проводят все лагерные мероприятия, педагоги выступают как консультанты в различных творческих делах детей.
В Астраханской области лагерь «Березка» реализует экономический проект, в рамках которого за любую выполненную работу ребята получают «березняки» – местную валюту. Заработать можно, помогая воспитателям, участвуя в мероприятиях, а можно устроиться журналистом, официантом и даже парикмахером-стилистом, а потратить, обменяв на сувениры, сладости в кафе, билеты в кино, сеанс массажа и др. Этот проект был разработан специально для ребят из домов-интернатов, для них это актуально, так как они находятся на полном государственном обеспечении, поэтому не знают, как зарабатывать деньги и планировать бюджет.
«В лагере реализуется программа социальной адаптации детей, оставшихся без родителей и имеющих отклонения в развитии. Повзрослевшие воспитанники возвращаются на работу в лагерь и, несмотря на диагнозы, трудятся поварами, садовниками, малярами, ди-джеями, руководителями кружков. Лагерь «Березка» изначально создавался как центр социальной адаптации сирот к взрослой жизни. Поразила чистота небогатого лагеря. Спальные комнаты, игровые комнаты, пищеблок, душевые, медпункт, спортзал, спортивные площадки, бассейн – все для ребят. Чистота, ухоженность – результат работы самих детей» – отметила член регионального штаба ОНФ Светлана Калашникова.
В Ульяновской области в лагере «Юность» реализуется развивающая программа «Лаборатория Научного Творчества», которая предлагает проведение научных опытов и уроков робототехники, домашнюю лабораторию и конструирование, экскурсию в «НЭОпарк» и институт атомных реакторов. В начале смены участники знакомятся с этими направлениями, а затем делают научные исследования в рамках какой-то одной дисциплины.
По данным мониторинга экспертов ОНФ, факты недостаточной подготовки педагогов и вожатых к работе выявлены в 7% учреждений в 15 субъектах РФ: Брянская, Калужская, Волгоградская, Саратовская, Оренбургская область, Краснодарский, Камчатский край, Республика Дагестан, Ингушетия, Марий Эл, Мордовия, Удмуртская, Чукотский АО, г. Санкт-Петербург и Севастополь. Например, в Ростовской области в детских лагерях работали сотрудники с неправильно оформленными документами – медицинские книжки оказались без печатей, отсутствовали приказы по работающим в лагере, в трудовых договорах вожатые были оформлены формально. Зарплата вожатого оказалась ниже прожиточного минимума и составляла 6,5 тыс. руб. – это является существенным нарушением законодательства.
«На сегодняшний день нет понятного алгоритма подготовки сезонных кадров (вожатых, педагогов, инструкторов, медработников, поваров), которые могут работать и со здоровыми детьми, и с детьми с ОВЗ. При этом ответственность за все, происходящее в лагере, лежит целиком на руководителе. Подготовка профильных кадров, хотя бы на уровне разработки и внедрения методологии, должна входить в программу «Доступная среда», поскольку именно эта программа находится в межведомственном поле», – считает член регионального штаба в Республике Татарстан Зарина Файзрахманова.
В некоторых регионах существует проблема нехватки кадров в летних оздоровительных учреждениях, персонал «стареет», а молодежь не очень охотно идет из-за низкой оплаты и большой ответственности. Так, в Забайкальском крае средняя заработная плата вожатого составляет 7 тыс. руб., а средняя зарплата педагогов 10-12 тыс. руб.
Несмотря на эти проблемы большинство опрошенных родителей (93%) поставили высокие оценки работе педагогического состава, а 96% детей остались довольными отдыхом в лагере. В большинстве детских лагерей интересно организована учебная и воспитательная работа только благодаря энтузиазму и мастерству педагогических работников.
«Очевидно, что система детского отдыха в России сегодня страдает системными проблемами – нехватка кадров, отсутствие современных образовательных программ и комфортных условий пребывания. Все это может привести к снижению количества детей, отдыхающих в детских лагерях. А ведь для многих из них это – единственная возможность провести лето с пользой. Необходимо расширять возможности в этой сфере, расширяя партнерства с ведущими педагогическими коллективами страны, привлекая к работе с детьми НКО, образовательных волонтеров» – считает координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Любовь Духанина.
«Активисты ОНФ и партнеры проекта «Равные возможности – детям» уже занимаются организацией летнего отдыха детей. Например, детские технопарки «Кванториум» запускают научно-технические программы отдыха детей и вводят специальный показатель – вовлеченность технопарков в волонтерскую деятельность. Российские студенческие отряды при поддержке педвузов реализуют проект «Городское лето». При организации летнего отдыха мы должны учесть наклонности и интересы всех детей. Нужно максимально разнообразить летние программы по формам и содержанию. Повысить образовательное и культурное развитие школьников позволит организация профильных смен, инженерных и научных школ, языковых программ. Активисты, волонтеры и просто неравнодушные люди уже активно над этим работают в рамках проекта «Равные возможности – детям». Многие делают это совершенно безвозмездно, на основании личной инициативы; а наша задача – оказать образовательным волонтерам максимальную поддержку и снять имеющиеся ограничения» – добавила Духанина.
Общероссийский народный фронт – это общественное движение, созданное в мае 2011 года по инициативе президента РФ Владимира Путина, которое объединяет активных и неравнодушных жителей страны. Лидером движения является Владимир Путин, с которым у Народного фронта есть возможность прямой коммуникации. Главные задачи ОНФ – контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, вопросы повышения качества жизни граждан.
Пресс-служба ОНФ