Добрый день, дорогие читатели!
Сегодня я хочу вас познакомить с Церковью Михаила Архангела, которая находится в селе Никитино Николаевского района Ульяновской области. Подъезд к селу лежит через очень крутой узкий подъем, на котором едва ли можно разъехаться со встречными автомобилями. Вид на храм, одиноко стоящий среди поросших молодой листвой деревьев, открывается уже с дороги. Церковь стоит на возвышении чуть поодаль самого села.



Когда подходишь ближе к храму, диву даешься, какими силами он еще держит на себе последний купол. Колокольня сложилась, словно карточный домик, покосились и другие стены храма, одним словом – обломки веры и культуры.

В Николаевский район я ездила, когда уже наступила теплая весна, что сейчас для наших жителей звучит ироничным оксюмороном. Распушились нежной листвой деревья, зацвели кустарники, глаз радовала сочная зелень.

С холма, где располагается старинный памятник культуры, открываются поистине роскошные виды – деревья бросают низкие тени в лучах закатного солнца, изгибается рельеф местности.

О Церкви Михаила Архангела в селе Никитино Николаевского района практически нет никакой информации в сети. Гораздо более “популярна” другая Церковь Михаила Архангела, которая также находится в селе Никитино, но Сурского района Ульяновской области, где я побывала пару лет назад. Этого же храма даже снимки с трудом можно найти.

Деревянная церковь была построена в 1910-1912 годах, позже в период советского богоборчества была закрыта.

Есть одна интересная история, связанная с этим деревянным храмом. В 1880 году в селе Никитино Симбирской губернии родился мальчик по имени Ваня Афанасьев, которому родители прививали любовь к богу и церковной службе с самых ранних лет. Крестили Ваню в этом храме, а позже, достигнув сознательного возраста, молодой парень мечтал отдать свою жизнь служению Господу. Однако родители выбили блажь из головы парня и отправили его служить отечеству. Афанасьев закончил офицерскую школу, стал прапорщиком, женился – вел обыкновенный образ жизни.

Однако вести о событиях 1917 года его так глубоко потрясли, что он принял решение вернуться в родные края. В селе Никитино он работал лесником. Вскоре по возращении он познакомился со своим будущим духовным наставником отцом Дорофеем. Как у глубоко верующего человека, у Ивана Афанасьева возникало все больше и больше трудностей и трений с уездным начальством, а скоро начались притеснения и всей его семьи. И тогда Дорофей благословил Ивана оставить мир и поселиться в стороне от людей.

Иван поселился в землянке в стороне от села, но и там ему не давали покоя. Однажды над ним решили вдоволь поглумиться местные жители – накинули петлю на шею и повесили на березе. Но не суждено было так умереть проповеднику, его спас местный житель, проходивший мимо. После этого Ивану пришлось скрываться в домах добрых людей. Но от большого брата верующему человеку было не скрыться – в скором времени нашли Ивана, избили и отправили отбывать долгий пятнадцатилетний срок в северных лагерях. Там старца заставляли чистить выгребные ямы, выполнять самую грязную работу – достойное наказание за самые чистые помыслы. Последние годы Афанасьев отбывал заключение в Кузнецком исправдоме, работая в пекарне. Освободился праведник лишь после Великой Отечественной войны. Так как семья давно отреклась от него, остался он жить в Кузнецке. Ходил на службу в единственную оставшуюся в советское время церковь, много молился. После жизни страданий и мучений у старца открылся дар исцеления и прозорливости. Многих местных жителей он излечил, привел к вере. Умер Иоанн Кузнецкий 23 ноября 1966 года и был похоронен в Кузнецке. Попрощаться с ним пришло огромное множество людей.

Таким образом, этот храм стал началом духовной жизни старца. При этом про его имя совершенно забыли здесь, в родном краю, тогда как в Кузнецке его помнят и почитают.

Ну а в настоящее время внутри от храма мало, что осталось. Находиться там опасно, того и гляди сверху обвалятся купол и деверянные стены.

Впрочем, кое-где на стенах еще проглядывают намеки на былые росписи.

В этих стенах крестили будущего русского проповедника и целителя, а в этом селе этого целителя пытались казнить. Как говорится, не стоит село без праведника. И храм не стоит, а медленно доживает свой век.