Венецианские маски и игральные карты, шумный бал и танцы, роковая любовь и ложная измена, интриги, обманы, наветы и невинная жертва…
Все это смешалось в очаровательном, сказочном старинном симбирском музее «Дом-ателье архитектора Ф.О. Ливчака» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Где еще, как не здесь, поиграть в персонажей лермонтовского «Маскарада»? Тем более что в музее работает выставка, рассказывающая о легендарном спектакле по этому классическому произведению режиссера Всеволода Мейерхольда и художника Александра Головина.
Премьера постановки состоялась в Александринском театре в самый канун Октябрьской революции 1917 года, символически разделив Россию на «до» и «после».
Экспозиция «Маскарад. 1917. Лермонтов, Мейерхольд, Головин» была создана к 100-летию и премьеры, и революции сотрудниками Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского) в Санкт-Петербурге и Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина в Москве. Уже больше месяца она работает в «Доме-ателье архитектора Ф.О. Ливчака» в Ульяновске.
В витринах все подлинное, словно бы покрытое благородной патиной времени: восемь сценических костюмов, специально привезенных из Санкт-Петербурга из фондов Музея русской драмы Александринского театра, удивительной выразительности и красочности эскизы персонажей, занавесов, мебели и бутафории. Даже билет на генеральную репетицию спектакля «Маскарад», датированный 24 февраля 1917 годом, – настоящий, с неоторванной «контролькой». Неизвестный его обладатель не смог попасть в тот день в Александринку, – скорее всего, из-за тревожной, предреволюционной ситуации в Петрограде…
Атмосфера драмы Лермонтова, история постановки по ней и сам особняк архитектора Федора Ливчака, жена которого, по воспоминаниям, любила устраивать домашние спектакли, – чем это не материал для квеста, который сочинили и срежиссировали сотрудники музея под руководством Натальи Зубковой.
Журналистам, приглашенным на квест, по картам, которые они выбрали, выпала та или иная роль из «Маскарада». Чтобы спасти главную героиню драмы Нину от смерти, им нужно было «вычислить», кто из участников игры – коварная баронесса Штраль. Ведь именно из-за нее закрутилась интрига «Маскарада», приведшая к трагическому финалу. Участникам квеста предстояло не только продемонстрировать знания произведения и истории создания спектакля «Маскарад», но и проявить свои аналитические и актерские способности.
Подсказки оказывались в самых неожиданных местах в экспозиции выставки, даже – в чашке чая или в бокале шампанского. А во время бального танца нужно было суметь выведать у партнеров, кто же есть та самая роковая особа – баронесса Штраль. И тут многие дамы проявили недюжинные актерские способности: кто-то блефовал, кто-то умело скрывал сущность своего персонажа, изображая невинность.
Страсти накалялись. В порции мороженого, которым всех угощали, вполне мог оказаться яд, которым отравили Нину. Шутки по этому поводу звучали как-то зловеще. А когда пришла пора раскрыть карты, то мнения разделились. Как выяснилось, большинство участников пошло по ложному следу, считая виновницей всех бед в «Маскараде» совсем не ту, что была на самом деле. А баронесса Штраль, как и полагается настоящей интриганке, умело сохраняла инкогнито до самого финала.
Под звуки музыки все вышли на террасу дома Ливчака, чтобы с облегчением вдохнуть свежего воздуха после испытанного эмоционального напряжения, поделиться впечатлениями от захватывающей игры, сфотографироваться. И еще порадоваться тому, что ты лишь примерил на себя одну из ролей лермонтовской драмы, а не был ее героем на самом деле.