К нам в юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» обратился дачник, обеспокоенный ситуацией вокруг строительства нового цементного завода в Тереньгульском районе. Гражданин просил найти юридические основания для того, чтобы не допустить строительство такого завода. Поделюсь своими соображениями здесь.

Надо сказать, что в прессе изложено мало фактов и совсем нет указания на источники информации. Проскочило, что документы на само месторождение уже оформлены, остается оформить землю под строительство самого завода. Что проводятся публичные слушания отдельно в каждом поселении, и люди в основном голосуют «против».

По своему опыту знаю, что на таких слушаниях, как правило, речь идет о включении земель сельхозназначения в границы населенного пункта и таким образом происходит смена категории земель, позволяющая застроить поле. Отдельная особенность в том, что сельхозземлями распоряжается региональное правительство, и поэтому большинство инвестпроектов реализуется на землях сельхозназначения, города во многом расширяются за счет сельхозземель.

Это обстоятельство может помочь дачникам противостоять власти. Дело в том тот же председатель Правительства Ульяновской области Смекалин А.А., который сделал карьеру на привлечении иностранных инвесторов в регион, еще 22.06.2017 внес земельный участок на котором должен быть построен новый цементный завод в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством. Это может проверить каждый, кадастровый номер участка – 73:18:010901:550.
Возникла ситуация, при которой с одной стороны – муниципалитет своим решением пытается перевести участок из сельхозземель. А с другой стороны – региональное правительство в лице Смекалина А.А. запрещает это делать.
Очевидно, что эта ситуация – следствие непрофессионализма отдельных людей. И после этой публикации участок под китайский цементный завод в срочном порядке исключат из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий. Однако эти факты позволяют в целом взглянуть на ситуацию вокруг инвестиций в регион.
В перечень особых угодий попали без разбора практически все сельхозземли, даже те которые уже перестали быть таковыми (15 887 участков). Таким образом, правительство полностью перехватило контроль надо возможностью создания инвестпроектов за счет сельхозземель, в том числе и на частной территории. У регионального правительства итак много рычагов не допустить каких-либо нарушений при переводе земель из сельхозназначения в категорию населенных пунктов. Например, все генеральные планы поселений настоятельно рекомендуется заказывать в ОГАУ «Региональный градостроительный центр» и без согласования областного архитектора ни один генплан не будет утвержден.
Запрет на перевод всех земель сельхозназначения и внесения исключений только в отношении «своих» участков делает областное правительство монополистом на инвестиции в регион. Прибавив к этому тот факт, что Акционерное общество “КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ” (с аффилированными лицами которой можно ознакомиться здесь) часто для создания инвестпроектов выкупает землю у частных лиц и перепродает ее с наценкой иностранным компаниям, получим вполне себе «схему» по созданию дополнительной прибыли при реализации инвестпроектов.
И абсолютно не важно, идет эта дополнительная прибыль в руки людей, имеющих отношение к Корпорации развития, или покрывает расходы, связанные с такими проектами. Главное, что эти деньги не попадают в бюджет. Дело в том, что региональная власть освобождает инвесторов от налогов, и одновременно завышается стоимость продажи им земли. Почему не наоборот? Почему бы не продавать землю дешевле, напрямую от частных лиц, и при этом требовать от инвесторов уплаты налогов? Кому это выгодно? Кто является реальным акционером Корпорации развития?
Как бы то ни было, помимо нарушений по процедуре публичных слушаний, о которых идет речь в СМИ, налицо нормативный запрет на перевод земли под застройку нового цементного завода. Это, безусловно, является основанием для подачи иска по результатам публичных слушаний со стороны любого заинтересованного лица.