10 августа 1958 года открылось движение по автомобильному, а точнее, как он тогда назывался, автогужевому мосту через Волгу. До этого дня мост в Ульяновске был исключительно железнодорожным, что, конечно, имело большие неудобства для населения и хозяйства. Переустройство мостового перехода было прямо связано с созданием Куйбышевского водохранилища. Последствия строительства Волжского каскада ГЭС, включая Куйбышевскую, представлявшиеся тогда в радужном цвете, оказались крайне неоднозначными (подробнее см. материал от 20 мая). Ущерб, причиненный природе, хозяйству, населению, утраты исторических и культурных ценностей не поддаются оценке. Возникли негативные факторы, действие которых ощущается по сей день и продолжает нарастать. С другой стороны, предстоящее заполнение водохранилища вызвало необходимость создания комплекса сложных инженерных сооружений, способствовавших развитию инфраструктуры городов Поволжья. В силу природных особенностей, расположения промышленных и транспортных объектов, наиболее масштабные работы проводились в Ульяновске и Казани. В Ульяновске ими стали, в 1-ую очередь, комплекс мероприятий по берегоукреплению; сооружение Заволжской дамбы, строительство нового речного порта и переустройство мостового перехода.
В ходе последнего одновременно решалось несколько задач. Во-первых, из-за предстоящего повышения уровня воды требовалось поднять на 8,5 метров пролетные строения моста (для этого использовались 5-тонные бетонные блоки), нарастить кладку опор. Необходимо было соорудить новые подходы к мосту, подняв полотно дороги, укрепить откосы насыпи и т.д. Одновременно проводился капитальный ремонт и усиление пролетных конструкций железнодорожного моста, построенного еще в 1916 г. Не могло быть и речи о том, чтобы перекрыть железнодорожное движение на столь долгий срок, тем более, что подобные работы велись и в других волжских городах. На время реконструкции движение поездов переводилось на ледорезные части существовавших опор. Такой способ позволил решить и третью задачу: на одних опорах с железнодорожным мостом построить новый – автомобильный. Таким образом, ульяновский, ныне Императорский, мост, по сути, представляет собой два моста, построенных в разное время и стоящих на одних общих опорах. Основные работы по переустройству мостового перехода вел мостоотряд №3 (начальник И.И.Гордон), в тот период в нем работало около тысячи человек; а также мостопоезд №450, СМП-158, ССМУ гидромеханизации (по материалам книги Е.А.Бурдина «Волжская Атлантида»).
Работы по реконструкции старого железнодорожного и строительству нового автомобильного мостов продолжались 5 лет – с 1953 по 1958 гг. Совсем небольшой срок для такого значительного объекта. 10 августа 1958 года, при большом стечении народа, движение по новому мосту было торжественно открыто. «Ульяновская правда» посвятила этому событию большую статью, которая (с небольшими сокращениями) приведена ниже. Две иллюстрирующие статью фотографии, наряду с другими снимками, помещены в фотоподборку.
***
«Ульяновская правда» от 12 августа 1958 года.
«МОСТ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ ВСТУПИЛ В СТРОЙ. Всенародный праздник День строителя отмечен в этом году в Ульяновске особенно: коллектив мостоотряда №3 к этому дню подготовил подарок Родине – закончил строительство автогужевого перехода через Волгу. Веками отделяла Волга горный правый берег от низинного левого. Когда боярин Хитрово закладывал город на Симбирской горе, Волга была надежной защитой от кочевых орд. Прошли столетия, границы русского царства отодвинулись далеко на восток – до Тихого океана. Водная преграда стала помехой развитию хозяйства. В начале нынешнего [20-го] века перекинулись через реку 5 мостов в крупнейших городах Поволжья. В 1916 году был построен и железнодорожный мост в Симбирске. Разрастался город, перешагнул через Волгу – в новом пригороде начали расти дома и предприятия. Особенно вырос город за годы Советской власти. И большим неудобством было для ульяновцев отсутствие свободного сообщения между центром и Заволжьем. Сообщение поездом, на пароме или водных «трамвайчиках» – катерах было хлопотным, долгим и дорогостоящим. И вот сегодня город получил мост. Значение его не только в том, что он соединит два района города; новый мост – это «зеленая улица» для многочисленных народнохозяйственных грузов.
Задолго до назначенного срока – 10-ти часов утра – стали собираться ульяновцы на улице Степана Разина. На старой дороге, которая ранее вела на пристань, выстроился ряд комфортабельных автобусов. Отсюда к мосту идет новое, только что законченное асфальтированное шоссе. На развилке дорог и собрались на митинг сотни празднично одетых людей. Здесь и герои празднества – строители моста. Ветер колеблет алое полотнище, перекинувшееся через дорогу: «Слава КПСС!». Грузовик, обтянутый красным, украшенный флагами, становится импровизированной трибуной. В 10 часов утра на трибуну поднимаются партийные и советские руководители области, передовики-строители. Председатель исполкома Ульяновского горсовета т.Праведнов поздравляет собравшихся с праздником и открывает митинг. Секретарь обкома КПСС т.Васильев зачитал текст приветствия обкома КПСС и облисполкома коллективу мостоотряда №3. «Сегодня в Жигулях, – говорит он, – торжественное открытие величайшей в мире Куйбышевской ГЭС. Строительство этого энергетического гиганта составляет большой комплекс работ. Немалый труд вложили и трудящиеся нашей области. 300-километровый участок высоковольтной линии Куйбышевская ГЭС – Москва проходит по нашей области. Готовя ложе Куйбышевского водохранилища, ульяновцы убрали миллионы кубометров древесины и перенесли десятки населенных пунктов. Берега Волги на протяжении 17 км. одеты в бетон, создан Ульяновский речной порт-убежище». Тов.Васильев говорит о трудовом подвиге ульяновских мостостроителей. Крупнейший в Европе сварной мост они построили в невиданно короткий срок. В ходе строительства им пришлось осуществить большие кессонные работы, сложные операции по исправлению деформации старых опор. Секретарь обкома партии отмечает лучших строителей: монтажные бригады Бычкова, Кныря, Некрасова, Чуйко, арматурщиков бригады Попова, бетонщиц бригады Понятенко, прораба Курилеха. Перед микрофоном – бригадир слесарей Яковлев. От имени строителей он заверяет собравшихся, что все свои силы, весь опыт мостовики отдадут Родине, народу.
Опыт… Его немало накопил дружный коллектив умельцев, каждый из мостовиков владеет 3-4 профессиями. Четверть века строит мосты мастер Пашинин. Это ему принадлежат слова: «Рационализация? У нас, мостостроителей, она каждый день, вся стройка – это непрестанные поиски нового». 18 лет в мостостроении бригадир бетонщиц Наталия Понятенко. Прораб Курилех стал мостостроителем в годы войны. Фронт катился все дальше на запад. По следам воинов шли рабочие-транспортники, восстанавливая разрушенные врагом мосты. Через Самару, Бузулук, Стрий, Южный Буг и еще много рек на Украине, в Закарпатье, в Польше наводил мосты Григорий Филиппович Курилех – сначала рабочий, затем бригадир монтажников. Кончилась война, и страна послала строителей на крупные реки – Днепр, Волгу. И вот он уже прораб. А сколько молодых, талантливых работников выросло, возмужало на сооружении Ульяновского моста! Из техникума пришел сюда Семен Христофоров. Был мастером на монтаже пролетных строений, прорабом, а затем и начальником участка по береговым укреплениям. Быстро вырос до начальника участка и недавний выпускник института инженер Лев Клусов.
Выступивший затем депутат Верховного Совета СССР токарь В.В.Денисов поблагодарил строителей от имени жителей Володарского района. Начальник мостоотряда И.И.Гордон призвал строителей трудиться и в дальнейшем не покладая рук, множить славные традиции, закреплять достигнутые успехи. Митинг окончен. Наступает торжественная минута. Председатель горсовета В.Ф.Праведнов перерезает красную шелковую ленту. Заработали моторы десятков автомобилей, на черный, еще не наезженный асфальт вбегает одна машина за другой: «Победы», «Волги», «Москвичи», юркие «газики» и солидные автобусы. Первыми в автобусах едут строители моста. Им по праву принадлежит эта честь. Ведь эта стальная громада, покоящаяся на могучих гранитных опорах, – их детище. Тысячи пассажиров и пешеходов, которые пройдут и проедут по мосту, будут поражаться размерами моста – его длиной и высотой, красотой переплетения мощных стальных балок. Машины идут по мосту, из окон выглядывают довольные, улыбающиеся лица. И Волга, словно признавая еще одну победу советских людей, катит сегодня свои волны спокойно, чуть плеща о гранитную облицовку опор. На левом берегу участников митинга встречают жители Володарского района. Теперь город соединился. Люди заполнили пешеходный тротуар: каждому хочется в этот первый день движения пройтись по мосту, трогая перила, осматривая, любуясь. Народ – хозяин своей страны – вступил во владение новым сооружением. В.Шкотов».
Железнодорожный мост через Волгу в Ульяновске до реконструкции.
Железнодорожный и автомобильный мост через Волгу в Ульяновске. 1960-ые годы.
10 августа 1958 года. Торжественное открытие автогужевого моста через Волгу, Левобережье («Ульяновская правда» от 12.08.1958).
10 августа 1958 года. Торжественное открытие автогужевого моста через Волгу, Левобережье («Ульяновская правда» от 12.08.1958).
Митинг, посвященный открытию автогужевого моста через Волгу («Ульяновская правда» от 12.08.1958).
Открытие автогужевого моста через Волгу. Начало движения: праздничный грузовик во главе колонны автомобилей («Мономах» 2003-3).
Открытие автогужевого моста через Волгу 10 августа 1958 года: пошли машины и люди.
Лялик
А причем здесь император? Мост построен при советской власти!!!
Конь
дятел
Ледоруб Меркадера
ну наш губер и прочие подлизы считают, что всё луДшее в городе сделал Ампиратор Николаша-два, а потом пришли Советы и всё испоганили.
ляльке
мост(железнодорожный),построен в 1916-м. а уж в 58-м,мы построили и автотранспортное сообщение. А то,без Советской власти,так бы и плавали на лодках,да ездили по единственному железнодорожному маршруту:Симбирск-Инза. А сегодня,п***расты ввергают нас в дореволюционную тьмутаракань,нищету,разруху и безнадёгу! Взгляните ан фото№2. по Волге бежит “сметеор” или “ракета”. а что сегодня? НИЧЕГО!
речфлот–25 лет в коме!
гражданская авиация-25 лет в коме
железнодорожное сообщение(после бегства в Лрндон,разграбившего её якунина),того и гляди загнётся.
Тогои гляди на телеги пересядем,да в лапти обуемся
1
интересно, когда перестали пускать пешеходов через этот мост?
***
Никогда не пускали. Разрешили пройти только в день открытия.
Интернет
Пускали 1 сентября 1996 года. когда Ависатар бастовал!
Брандергоферу
Мост имеет официальное название Мост Свободы, есть документы в Краеведческом музее. Морозов и Пинков после ремонта асфальта на мосту при своей пиар компании на растяжках вывесили название придуманное ими Императорский ?
Далее подсунули в ГИБДД для согласования схему размещения дорожных знаков с их названием моста ?
Те не запросили официальный, т.е. законный документ об новом названии Императорский, т.к. ранее так же на схеме незаконно согласовали название Нового моста Президентский ?
Это пиар-выбор названий всего нескольких людей, т.к. большинство голосовали за Новый или Северный ?
Многие полагают, что история вернет народные названия объектов
прохожий
М да, при коммунистах-советской власти строили, а сейчас при капиталистах только магазины строят, и импортные товары перепродают.
То же “президентский ещё кляты коммунисты начали строить, в капиталисты 20 лет строили…..и наконец то родили.
Нееее, я не за коммунистов, они сейчас только торговцы брендом, как впрочем и попы….я за то что бы строили больше заводов -товаров и продавали за границу, а не от туда товар завозили.