ООО «Полбино» не только входит в пятерку сильнейших предприятий Майнского района, но и умеет преодолевать трудности.
Где ты, время золотое?
Нынешний разговор касается темы столь же острой, сколь и не-благодарной. С одной стороны, есть программа комплексного развития сельских территорий. С другой – реальная жизнь сельчан. А между ними множество проблем. Возьмем в качестве примера село Полбино Майнского района. А начнем с того, что раньше вся социальная сфера в любом селе держалась на местном сельхозпредприятии. Это был для него большой хомут: детские сады и ясли, школы, дороги, водоснабжение, объекты культуры… Потом в обиход вошло слово «поселение», на которые этот хомут и перевесили. С одной стороны, шаг правильный: хозяйства от обузы в лице «социалки» надо освобождать. Их дело выращивать хлеб. С другой стороны, реальной власти у администраций сельских поселений не так уж и много, а денег чаще всего нет совсем. И что прикажете делать? Выход один: ломать шапку перед фермером или руководителем СПК, у них тоже не всегда богато, но хоть что-то есть.
Расчет простой: не откажут, потому что они здесь живут и односельчанам надо смотреть в глаза.
Потеряли ворохами, не соберешь крохами
Мингач Мирзалиевич Абдулвалиев когда-то работал в СПК «Выровский», и не на рядовых, между прочим, должностях. Потом вынужденно уехал в город, на целых 4 года. В 2005 году выдвинули его на должность главы администрации Выровского сельского поселения, а он взял да и выиграл выборы. И вот уже третий срок как при власти. Уточним сразу же, что поселение включает в себя станцию Выры как административный центр, села Апалиха, Выры, Ляховка, Полбино.
А также поселки Безлесный, Безречный, Дружба, Малороссы. «С инфраструктурой, – признается наш собеседник, – что скрывать, пока слабовато. Деревня не строит жилья для молодежи. Молодые семьи пробуют строить сами, берут кредиты. Но это очень долго, сложно, тяжело. В советское время была программа для каждого хозяйства – сдать в эксплуатацию не менее 20 квартир. Сейчас этого нет. А не будет жилья, специалиста на селе не удержишь». Молодая семья, по его рассуждению, это дети. Значит, нужны ясли, садик, школа. Телевизор хорошо, а клуб – лучше. И дороги хорошие нужны, и водопровод, и освещение на улицах. Во главе всего для молодых семей достойная работа. Опять же молодежь личное подсобное хозяйство держать не торопится, это нелегкий труд. Держишь корову – хорошо, если есть в селе стадо. А если нет? Тогда как? Пасти по очереди, как теперь делают? Стадо сохранилось в Полбино, Безречном и селе Выры. А на станции Выры осталось 12 голов, их держат на привязи. Дожили, называется. При-едут городские на отдых и бегают по селу с банками, ищут, у кого бы молочка купить. А его нет. Мингач Мирзалиевич вспоминает, что, когда начинал работать «во власти», на территории поселения было четыре школы. Остались две: на станции Выры и в поселке Безречном. В Полбино пока сохраняется индивидуальное обучение. Школа сохранилась, закрыть ее рука не поднимается: в ней музей имени дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина. Земляка в селе чтут. Ему здесь установлен бюст.
Кому тюрьма – кому мать родна
К тому сказано, что избавившись от «социалки», некоторые руководители почувствовали волю. У них, как они сами говорят, теперь осталась одна забота: весной посеять, по осени собрать. Забота о людях? Есть администрация поселения. В ООО «Полбино» все сложи-лось иначе. Хозяйство возглавляет Павел Григорьевич Макаров – человек с богатейшим жизненным опытом и железными принципами. Он потомственный хлебороб, родился здесь и прожил всю свою жизнь. А еще директор одного из крупнейших в районе сельхозпредприятий, каковым является Полбино, староста одноименного села и депутат районного Совета депутатов. Говоря иначе, за все в ответе. Мингач Абдулвалиев светится от радости: «Мне, как главе администрации, по сравнению с другими повезло. На территории поселения есть такое высокорентабельное хозяйство, как ООО «Полбино».
Но и здесь не без трудностей. Общеизвестно, что без своего хозяйства, без скотины на селе нельзя. Вместе с тем приходится признавать, что поголовье в личных хозяйствах сельчан снижается. Причины? Они общие и для района, и для области, и в целом для России. Это, прежде всего, человеческий фактор. Население, которое всю жизнь умело работать в общественном секторе и содержать скотину на личном подворье, постепенно уходит: дают знать о себе возраст и болезни.
Молодежь, как сейчас говорят, мигрирует: очень уж ярко светит огнями областной центр, до которого от Полбино рукой подать. Оставшиеся в селе даже картошку для себя не хотят сажать, легче купить. На какие деньги? Летом подработают в городе, съездят на вахту в Сибирь, Москву, Питер… Кто в Ульяновске работает, те дома появляются, благо недалеко. Других работа и жизнь на далекой стороне затягивает. А это пьянство и распавшиеся семьи. Не редкостью стали случаи, когда на той же вахте гибнут совсем молодые ребята. Обидно: уходят из села классные специалисты, чтобы улицы мести в городе, есть и такое, или где-нибудь охранником прозябать. В последние несколько лет на-метился, пусть и небольшой, возврат населения из города в деревню. Но это люди предпенсионного и пенсионного возраста. И ведут они, что называется, дачный образ жизни. Страшновато делается. Уйдут последние люди из нынешнего поколения тружеников, и заменить их попросту будет некем.
Хуже не стало – уже хорошо
Крестьяне, однако, народ от лирики далекий. «Некогда ныть, работать надо, – говорит замдиректора ООО «Полбино» Александр Викторович Лысов. – Трудно, скрывать не буду. Настолько, что иной раз кажется, что вокруг будто все рушится. Но держимся. Дороги в порядок приводим, село благоустраиваем. Пьющих в Полбино практически нет. Своя пекарня. Помимо выпечки хлеба, занялись производством макаронных изделий. Круглогодично работает столовая». Кадровый вопрос, конечно же, всех замучил. Вместе с тем хозяйство не приглашает на сельхозработы людей со стороны. Обходится собственными силами. С населением заключили договоры аренды паевой земли. Невостребованные земельные паи, как положено, оформили. Более того, хозяйство при всех трудностях расширяется. Стали, например, арендовать тысячу гектаров земли в Гимовском сельском поселении. А расширение – это всегда потребность в рабочих руках, поэтому, кто желает трудиться, без дела не останется. Тут своя дипломатия. Держит хозяйство КРС. Родились бычки, реализуют их населению и одно-временно помогают по льготной цене кормами. Это значит, что на-род скотину со двора не поведет и сохранит у себя личное подсобное хозяйство. Те, кто посильнее, стараются выжить за счет ЛПХ. Во дворах у них полсотни тракторов, шесть подборщиков. Работают на заготовке кормов, продают их, содержат семьи и своих родственников.
Хозяйство работает в тесной связке с администрацией поселения. Это в первую очередь социальные и бытовые вопросы: вы-делить транспорт, организовать похороны, доставить корма, рас-чистить зимой дороги… Да мало ли у сельчан потребностей!
Начальник отдела по развитию сельских территорий администрации Майнского района Александр Васильевич Малясов выделяет другую особенность. Он говорит, что такой сплоченности и ответственности специалистов всех уровней, механизаторов, других тружеников, как в Полбино, ему видеть не приходилось. Такие люди, говоря высоким слогом, и есть соль земли русской. Сегодня много говорится об умирающей российской деревне. А в Полбино на средства сельчан восстанавливают православный храм. Помогает и хозяйство: покрывает крышу, выделяет стройматериалы и транспорт. Где храм – там вера. Где вера – там совесть. Где совесть – там достойная жизнь. Перспективы? Александр Лысов отмечает, что Полбино в прошлом году получило хороший урожай хлеба. На подсолнечник была достойная закупочная цена. Пред-приятие заметно окрепло, у сель-чан стало больше уверенности в завтрашнем дне. А держится хозяйство, значит и люди из него не уйдут.