Сколько ни рассказывай о самодельных вездеходах, построенных на территории нашей необъятной Родины, никогда не получится раскрыть эту тему до конца. Практически каждую неделю на свет появляются один-два новых проекта, которые либо очень похожи на своих предшественников, либо разительно от них отличаются, как по набору агрегатов, так и по внешнему виду.

Добро пожаловать в Камышлов – город Свердловской области, расположенный в 135 километрах от Екатеринбурга. Из-за расположенных повсюду болот эксплуатация даже серьёзно подготовленных внедорожников тут практически невозможна – они то и дело застревают на непроходимой местности, а вытаскивать их некому. Решение было найдено практически сразу – нужны болотоходы!
На этом фото команды создателей становятся понятны габариты их “изделия”. Ширина – 2500 мм, высоту не мерили, но явно хорошо за два метра. Здесь все расширялось и удлинялось – решетка радиатора, капот, крылья, боковины, крыша. Даже ульяновская эмблема сделана по “спецзаказу” – вдвое крупнее стандартной.

И после неудачной попытки оформить заказ у компании, которая занимается постройкой как раз подобных автомобилей, местные мастера решили взять дело в свои руки. А так как мужчины в России держат своё слово, то и техника у них получилась на удивление добротной и – что самое главное – практически не знающей никаких преград. Самое то для подобных условий.

Изначально на свет появился двухосный болотоход, основой которого стал УАЗ-469. Правда, от него не осталось практически ничего – все кузовные панели удлинялись, расширялись и наращивались. Огромная ширина кузова позволяет с комфортом разместиться внутри 8 пассажирам. А вот вся ходовая нового вездехода была позаимствована у Toyota Land Cruiser 105 – действительно, разве есть что-то надёжнее японских внедорожников?

Правда, даже такая мощная основа потребовала доработок – 8,5-дюймовый дифференциал спереди пришлось заменить на 9,5-дюймовый, который обычно ставится на заднюю ось – таким образом удалось избавить от того, что на нём срезало зубья. Зато теперь колёса диаметром 1,3 метра без проблем катят этого монстра везде, а приводит конструкцию в движение атмосферный мотор модели 1HZ.

Мужики отвечают – ширина нужна для того, чтобы с комфортом и запасом пространства в салоне ввосьмером выехать на природу, а также для компенсации большого “роста”. Высота – для использования вездехода в качестве передвижного лабаза, места, где охотник выслеживает дичь. Что же до несущей конструкции, то именно такой ее вид, как представлялось, позволит надежно развести по вертикали кузов и колеса диаметром 1300 мм. А отказ от уазовской рамы объясняется тем, что не хотелось связываться с отечественными агрегатами. Под проект был специально куплен битый TLC 105 с двигателем, коробкой, мостами.

Утверждение “вездеход строится под конкретные колеса” верно и в нашем случае. Были выбраны шины “Арктиктранс” размерности 1300х530-21. Своим выбором создатели удовлетворены – протектор неплохо самоочищается от грязи. Главное же, что многослойная структура отлично противостоит проколам, даже если они провоцируются последствиями работы бобров – острыми колышками, оставляемыми после “спила” деревьев.

Фактически здесь две рамы от Land Cruiser 105. Одна использована традиционно и целиком. Вторая дала те части, которые позволили ниже опустить крепления продольных рычагов. Есть здесь и body lift – подушки установлены на неоригинальных, увеличенного размера кронштейнах.

Использование рамы и мостов от “стопятки” позволило не мудрить с амортизаторами и пружинами – они от нее же Тойотовские балки, безусловно, ключевой элемент конструкции. При таком диаметре колес – базис надежности. Правда, и он потребовал определенного укрепления. Скоро выяснилось, что передний редуктор с 8,5-дюймовой главной парой – слабое звено, срезает зубья.

Внутри просторно, комфортно. Взгляд с передних сидений вызывает диссонанс восприятия. С одной стороны, видишь уазовскую железную панель, хотя и расширенную на 600 мм, с другой – посадка как в грузовике или даже выше.

Так уж получилось, что со всеми доработками – сваркой-покраской, силовыми бамперами и т. д. – двухосный вездеход с перерывами строился несколько лет.

Мы говорили, что будущий вездеход мог бы быть плавающим, однако такая возможность не была принципиальной – получалась бонусом от использования пневматиков низкого давления. Водоемы в тех краях редкость, а во время таяния снегов, когда ручьи становятся полноводными, в полях-болотах делать особо нечего. Поэтому и за массой машин создатели особо не гнались, не выгадывали каждый килограмм. “Двухосник” без силовых бамперов и части салонного оборудования тянул на 3,5 т, и, кстати, тогда на воде держался. Сейчас авторы в этом сомневаются, хотя опытным путем плавучесть потяжелевшего вездехода еще не проверяли.

“Двухосник”, и правда, мягок, даже интеллигентен на любых неровностях. Отчасти благодаря тому, что сидишь высоко, а все удары и толчки происходят где-то там, в “цоколе”. Крены? Они есть, однако не такие значительные, как могло показаться с первого взгляда.
В том, что вездеход создается под конкретные условия, есть положительные моменты – можно пренебречь какими-то качествами в угоду более важных. Серьезных косогоров в полях-болотах нет, а большая высота кузова, как отмечалось, для владельцев была принципиальна. На такой же пересеченной местности, что вы видите на снимках, машина чувствует себя прекрасно.

Для такой машины эта яма – семечки. Прошли туда и обратно, причем внатяг, попутно отметив неплохой зацеп “резины”. Кстати, остатки весеннего половодья еще раз подтвердили правильность “большого роста” – на обычном джипе, пусть даже подготовленном, зачерпнули бы салоном. А так сходили “аки посуху”. Обратите внимание на артикуляцию подвески – она есть, и весьма неплохая, что для многих снегоболотоходов вовсе не характерно.

Танковый полигон с расквашенным гусеницами черноземом – вообще не проблема. Тем не менее на болотный ковер на “двухоснике” соваться остерегаются – как его тащить, если сядет. Даже с лебедкой эвакуация в условиях топей дело долгое и напряженное. Благо в этих местах знаком каждый кустик и всегда можно выбрать направление “потверже”.

Размер колес и давление в них позволяют не думать над тем, какова глубина грязи, которую намесили танки – все равно идет по верхам. “Низовой” дизель при желании позволяет разогнаться и форсировать препятствие ходом.