Из Димитровградской колонии пытался сбежать особо опасный преступник, осужденный за государственную измену. При этом он был профессионально экипирован.

На днях в ИК-10 предпринял побег бывший сотрудник Минобороны России 53-летний Андрей Беляев, осужденный за государственную измену. В октябре прошлого года Московский городской суд приговорил его 12-ти годам лишения свободы по статье 275 УК РФ. Это было настолько громкое дело, что охранять бывшего полковника (в том числе и от него самого) обязаны были особенно тщательно. Почему этого не случилось? Подобным вопросом задались спецслужбы и Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, выявившая многочисленные нарушения в деятельности администрации Димитровградской «десятки».
Осенью 2016-го к делу Беляева был особый интерес. Госизмена высокопоставленного эксперта Российского Минобороны оказалась настолько серьезной, что даже само судебное заседание проходило в суперзакрытом режиме. А суть его преступления до сих пор имеет гриф «совершенно секретно». Кое-какая информация все же просачивалась из стен зала Мосгорсуда. Например, о том, что враг государства имел недвижимость в одной из скандинавских стран и оказывал спецслужбам определенные «консультационные услуги». В том числе, он делился информацией, составляющей государственную тайну.
Как удалось выяснить нашему порталу, после совершенной госизмены, в 2012 году Беляев вместе с семьей бежал в Швецию, где пытался по поддельным документам оформить гражданство. Но спустя два года, когда в спецслужбах уже этой страны “всплыли” все его грехи, Беляев бежал и из Швеции. Вернулся в Россию, а в 2014 году был задержан и после суда содержался в “Бутырках”. Лишь в конце 2016 года особо опасного преступника этапировали в Диимитровградскую ИК-10 (строго режима). Возможно, это решение о переводе подальше от столицы было вызвано многими вескими причинами, в том числе и реально существовавшей на тот момент угрозой для его жизни. В ИК-10 Беляев до момента неудачного побега содержался в одном бараке вместе с рецидивистами, убийцами и ворами.
Как установила Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, за все время, пока особо опасный преступник находился в Димитровградской колонии, ее руководство грубо игнорировало любые меры по обеспечению надлежащей охраны и изоляции осужденных и постоянного надзора за ними. Видимо, потерей бдительности и воспользовался Беляев, когда меньше недели назад замыслил побег. При этом он серьезно подготовился. Но побег не удался – преступник смог добраться лишь до контрольно-следовой полосы основного рубежа, когда его задержали охранники. При беглеце, как выяснилось, был обнаружен армейский вещевой мешок, в котором находились разнокалиберные стамески, современный высокотехнологичный надфиль, набор отверток с запасными насадками и дополнительных лезвий, газовая зажигалка и даже аккумуляторная дрель. Одет Беляев был в специальные облегчающие передвижение по пересеченной местности кроссовки с различными «прибамбасами».
Все это позволило прокуратуре сделать вывод, что приготовление к побегу заняло у осужденного определенное и весьма продолжительное время. То есть, за его контактами не следили и даже обыски, похоже, не проводились, несмотря на серьезность статьи обвинения. Кроме того, анализ записей камер видеонаблюдения показал, что подавляющее большинство из них не было оборудовано специальной подсветкой и вообще имело крайне низкое разрешение. Проще говоря, разглядеть там что-то на расстоянии дальше двух метров весьма затруднительно.
Кстати, о разгильдяйстве. По требованию региональной прокуратуры следственные органы в настоящее время пытаются выяснить – случайно ли в этой колонии проворонили подготовку к побегу вип-заключенного или этому кто-то способствовал…

Ярослав Щедров