Обольстительная красавица, светская львица, предприимчивая деловая женщина – всеми этими качествами обладала графиня Александра Толстая.

Посреди деревни Новый Дол Барышского района стоит двухэтажное здание. Сразу не поймешь: то ли это какой-то заводик дореволюционный, то ли школа. Уж больно своеобразная архитектура здания: два корпуса с перемычкой посередине, ну просто буква «Н». И тем не менее это настоящая дворянская усадьба, построенная в 1911 году, наверное, самой экстравагантной женщиной Симбирской губернии – графиней Александрой Федоровной Толстой.

Александра Федоровна была известной в свое время красавицей Симбирской губернии. Происходила она из старинного дворянского рода Ермоловых и состояла в родстве с представителями именитых фамилий нашего края: Языковыми и Ивашевыми. Однако прославилась она не благодаря красоте или впечатляющей родословной. Александра Федоровна обладала непреклонным характером, сильной волей, неистощимой энергией и деловым складом ума. А главное – ей удалось создать одно из самых прогрессивных в то время хозяйств России.

В 1870-е годы Александра Федоровна вышла замуж за овдовевшего симбирского помещика, действительного статского советника, церемониймейстера императорского двора Петра Дурасова. Супружеская чета поселилась в имении Дурасова в Старой Зиновьевке Карсунского уезда (ныне Новый Дол). Но тихая семейная жизнь не подходила пылкой натуре Александры Федоровны, которая была почти на 20 лет моложе своего мужа. «Хрупкая красавица с осиной талией» не захотела быть провинциалкой и с увлечением стала «прожигать» жизнь. Ни одна дворянская «тусовка» не обходилась без нее. Она обожала и танцы, и охоту с борзыми, и скачки на лошадях, и внимание мужчин, чем подавала повод для ревности своему супругу. В конце концов он не выдержал такой жизни и скончался в 1894 году.

Предприимчивая 40-летняя вдова отвоевала у сыновей Петра Федоровича от первого брака и собственной дочери все имение. А вскоре она вышла замуж за друга семьи графа Александра Толстого и развела такую бурную деятельность, что вся губерния с восторгом наблюдала за ней Прежде всего, графиня стала лихо управлять семью тысячами десятин земли и конным заводом. Она перешла на использование трехпольной системы земледелия, закупила новые сорта американского овса, французской люцерны, создала молочную ферму из коров альзаунской породы, занялась разведением волов, построила три водяные мельницы, перестроила конный завод, где выращивала орловских рысаков и лошадей, предназначенных под армейское седло.

Лошади были одной из самых больших страстей этой дамы. Она многократно ездила за границу для приобретения новых племенных лошадок, в том числе и для скачек. Особенно прославился ее серый в яблоках жеребец по кличке Крепыш. В свое время он 79 раз участвовал в соревнованиях, из них 55 раз был первым, установив 13 рекордов скорости и заработав для бывшего хозяина 300 тысяч рублей! В начале ХХ века конь был передан в государственную конюшню в Симбирск, где он через некоторое время погиб.

Еще одной страстью Александры Федоровны был поиск нефти. Для этого она приобрела новейшее бурильное оборудование. И хотя с нефтью графине не везло, зато с водой проблем не было. Одна из первых скважин дала такое ее количество, что полностью обеспечило водопоем все огромное животноводческое хозяйство Александры Федоровны. Но и здесь она нестандартно подошла к вопросу использования воды. Во-первых, над скважиной был установлен ветряной двигатель, обеспечивающий непрерывную подачу воды, для которой вырыли пруд. Кроме этого, пробы воды отправили в Петербург на анализы. Оттуда пришло заключение о том, что водичка очень близка по составу к Карлсбадским источникам (в ней очень высокое содержание железа), что позволило использовать ее в лечебных целях, например для лечения малокровия. Если бы не Первая мировая война, то, возможно, предприимчивая графиня сумела бы сделать в губернии лечебный курорт. Интересно и то, что в процессе бурения, по настоянию Александры Федоровны, бурильная установка была многократно переделана и усовершенствована так, что фактически стала бурильной установкой нового типа (так считали специалисты).

Неугомонная хозяйка поместья занялась и благоустройством самой усадьбы. Сначала она заложила один из красивейших парков в европейском стиле. Под него было выделено более семи гектаров земли. Он занимал площадь более 20 десятин, опускаясь вдоль речушки Мокрый Чилим до поймы Барыша. Основой парка являлись прямые березовые, сосновые, вязовые и липовые аллеи, между которыми были посажены группами лиственница, ель, ольха и многое другое. Особенно эффектны были цветники, ягодники и розарий, который начинался от графского дома четырьмя рядами. В нем выращивались несколько видов роз с цветками бордового, розового, желтого и белого цветов. Была в парке и отапливаемая теплица, где выращивались абрикосы, персики, сливы и, как ни странно, арбузы.

Но основной жемчужиной парка стала «аллея-змейка». Это извилистая дорожка сквозь парк, обсаженная по краям серебристыми тополями. Особенностью этого тополя была листва, ярко-зеленая снаружи и почти серая изнутри, и поэтому во время ветра создавался своеобразный «мерцающий» эффект. Эта аллея была задумана хозяйкой для уединенных прогулок, задушевных разговоров и размышлений.

Еще одной достопримечательностью Старой Зиновьевки стало само здание усадьбы, построенное из красного кирпича с белыми вставками «вятского камня». Интересен был внутренний интерьер здания и особенно одна из комнат. Вот как описывал его краевед А.С. Сытин: «Каменные стены облицованы половинками толстых бревен, то ли под крестьянскую избу в духе модного тогда толстовства, то ли под горницу боярского терема XVII века, что соответствовало продолжавшемуся в ту эпоху поиску национального стиля. Пол и потолок обшиты широкими неокрашенными досками, в окне кованые решетки, а у стены напротив окон – камин из дорогого уральского камня».

Надо признать, что характер у Александры Федоровны был жесткий, а отношение к крестьянам даже жестоким. Поэтому у нее в имении постоянно возникали бунты. Первый произошел в 1893 году и был подавлен полицией. Потом были восстания и в 1906-м, и в 1913-м. Для успокоения крестьян вызывался эскадрон казаков, для размещения которого графиня оборудовала казарму. В 1917 году усадьбу все же разграбили, разорили амбары, разворовали имущество… По иронии судьбы не тронули только прекрасную библиотеку, большая часть книг которой была посвящена истории Франции и Великой Французской революции. Коллекцию отличала хорошая сохранность и роскошные переплеты второй половины XIX века. И теперь она хранится в Ульяновской областной научной библиотеке, в отделе редких книг.

После революции Александра Федоровна уезжает за границу. Существует легенда, что из поместья барыня убегала по подземному тоннелю. Этот тоннель был заранее прокопан под землей, там умещалась даже конская повозка. В наши дни в бывшей усадьбе графини Толстой размещается Новодольский детский дом «Остров детства», образованный в 1942 году. Только благодаря детям усадьбу не разобрали по кирпичику и не вырубили парк с вековыми деревьями в диаметре более полутора метров (три человека не обхватят). Парку присвоен статус памятника природы областного значения.