Давно стало в Ульяновске притчей во языцех состояние дорог, тротуаров, спусков, других поверхностей, по которым передвигаются горожане. Редкий день обходится без публикаций на эту тему, порой комментируемых: «вот раньше…». А как было раньше, и когда – раньше? Еще описания дореволюционного Симбирска изобилуют картинами немощеных улиц, утопающих в пыли или грязи – по сезону и погоде. В более позднее советское время осуществлялись масштабные программы благоустройства: в конце 1940-х, во 2-ой половине 60-х, впрочем, коснувшиеся не всех районов. В остальное время в приличном состоянии поддерживались, в основном, центральные улицы; свернув с них можно было увидеть совсем другую картину. Был еще период (до 1943 г.), когда Ульяновск входил в состав Куйбышевской области и финансировался как райцентр. Но и тогда, наверное, не все зависело только от наличия средств, тем более что родине Ленина все же кое-что перепадало. Дмитрий Степанович Точеный и Наталья Григорьевна Точеная – авторы многих исследований по истории Ульяновска. Для ряда из них выбрана форма, сама по себе отметающая обвинения в необъективности: они полностью основаны на материалах официальной прессы. В статье «Улицы родины Ленина во 2-ой половине 30-х гг. XX века» использованы публикации газеты «Пролетарский путь» 1936-1939 гг. В приведенном ниже тексте по материалам этой статьи комментарии авторов сведены к минимуму. Не все иллюстрации в подборке относятся к описываемому периоду, непросто было бы подобрать именно такие, но вид многих улиц десятилетиями сохранялся, почти не меняясь.

***

Руководство, несомненно, понимало важность придания Ульяновску приличного вида. «На родину В.И.Ленина… приезжают тысячи трудящихся… Они видят не прежний сонный Симбирск, а новый советский город, в котором ключом бьет новая жизнь. И все же у приезжего остается далеко не лестное впечатление о внешнем облике города. Это мелочи, но они заметны и бьют в глаза» («Пролетарский путь» от 14.08.1937, далее там же, с указанием дат). В августе 1937 г. уполномоченный Куйбышевского обкома ВКП(б) А.Френкель указывал на необходимость «превратить Ульяновск в город, достойный имени Ленина. Разве больших трудов нужно, чтобы все улицы, площади, здания… были наполнены статуями, бюстами, портретами Ленина…, его родных, соратников и вождей нашей партии? …Давно пора горкому и горсовету сделать ныне запущенный и отсталый Ульяновск передовым городом». Горсовет и коммунальные службы регулярно обсуждали проблемы ремонта и озеленения улиц, уборки мусора. Контора по очистке города была преобразована в управление, возглавляемое Е.М.Самсоновой. Москва выделила технику для приведения Ульяновска в надлежащий вид. Но сделать это было непросто, с учетом состояния большинства улиц, а особенно – спусков к Волге. По ним ехали и шли тысячи жителей Подгорья, рабочих, колхозников, приезжих. «Спуски к Волге находятся в крайне плохом положении. Итти по ним сплошное мучение. Особенно в неудовлетворительном состоянии находится Пролетарский спуск (б.Завьяловский). Если на Никольском спуске сохранились жалкие остатки… лестниц, то на Пролетарском нет даже этого. Кочкообразные тропинки, идущие по краю… оврага, заставляют пешеходов заниматься эквилибристикой, цепляясь за изгороди…, а иногда просто за кочки. … А после дождя всякий идущий этим спуском оказывается в безвыходном положении. Долго ли свалиться в овраг?» (В.Егоров, 5.02.1936). Весной 1937 г. ситуация на Пролетарском и Никольском спусках стала катастрофической. «Считают ли своим долгом городские организации интересоваться жизнью Подгорья? Чтобы попасть отсюда в центр, приходится больше ползти, чем итти… На Пролетарском спуске нет лестницы, а на Никольском она совершенно развалилась, и люди на них ломают ноги» (А.Знамов, 21.03.1937). Летом 1937 г. горкомхоз провел работы «по восстановлению лестниц на спусках». Но уже вскоре неохраняемые лестницы растащили на дрова. К осени 1938 г. эти спуски стали вообще непроходимы (5.08.1938). Жителям Подгорья и приезжим пришлось вспомнить о спуске Володарского (с 1949 г. Рабочий, ныне не существует). «Этот путь является единственной дорогой в город, но он совершенно не оборудован. На верху спуска поставлена колонка…, сток направлен прямо по дороге, которая размывается бегущими потоками. Все лето путь представлял собой болото с ямами… Ежедневно здесь ломаются телеги, валятся с ног лошади. По тротуару спуска ходить опасно…, доски сгнили, перила поломаны» (24.09.1938). На все просьбы ульяновцев отремонтировать хотя бы один спуск, следовал ответ: нет средств. Мостовые и тротуары в центре города тоже выглядели не лучшим образом. Об этом часто писали внештатные корреспонденты. «Вот улица Лассаля (К.Маркса-Дворцовая), по ней большое движение. Но здесь нет хороших тротуаров…, обувь портится о валяющиеся камни и доски. К тому же мостовая изрыта» (Плешаков, 5.09.1938). Ул.Бебеля: «Здесь… нет даже нормальной грунтовой дороги. В дождливые дни непроходимая грязь, образовались овраги» (Попов, 2.11.1938). Ул.Федерации: «От дождей образовалось болото. Шоферы и извозчики проложили дорогу по тротуару» (Носов, там же). Дальше от центра было еще хуже. Около ст.Ульяновск-1 «на каждой улице… глубокие ямы, из которых жители добывают глину» (Соболев, 5.09.1938). Газета напечатала 2 письма слесаря Трифонова об улице Шевченко. «Тротуары развалились. Посередине улицы овраг. Его не ремонтировали очень давно» (15.06.1937). «Одной из самых неблагоустроенных является улица Шевченко, сильно размытая ливнями в 1922 г. В течение 16 лет она не ремонтировалась и оставалась непроезжей» (9.07.1938). Что уж говорить о Заволжье. «Школа №10 с двух сторон отрезана болотами, школьники не раз приходили с мокрыми ногами… Болота есть у клуба 1 Мая, на Ленинградском проспекте, по дороге из с.Часовня и Канава на завод им.Володарского… Председатель райсовета т.Тихонов… сам ежедневно, балансируя, проходит по узкой доске, перекинутой через 2-метровый ручей, на крыльцо учреждения, которым руководит. Райсовет выносил постановления по ликвидации наводнения…, но это было весной прошлого года… А о деле и говорить не приходится» (А.Мар, 1.04.1938). В июле 1938 г. город облетела новость: Москва выделила значительные средства на благоустройство улиц. Горсовет приступил к их распределению, лишь на восстановление ул.Шевченко ассигновано 180 тыс.руб. (9.07.1938). «Впервые за последние годы составлен план благоустройства тротуаров и мостовых. Намечены мероприятия по строительству садов, фонтанов, спусков» (5.08.1938). Работы планировалось завершить к 1 октября 1938 г. На деле получилось не так хорошо. «На ул.12 сентября асфальтируются тротуары… На это затрачивается много средств, но работа идет впустую. Только что асфальтированные тротуары не охраняются, и вечером по ним гоняют коров. Тротуары портятся» (17.07.1938). На ул.Шевченко: «Подвозка материалов идет медленно, поэтому бывают простои. Работают 14 землекопов, а их нужно гораздо больше. В течение месяца почти ничего не сделано» (Трифонов, 5.08.1938). Отчитываясь об успехах, власти признавали и отставание от графика. «Находятся еще организации, которые срывают работы. Уже заасфальтировано 12 тыс.кв.м. Сделан капитальный ремонт ул.Радищева и Советской…. План благоустройства выполнен на 40%. Но вот уже на несколько дней приостановлены работы по асфальтированию» (5.08.1938). «После перерыва из-за отсутствия асфальта, 22 августа вновь начата укладка тротуаров. Заканчиваются работы по Пушкинской улице. Но дело тормозится отсутствием транспортных средств. Уже 6 дней асфальт не подвозится к месту работ. …На пристани лежат 5-6 т. асфальта, а транспортная контора высылает только одну машину» (2.09.1938). К концу сентября план благоустройства был выполнен только на 50%. Пошли дожди, но работы продолжались. «Начато асфальтирование ул.К.Маркса (Гончарова). В ближайшие дни будут залиты асфальтом верхняя часть ул.Ленина, Голубковский порядок и Новая Дамба» (4.10.1938). Точку в этой эпопее поставил выпавший в начале ноября снег. Зима несла свои привычные проблемы. «Нигде, даже в центре города, возле горсовета, снег не очищается. Тротуары песком или золой не посыпаются. Часто, поскользнувшись, пешеходы падают. Есть несчастные случаи» (10.12.1937). «На всех улицах города можно видеть людей…, старающихся показать сложнейшие номера балансировки. Часто это кончается одним: человек растягивается во весь рост…, а затем, ощупывая все свои конечности…, кряхтя, поднимается, ругая городские «порядки». Бывает, что человека, сломавшего руку или ногу, увозит карета скорой помощи. Не только боковые улицы, но и главную – К.Маркса – не могут очистить ото льда…. Рискуя попасть под автобус, граждане ходят по дороге. … Домоуправления ссылаются, что золы и песка не напасешься, а ближе к апрелю лед сколют, и снег заодно уберут» (И.Станиславов, 17.03.1937). «Жителя Ульяновска легко отличить от граждан других городов, достаточно посмотреть на его походку. Вот он пригнется, сделает пируэт, непринужденно перепрыгнет через канаву. … Объясняется это длительной и невольной тренировкой. Достаточно выпасть снегу…, и гражданин волей-неволей превращается в акробата-эквилибриста» (И.Станиславов, 20.11.1938). «Что делают дворники? Граждане зимой чувствуют себя как на катке, а в снегопады проваливаются в сугробы. Дворников же можно встретить очень редко» (рабкор Н.Соколова, 14.02.1938). Тревожную статистику доводил отдел здравоохранения: в ноябре 1938 г. покалечилось в условиях гололеда 9 чел., в декабре – уже 28 (27.01.1939). Это заставило городские власти проснуться. Горторг закупил большое количество соли, ее стали разбрасывать на дорогах и тротуарах, что лишь породило новую проблему. «Тротуары, долгое время не очищавшиеся от ледяной корки, …усиленно посыпаются солью. Но образовавшееся месиво не убирается» (29.01.1939). Зима рано или поздно заканчивалась, но с ней не кончались проблемы горожан. «Начинается весна… Загляните в любой двор, вы там обнаружите многолетние мусорные свалки. В конце центральной улицы… лежат на мостовой горы грязи. … За пределами центра начинаются края, неведомые блюстителям чистоты… Летом повсюду горожан заметает пыль. От нее не избавлена ни ул.К.Маркса, ни пл.Ленина» (Н.Рудин, 9.07.1937). «За забором около цирка… организовали свалку. Навоз преет и распространяет зловоние. По ул.К.Маркса мимо этого места нельзя пройти, если не зажмешь нос» (К.Минаев, 26.04.1937). В.Ктор, прочитав надпись на Н.Венце «Бросаться в фонтан и засорять его строго запрещается», выразил удивление: «Какой, спрашивается, чудак полезет в фонтан, который вечно покрыт грязью и плесенью?» (21.08.1937). А.Андреев в обзоре читательских писем обозначил основные проблемы. «Любым человеком, попавшим на ул.К.Маркса, овладевает подавленное настроение. Около газонов – горы мусора… Тяжелое впечатление производят подъезды домов… Ульяновцы привыкли к этому, руководство города смирилось с вопиющей антисанитарией. …Если заглянуть в любой двор, то можно найти все, кроме чистоты и порядка. …Мусор сваливается куда попало, то же относится и к нечистотам. Ассенизационные обозы… сливают «добро», где им заблагорассудится. …Не проходит ни одного заседания горсовета, где бы многословно не говорили о наведении порядка на улицах. Но сдвигов нет. Сила привычки – трагедия для Ульяновска» (21.08.1937). Не принес изменений и следующий, 1938 г., тексты статей почти дословно повторяются. Корреспондент встретился с зав.коммунальным отделом Сидельниковым, поведав ему о «форменном безобразии, творящемся на улицах. «Да, – согласился Сидельников, – Ульяновск – грязный, неприветливый город. Но от нас почти ничего не зависит. Нам не дают на уборку денег. Я заказал только чугунные ножки для 50 скамеек. На большее денег нет». Стало грустно» (3.04.1938). Не лучше обстояло дело с озеленением. 11 августа 1937 г. газета подвела итоги 2-летней «работы»: «В городе не посажено ни одного деревца, а те, что посажены раньше, уничтожаются козами… Варварски эксплуатируются фруктовые сады – украшение и гордость родины Ленина. О них, видимо, забыли в горсовете». Нет, не забыли. «Зимой начали благоустраивать Смоленский спуск. И что же сделали в 1-ую очередь? Вырубили около гектара фруктового сада. После этого ремонт спуска прекратился» (16.05.1937). Сезон 1938 г. начался с констатации: «Было посажено много молодых деревьев, но они не охраняются. …Их ломают ребятишки, объедают козы. Домоуправления не позаботились огородить их, а в некоторых местах загородку растащили» (23.04.1938). Завершился же признанием полного провала программы озеленения: «Мало насаждений на улицах нашего города. Посадки совсем незначительны. Многие молодые деревца погублены» (22.09.1938). Угнетало жителей плохое освещение улиц, ярко горели фонари только на ул.К.Маркса. Одна из многочисленных заметок по этому поводу, о бульваре Н.Венец. «С наступлением вечера сюда идут сотни людей… Почему бы не повесить несколько лампочек? В темноте свободно чувствуют себя хулиганы, пристают к прохожим…, дело доходит до драк. Милиция не считает нужным поставить там постового милиционера» (8.06.1938). Еще множество разных статей и писем печатала газета: о засилье бродячих собак; расклеенных повсюду объявлениях и афишах… Была и деликатная проблема, касающаяся деревянных туалетов на улицах и площадях. «Общественные уборные представляют собой нечто неописуемое. Они безобразно устроены и находятся в крайне антисанитарном состоянии» (И.Инский, 29.09.1937).
По материалам статьи Н.Г.Точеной, Д.С.Точеного «Улицы родины Ленина во 2-ой половине 30-х гг. XX века…», «Симбирский научный вестник» №4 (14) 2013 г.

Д.И.Архангельский. «Ульяновск. Завьяловский спуск». 1926 год.

Рабочий спуск, 1960-ые гг. Источник: ok.ru/group42898811781326, Л.Карпова.

Рабочий спуск, 1958 год. Источник: ok.ru/group42898811781326, Е.Вилкова.

1) А.А.Богомолов, Е.А.Богомолова. «Спуск Минаева», линогравюра, 1958-59 гг. 2) Е.И.Куманьков. «Спуск к Волге», 1960-ые гг.

Волжский склон и Подгорье, вероятно, 1930-ые гг. ok.ru/group42898811781326, О.С.Сукач (Горбунова).

Улица К.Маркса (Гончарова), 1930ые гг. 1) Почтовая карточка ГИЗ; 2) Учащиеся Кашкадамовской школы на субботнике (Н.В.Пономарева «Я помню Кашкадамовскую школу», Ульяновск, 2004).

Д.И.Архангельский. «Бывшая Дворцовая улица». 1920ые – 1930ые гг.

Улица Ульяновская, спуск к Свияге (год не указан). ok.ru/group42898811781326, С.Бердников.

Д.И.Архангельский. «Улица Мартыновая (Радищева)». 1920ые – 1930ые гг.

1) Евдокия Михайловна Самсонова («Самсониха») 31 год руководила конторой, позже управлением по очистке города (ассенизационный обоз). В 1937 г. возглавила коммунальное хозяйство Ульяновска, но вскоре пожелала вернуться на прежнюю должность.
2) Ассенизационные бочки использовались до середины 1950-х гг.