Это не исповедь, не покаяние, не обвинение и не мазохизм. Я вспоминаю август 1991 года и себя в событиях тех дней.

Зачем? Затем, наверное, чтобы бывшие большевики сказали, глядя на меня: «Я предал СССР». И это признание раз и навсегда положило бы конец глупой дискуссии на тему: «Кто больше виноват в развале страны: Горбачев, Ельцин, ГКЧП?»

Вот что делали Боровой, Новодворская, Ростропович и другие победители :

«19 августа 1991 года, сразу после объявления о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП) мы, несколько предпринимателей собрались и приняли решение эту гадину задушить.

Собрали деньги, организовали закупку оружия, начали создавать оргструктуры для сопротивления.
20 августа 2000 брокеров биржи (РТСБ) пронесли огромный флаг через центр Москвы к Белому Дому, через танки и военизированные заграждения ГКЧП.

Флаг повесили на трибуну Белового дома.

Я выступил и сказал, что бизнес не поддерживает ГКЧП,
ГКЧПисты испугались до икоты, назвав это бунтом лавочников.

19 августа вечером перед Белым домом было около 1000 протестующих. Мы организовали питание людей, листовки.

20 августа вместе с флагом мы привели к Белому дому 300 тысяч человек, которые присоединились к нам и флагу, пока мы несли его по Тверской, а потом по Садовому кольцу.

До сих пор это самая неприятная для многих правда:

Смещение ГКЧП и победу Ельцина обеспечили 2000 брокеров РТСБ, не испугавшиеся рискнуть своей жизнью, чтобы в самый пик переворота в центре Москвы с флагом Демократического союза прокричать: «Долой КГБ», «Долой КПСС».

Трехцветный флаг Демократического союза Новодворской стал государственным флагом России».

Вот что делали руководители СССР: Политбюро, ЦК КПСС, КГБ, Совмин, Верховный Совет, КГБ, МВД, ЦК ВЛКСМ, Народный контроль и проч., проч., проч.:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №2

Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР

О ВЫПУСКЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ, МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ И ОБЛАСТНЫХ ГАЗЕТ

В связи с введением с 19 августа 1991 г. в Москве и на некоторых других территориях Союза Советских Социалистических Республик чрезвычайного положения и в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» Государственный комитета по чрезвычайному положению в СССР постановляет:

1. Временно ограничить перечень выпускаемых центральных, московских городских и областных общественно-политических изданий следующими газетами: «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя», «Сельская жизнь».

2. Возобновление выпуска других центральных, московских городских и областных газет и общественно-политических изданий будет решаться специально созданным органом ГКЧП СССР.

Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР.

19 августа 1991 г.

Были и другие документы ГКЧП, но меня лично касалось именно  это Постановление №2, потому что я был заместителем главного редактора газеты «Камчатская правда» и 19 августа как и в последующие недели главный редактор находился на больничном.

В это же время на Камчатке:

«Камчатская областная коммунистическая организация на тот момент не только лишилась своего, монолитного в прошлом, единства, но и значительно поредела. Из числящихся на конец 1989 года 28.343 членов и кандидатов в члены КПСС к августу 1991-го в ее рядах осталось 19.473. Причина – массовый отток, достигший в 1990 году апогея: свыше 6 тысяч человек. Если верить заявлениям выходцев, покидали они передовой отряд строителей коммунизма сугубо по идейным соображениям.

Палана. «Прошу исключить меня из рядов КПСС. Оставаясь в душе коммунистом, я не хочу быть в партии с людьми, тормозящими перестройку, и с теми, кто, называя себя коммунистами, обворовывал страну на протяжении многих лет и до сих пор не понес наказания».

Хайрюзово. «Не желаю больше быть членом партии, которую скомпрометировали ее бывшие руководители. Мы смело шли за ними и верили им. Верили в коммунистическое общество и клялись быть в первых рядах строителей этого общества, тем самым обманывали народ, который верил нам. Лозунг «Народ и партия – едины!» – ложь. Не желаю быть членом партии, которой не верит народ. Не желаю больше платить взносы, на которые содержится партийный аппарат (с весьма высокими окладами). Раньше я думал, что не все люди понимают политику партии, и поэтому у нас не все получается в жизни. Но оказалось, что заблуждался я сам. Мое решение окончательное и изменению не подлежит».

Петропавловск. «Будучи убежденной комсомолкой и 26 лет убежденным коммунистом, как человек радикального склада характера, убеждена, что в настоящий момент нахожусь в числе меньшинства коммунистов, искренне желающих перестройки. Лицемерие, борьба за власть, а не деловое сотрудничество на каждом шагу. Учитывая свой возраст, считаю, что активным борцом быть не смогу, а балластом в рядах партии быть не хочу. Прошу вывести меня из рядов партии, убеждена, что честным трудом на рабочем месте на платформе справедливости, человеколюбия, руководствуясь перестроечными законами, я выполню долг

Среди выходцев попадалась партийная молодь. «Вступая в партию в период перестройки, я искренне считала, что смогу что-то сделать для нее, но теперь убеждена, что партия, начав перестройку в стране, стала тормозом. Ситуация в стране нагнетается, а партаппарат как бы в стороне. Я с надеждой ждала 28-й съезд, но он прошел под нажимом партаппарата. Конструктивных перемен намечено не было. Демократическим силам не дали возможности действовать на съезде. Я категорически против быть членом компартии, созданной вопреки воле коммунистов России, и создание которой, как мне кажется, понадобилось для противопоставления Ельцину. По моему твердому убеждению, наличие мощного партаппарата в войсках в настоящее время недопустимо, что привело к диктатуре партии в нашей стране. Кроме того, меня шокирует наличие дворцов у партаппарата и его «коммунистические» условия жизни при наличии людей, находящихся далеко за чертой бедности, отсутствием нормальных детсадов, школ, больниц».

Вот что читал я в материалах корреспондентов и редакционной почте.  Были и другие письма. Крайне редкие. Вот одно (единственное):

« Село Никольское является райцентром Алеутского района в нем  проживало около 2200 человек. Все счета партии были заблокированы. Через несколько дней после опечатывания дверей секретарь райкома партии вернулся в свой кабинет и начал заниматься северным завозом, то есть исполнять привычные для него функции, потому что свежее избранный Глава исполнительной власти не умел этого делать. За переходное время (с августа 1991 по январь 1992 года) в селе Никольском был зафиксирован лишь один всплеск недовольства, связанный с тем, что останки командора Беринга вывозили в Ленинград для проведения генетической экспертизы и воссоздания его лица. Как оказалось лицо Витуса Беринга не соответствует общепризнанным портретам легендарного командора. На тех портретах изображен его дядя»

. Так что на Командорах август 1991 года запомнился не только ликвидацией райкома КПСС.

Еще о нас писали:

« ВЛАСТИ КАМЧАТКИ ОПРОВЕРГАЮТ ИНФОРМАЦИЮ О СОЗДАНИИ КОМИТЕТА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ /РИА/. Президиум Камчатского областного Совета опроверг появившиеся в некоторых средствах информации страны сообщения о якобы созданном на полуострове комитете по чрезвычайному положению. В обращении к населению Камчатки местные власти заявили о своей солидарности с позицией Президента РСФСР и руководства России. На территории области действуют законно избранные органы управления и Конституция РСФСР.

В беседе с корреспондентом РИА председатель Совета Петр Премьяк сказал, что о безусловном выполнении распоряжений Совета заявили областные управления КГБ и МВД, лояльность по отношению к Совету выразил начальник военного гарнизона Петропавловска-Камчатского. При участии газеты Советов народных депутатов Камчатки «Вести» организовано размножение и распространение указов Президента России Бориса Ельцина. О своей поддержке действий законно избранных органов власти республики заявил местный координационный совет «Демократической России».

22 августа в редакцию пришел основатель самой мощной на то время организации, в которую входили все демократы без различия партий – «ИНИЦИАТИВА» Айверс Лездиньш. Он сказал: «Мы будем вас вешать на столбах!»

Спустя два года Айверс стал депутатом Госдумы. И (надо же!) в это же время секретари обкома, горкома КПСС стали руководителями коммерческих банков, СП, инвестфондов.

Я ходил к бывшему и последнему  первому секретарю. Просил помочь газете: почти 50 верных ленинцев , бойцов идеологического фронта сидели без зарплаты.  Дальше тамбура за входной дверью офиса меня не пустили.

Бывший заведующий областной школы политпроса по телефону сказал мне: «Филимонов, ты до того коммуняка, что фамилия твоя отпугнет от моего банка даже челноков!»

Вскоре «Камчатская правда» закрылась.  Утешаю себя тем, что не стало и СССР – кто я, а кто Горбачев, Ельцин, Янаев , Политбюро, ЦК КПСС, Обком КПСС Камчатки!  Слабое утешение. Боровой с покойной Новодворской смеются и надо мной, и на ГКЧП. Мне-то так и надо. Но я ведь предал СССР своей бездарностью, а это уже не личное дело.

Владимир Филимонов