Давненько не смотрели на Симбирск – Ульяновск, запечатленный на живописных полотнах. Прежде, когда тема не была так основательно разработана, получалось регулярно устраивать подобные вернисажи. Теперь же, еще не представленными прежде картинами, получается лишь изредка пополнять альбом «Симбирск – Ульяновск в живописи». Это при том, что держу под рукой целую тетрадь с выписанными из каталогов и других источников названиями работ, которые очень хотелось бы увидеть. К сожалению, далеко не все они были опубликованы или воспроизведены иным образом. Все же постараюсь, по возможности, периодически размещать живописные подборки. Сегодня одна из них.
Открывает подборку картина Анатолия Евстафьевича Клименко «Никольская церковь». Вообще-то, она уже была в одном из прежних сюжетов. Но тогда пришлось поместить репродукцию, безнадежно испорченную громадным знаком госархива, не имеющего, кстати, к этой работе никакого отношения – она хранится в фондах музея-заповедника «Родина В.И.Ленина». Теперь, наконец-то, появилась возможность представить фотографию, сделанную с оригинала картины. Как и на «зимней» «Никольской церкви» А.Е.Клименко (она есть в альбоме группы), здесь можно рассмотреть не только церковь в деталях, но и окружающую застройку. Вид на храм открывается с Никольской (Гимова) улицы, далее видны Карамзинский сквер и здание городской управы. Замыкает перспективу дом Андреевых (Коммерческое училище, 7-ая школа) на противоположной стороне Спасской улицы.
Альбом «Художники родины Ленина. Произведения мастеров искусства г.Ульяновска», изданный в Ленинграде в 1971 году, – настоящая находка для ценителей живописи ульяновских мастеров старой школы. От одного перечисления имен художников голова начинает кружиться. Петр Григорьевич Панин, Анатолий Анатольевич Богомолов, Иван Андреевич Щеголев, Андрей Михайлович Дубровский, Борис Николаевич Склярук (с ранними еще работами)… На многих картинах – 1960-х годов и более ранних, – действительно предстает с трудом узнаваемый город. Паромная переправа. Нигде больше не встречал такого детального изображения. А улица Железной дивизии образца 1962 года? Возможно, не все согласятся, но мне кажется, что живопись, как источник информации о прошлом города, ничем не уступает фотографии, а подчас дает гораздо больше. Плюс эстетическое удовольствие от прекрасной работы художников. Жаль, что большинство репродукций в альбоме черно-белые, но, с другой стороны, это даже добавляет колорита ушедшей эпохи – как на старых фотокарточках, с их нечеткостью и дефектами. Картина А.М.Дубровского со строящимися «Венцом» и ДК Профсоюзов и остатками монастырской стены уже была представлена ранее и есть в альбоме группы. Но это не повтор. Здесь помещен эскиз картины, заметно отличающийся в деталях от окончательного варианта. Рекомендую заглянуть в альбом, найти там «Строительство высотки» и сравнить – очень интересно.
Показалось упущением отсутствие в ленинградском альбоме полотен Михаила Михайловича Радонежского, работавшего в Ульяновске с 1930-х гг., и именно в 60-х создавшего целую серию видов города – его старых уголков и растущих новостроек. Поэтому добавил две репродукции из книги Н.А.Агафоновой «Михаил Михайлович Радонежский», изданной в 1964 году, к 70-летию художника. В этом издании много интересных работ, но, к сожалению, репродукции не только монохромные, но и очень плохого качества. По этой причине до сих пор воздерживаюсь от их воспроизведения, хотя и храню в отдельной папке. Может, когда-нибудь пригодятся.
Народный художник России, лауреат Пластовской премии, почетный гражданин г.Ульяновска, профессор Аркадий Ефимович Егуткин нечасто балует поклонников своего таланта городскими пейзажами, предпочитая им другие жанры. Но в альбоме «Народный художник России Аркадий Егуткин. Живопись. Графика. Скульптура» (Ульяновск, 2011) представлено несколько подобных работ. Привлекла внимание картина «Театр кукол. Вид со двора», созданная в 1983 году. Поначалу даже не понял – что и с какой стороны на ней изображено, потребовался «осмотр на месте». На картине, несомненно, вид из окна дома №8 по ул.Гончарова, выходящего во двор. Взгляд следует по направлению улицы, на север. В перспективе – боковой фасад дома №12 (дом Зеленковой) с тремя проемами в верхней части. Гаражи и сейчас стоят во дворе, на том же месте. А вот сам Театр кукол в таком ракурсе теперь выглядит совсем иначе. В 2000 году со стороны двора возведен 3-этажный пристрой. Так что и эта картина уже стала запечатленной историей. При взгляде на утреннюю Свиягу А.Е.Егуткина (1985 г.), сразу вспоминается «Город между двух рек» Ивана Андреевича Щеголева (1977 г.) – картина, очень похожая по композиции. Однако, если И.А.Щеголев большое внимание уделял точности деталей, то для Аркадия Ефимовича пейзаж, это, скорее, средство выражения чувств и настроения; состояния души, если угодно. Вот и здесь – не просто река на рассвете, а целая гамма эмоций, выраженных в цвете. При достаточной условности изображения, обращают на себя внимание некоторые детали, например, лодочная станция на берегу.
Не все интересные работы из названных изданий, изображающие город, вошли в подборку. Возможно, для помещения в альбом получится позже отобрать больше репродукций.
А.Е.Клименко. «Симбирск. Никольская церковь». 1998 г. Из фондов музея-заповедника «Родина В.И.Ленина».
В.И.Харитонова. «Пристань в Ульяновске в 1948 году». 1948 год (черно-белая репродукция). Из альбома «Художники родины Ленина. Произведения мастеров искусства г.Ульяновска», Л., «Художник РСФСР», 1971.
П.Г.Панин. «Ульяновск. Улица Ленина». 1962 год (черно-белая репродукция). Из альбома «Художники родины Ленина. Произведения мастеров искусства г.Ульяновска», Л., «Художник РСФСР», 1971.
М.М.Радонежский. 1) «Дом поэта Н.М.Языкова»; 2) «Вечером в Засвияжье» (черно-белые репродукции). Из книги Н.А.Агафоновой «Михаил Михайлович Радонежский (К 70-летию со дня рождения)», Саратов, 1964.
А.А.Богомолов. «Дворец книги». 1965 год (черно-белая репродукция). Из альбома «Художники родины Ленина. Произведения мастеров искусства г.Ульяновска», Л., «Художник РСФСР», 1971.
А.А.Богомолов. «Осень в городе». 1966 год (черно-белая репродукция). Из альбома «Художники родины Ленина. Произведения мастеров искусства г.Ульяновска», Л., «Художник РСФСР», 1971.
И.А.Щеголев. «Над Волгой». 1967 год (черно-белая репродукция). Из альбома «Художники родины Ленина. Произведения мастеров искусства г.Ульяновска», Л., «Художник РСФСР», 1971.
А.М.Дубровский. «Строительство мемориального центра». Эскиз. 1969 год (черно-белая репродукция). Из альбома «Художники родины Ленина. Произведения мастеров искусства г.Ульяновска», Л., «Художник РСФСР», 1971.
А.Е.Егуткин. «Театр кукол. Вид со двора». 1983 год. Из альбома «Народный художник России Аркадий Егуткин. Живопись. Графика. Скульптура», Ульяновск, 2011.
А.Е.Егуткин. «Утро над городом. Река Свияга». 1985 год. Из альбома «Народный художник России Аркадий Егуткин. Живопись. Графика. Скульптура», Ульяновск, 2011.
житель Хрустальной
Спасибо!
Серж
Большинство картинок – какой-то набор серо-черных пятен… Конечно, если Егуткин через 50 лет станет таким же великим, как Матисс или Ван Гог,то – конечно… А пока что цена его картинкам – грош в базарный день!