К 70-летию любимого многими поколениями заслуженного артиста РСФСР, известного режиссера Бориса Токарева.

Сегодня в нашей рубрике «Машина времени» журналист Анна Рачинская делится своими воспоминаниями о знакомстве с Борисом Васильевичем и приоткроет некоторые, неизвестные до этого, моменты его творческой жизни.

Предистория
Посвящаю этот материал человеку, который стал капитаном моей жизни в прямом смысле этого слова. Капитаном и настоящим другом – тем, кто в любую трудную минуту приходит на помощь и вдохновляет снова покорять новые вершины.

Когда-то, в 13 лет, я прочитала книгу Вениамина Каверина «Два капитана». Потом прочитала еще много раз. Представляла себе сумку с письмами, которую выбросило на берег, как их читал и заучивал немой тогда Саня Григорьев, потом его побег в Москву, детдом, встречу с Катей, любовь, предателя Ромашова, страшные дни войны, блокадный Ленинград, предательства, вообщем, все… А особенно Северный Ледовитый океан, когда Саня Григорьев нашел забытую экспедицию.

А потом увидела фильм, многосерийный фильм «Два капитана», где Саню Григорьева играл Борис Токарев. Но даже представить тогда не могла себе, что именно этот человек станет в будущем моим наставником, капитаном моей жизни и настоящим другом.

Помню, как увидела в киоске «Союзпечати» буклет Бориса Токарева (тогда продавались такие с фотографиями из фильмов, с биографией именитых актеров). Купила, принесла домой и долго рассматривала опубликованные там кадры из «Двух капитанов». Ведь именно таким представляла себе моего героя – Саню Григорьева. Нет, помилуйте, я не была влюблена в актера. Я была влюблена в Саню. Честного, искреннего, готового ради любимого человека и восстановления справедливости на все. Преодолевшего боль, подлость людей, перевернувшего искаженную историю, победившего подлого Ромашова, выжившего и снова взлетевшего в небо! И хотела быть такой.

До 8 класса я бережно хранила в своем шкафчике этот буклет и книгу. Как-то вечером мама и папа вдруг стали обсуждать между собой мое будущее – мол, на кого мне пойти учиться: в пединститут или в художественное училище и т.д. Я взяла книгу, подошла к ним и сказала: «Буду журналистом, как ты, мама. Когда им стану, поеду в Москву и обязательно возьму интервью у Бориса Токарева».

Встреча
Так получилось, что моя жизнь стала складываться, как в этой книге. Да, я стала журналистом. Но мне нужно было найти забытую в детстве «экспедицию». Работая в Москве, в газете «Московский комсомолец», я оказалась в эпицентре всех событий столичной жизни, да и всей страны. Как-то, готовя статью по одной из тем, оказалась на «Мосфильме». Перед этим я позвонила Борису Васильевичу (мы уже были знакомы «по телефону»). Так мы и встретились впервые. Будучи знакомой с ним вот уже более 17 лет, за это время я неоднократно брала у него интервью, писала о новых фильмах, который он снимал, как режиссер и снимает. Но каждый раз, при встрече ли или разговоре, убеждаюсь в одном – в фильме «Два капитана» Борис Токарев сыграл себя, какой он есть в реальной жизни: сверхпорядочный, честный, целеустремленный человек, который любит свою Родину, ненавидит ложь и предательство и человек, у которого всегда есть мечта…
Помню, как в 2014 году он вместе с супругой – заслуженной артисткой РФ Людмилой Гладунко приехал на кинофестиваль имени Валентины Леонтьевой в Ульяновск.

Тогда мы почти сутки работали вместе – ездили на творческие встречи, на могилу Валентины Леонтьевой. Когда мы поехали туда, я захватила с собой ту самую, зачитанную с детства книгу В. Каверина «Два капитана». Путь предстоял долгий, во время которого Людмила Михайловна и Борис Васильевич много рассказывали о том, как они познакомились в 1964 году, будучи совсем детьми (на съемках фильма «Где ты теперь, Максим»).

«В первый раз я увидела его на афише фильма «Спасенное поколение», которую расклеили в Киеве. Если бы я тогда знала, что этот мальчик будет со мной всю жизнь и станет моим мужем», – улыбалась Людмила.

А потом разговор перешел про одну из самых популярных ролей в жизни Токарева – роль Сани Григорьева из «Двух капитанов». «Помню, уже через много лет после того, как фильм вышел, ко мне подходит мужчина и спрашивает: «Это вы играли в «Двух капитанах»? – Вспоминал Борис Васильевич. – Говорю, ну да, я Саньку Григорьева играл. А он: «Вы знаете, я из-за этого фильма морским летчиком стал!». Вот так… Кстати, самолет, на котором я летал в этой картине, сейчас стоит на «Мосфильме», на нем есть и табличка, а я его называю «мой самолет». Когда утром еду на работу, с ним здоровуюсь. Люди идут мимо, многие смотрят удивленно.. Во время съемок фильма он стоял на Ленинских горах, снизу пиротехники делали такой дымок и было ощущение абсолютного полета».

Когда Борис Токарев все это рассказывал, мы ехали по бесконечным зеленым просторам Ульяновской области. За окном автомобиля «проносились» небольшие деревушки, леса, озера, реки. «Я бы бесконечно вот так ехал и ехал, – сказал тогда Борис Васильевич. – Какая же здесь красота! Вот она, загадочная русская провинция со всей своей чистотой и неповторимостью. Деревенская жизнь – это мое детство, я ведь родом из Калужской области Боровского района, хоть и москвич. Там потрясающие храмы, монастырь. Там и снимал, свой первый фильм».

Все это время я держала в руках зачитанный до дыр томик “Двух капитанов” – той самой книги, которая мне открыла дорогу в жизнь. “Вот… она самая, – сказала я Борису Васильевичу, который уже давно знал всю “нашу” историю. На обратном пути он долго перелестывал ее, а потом признался, улыбаясь: “У меня такая же дома и также зачитана!”. И написал на первой странице несколько слов…

О главной роли
Но главной ролью в жизни Борис Токарев все же называет роль лейтенанта Кузнецова в фильме «Горячий снег», которая, по праву, считается одной из лучших картин о войне. «Это была государственная премия, было звание, – рассказал мне Борис Васильевич. – Эта картина, наверное, самая тяжелая из всей моей биографии, условия съемки были тяжелые, 40-градусный мороз. Пришлось учится стрелять из пушки боевыми снарядами только потому, что после выстрела гильза вылетает из орудия, а если бы холостой был снаряд, она бы оставалась. Сегодня, когда можно многое нарисовать компьютерной графикой (танки, пушки, пулеметы), то в тот момент летели настоящие самолеты, шли настоящие танки (их были сотни). И это была колоссальная работа. То есть, практически с нами вместе работало несколько армий и у нас был реальный штаб, где на съемочной площадке стояли генералы артиллерии, малой авиации, пехоты. Для меня эта работой была не только внутренней данью, например, отцу, а всей нашей Отчизне. После выхода фильма у нас была встреча с ветеранами армии, которая принимала участие в бою, про который мы снимали фильм. Помню, на сцену вышел человек с обожженным лицом, без рук, у него было много орденов. Он рассказал, что участвовал в этом бою, горел, сказал очень хорошие слова о картине, а потом… попросил ведущего снять у него орден Красной звезды и отдал мне.

Сейчас этот орден лежит у меня дома. Это чужая награда, которую человек завоевал, но отказаться было нельзя. Орден лежит вместе с папиными орденами. А 9 мая мы все эти ордена достаем, выкладываем, ставим рюмочку и вспоминаем…»
А орденов и наград в семье Бориса Васильевича много. Бабушка его супруги Людмилы была легендарным человеком, у нее – три ордена Красной звезды. Их она получила в 1941 году, когда вывела полк из окружения. Отец Токарева – Василий Степанович прошел две войны – финскую и всю Великую Отечественную. «А жизнь ему спас, как он всегда говорил, мой день рождения, – продолжает Борис Васильевич. – Это было в 1947 году в Калужской области. Он вместе со своими солдатиками сено заготавливал. Ездил сам на косилке, которую тащила лошадь. В тот день ехал по полю, когда вдруг подбежал солдат и кричит ему: «Василий Степаныч, кончай косить, у тебя сын родился!». Он и побежал в деревню. Метров сто пробежал, как за спиной взрыв раздался – повернулся, а солдат, как оказалось, сел вместо него на эту косилку и стал продолжать косить. Проехал немного и нарвался на мину, которая осталась после войны…»

«Увы, сейчас герои такого типа не нужны, мои герои не нужны, военные герои, как тот же Санька Григорьев, – удрученно говорит Токарев. – А фильм «Два капитана» вызывает интерес, потому что это свидетельство того времени, предвоенного поколения. Романтического поколения. Но тогда все хотели быть летчиками, военными, женщины хотели замуж за летчиков. Это была совсем другая жизнь и стремления были другими. В сегодняшнем времени молодые хотят быть банкирами, бизнесменами. Увы, как мне кажется, нынешнее время лишило многих людей, особенно молодых, самого главного – мечты».

Накануне юбилея, который состоится завтра, 20 августа, я пообщалась с Борисом Васильевичем по телефону:

– Что такое для вас 70 лет?

– На самом деле, я честно скажу, что до конца не понимаю, не ощущаю и не знаю, что это такое. Потому что и в работе, и в картинах не ощущается этого всего. Это некое календарное время, а есть еще время души, время сердца. И это совершенно другая история, совсем. И очень часто это не совпадает. Есть люди, которым 18 лет, а по сердцу – 80 и наоборот.

– Вы недавно говорили, что сейчас у молодежи нет мечты, причем и у взрослых тоже.

-Да, и это очень плохо. Мечта – это не просто мечта, это некая такая цель, которая заставляет человека сконцентрироваться на чем-то очень хорошем, добром и т.д. и не позволяет ему останавливаться.

– У вас мечта сбылась?

– Не-не, нет! Она на самом деле должна быть всегда. У меня есть много замыслов, которые бы я хотел сделать, снять. Поэтому вообще мои мечты в принципе связаны с какими-то картинами, работами. Сейчас я делаю документальный фильм об одном из первых председателей Госдумы Селезневе (он был второго созыва).

– Почему именно про него?

– Был хорошо знаком с ним последние 15 лет. Был телекинофорум, который мы делали вместе. Так и назывался «Вместе», его мы проводили в Крыму, в Ялте. Это будет документальная картина. Следующая картина – про купца Петра Ионовича Губонина, его никто не знает, но, наверное, нет области, в которой он не сделал бы чего-то много нового. Это тоже будет документальный фильм. Художественные сейчас делать бессмысленно. Почему? Они никому не нужны, они не идут в кинотеатрах. Идут сериалы по телевидению, а в кино идут блокбастеры развлекательно-приключенческого плана. Да, жаль, но глубокое кино делать достаточно бессмысленно, – вздохнул Борис Васильевич.

– Что в жизни главное?

– Главное, чтобы была мечта и она сбывалась.

– В Ульяновске вы были три года назад на кинофестивале, какие воспоминания остались?

– Самые замечательные, потому что этот фестиваль – сам по себе очень нежный. Не зря он называется «От всей души», да и в этом году, хоть я и не смог приехать, наш фильм «Золотая рыбка» тоже получил на этом кинофестивале несколько призов. И в городе этом живут очень хорошие, добрые, искренние, творческие люди, среди которых есть мой друг…

У каждого человека на жизненном пути непременно встают какие-либо преграды и трудности, которые, порой, кажутся непреодолимыми. Каждый из нас порой сталкивается с предательством, с людьми, которых кажется невозможно простить или наоборот. Когда это происходит в моей жизни, я всегда вспоминаю девиз Сани Григорьева, иной раз его повторяет мне и Борис Токарев: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».