Едва ли не ежедневно в общественном транспорте Ульяновска пассажиры получают травмы – от ушибов до переломов и сотрясений головного мозга. Однако далеко не все обращаются за положенными в таких случаях страховыми выплатами.
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» действует с 1 января 2013 года. По нему ульяновцы, как и все россияне, могут получить денежную компенсацию в случае травм, полученных в результате проезда на общественном транспорте. Причем это не обязательно должна быть авария: травмы в результате резкого торможения тоже учитываются.
Закон запрещает осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, не застраховавшим свою гражданскую ответственность. В Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации Ульяновска заявили, что все перевозчики городского пассажирского транспорта заключили договоры страхования с различными страховыми компаниями. ОАО ПАТП-1 и МУП «Ульяновскэлектротранс» информацию о страховщике (его наименование, местонахождение, почтовый адрес, номер телефона) и договор обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) опубликовали на своих сайтах. Остальные перевозчики разместили информацию в салонах автобусов.
Впрочем, далеко не все пассажиры знают о своих правах. Так, с начала действия закона страховая компания «Согласие», где застрахованы пассажиры крупнейшего ульяновского перевозчика МУП «Ульяновсклектротранс», произвела выплаты лишь шести пострадавшим в ДТП – именно столько людей обратились к страховщику за страховым возмещением.
Как объяснила начальник управления внешних и внутренних коммуникаций Департамента маркетинга, рекламы и PR ООО “СК “Согласие” Рената Данилкина, выплаты пострадавшим осуществляются согласно специальной таблице, утвержденной правительством РФ, и определяются тяжестью травмы.
– Чем больше и тяжелее степень полученного вреда, тем выше сумма выплаты страхового возмещения. К примеру, за повреждение носа положены 100-200 тысяч рублей, уха – 60-200 тысяч. За сломанную ключицу причитается от 80 до 240 тысяч рублей, за челюсть – от 60 тысяч до одного миллиона рублей. Перелом бедра оценивается в 80-500 тысяч рублей, черепа – в 100-500 тысяч рублей. Минимальная выплата, произведенная СК «Согласие» в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков, составила 61 тысячу рублей, а максимальная – 440 тысяч рублей. В основном ульяновцы получают в трамваях и троллейбусах ушибы, сотрясение головного мозга и различные переломы.
Для получения выплаты пассажиры должны написать заявление в страховую компанию и предоставить следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, справку о ДТП, выданную ГИБДД, либо документ от перевозчика о произошедшем событии и документы из медучреждения с указанием характера полученных травм, диагноза и периода нетрудоспособности.
Финансовые права пассажиров защищены законодательно. Размер страхового возмещения пострадавших рассчитывается в соответствии с таблицей выплат, утвержденной Постановлением правительства РФ №1164. Принцип действия таблицы заключается в выплате пострадавшему пассажиру фиксированной суммы за конкретную травму, исключая необходимость подтверждения фактических расходов на лечение. При этом размеры компенсаций зависят от характера травмы. Например, за перелом бедра положена выплата 80-300 тысяч рублей, за переломы конечностей – от 60 до 300 тысяч, в зависимости от места перелома и степени тяжести травмы, при этом минимальная травма – ушибы или ссадины – оценивается в одну тысячу рублей.
Если обратиться к тексту самого Закона № 67-ФЗ, то максимальный размер страховой выплаты на любом виде транспорта в случае гибели пассажира в размере 2,025 миллиона рублей получат его родственники. Два миллиона рублей – те, кто стал в результате ДТП инвалидами I группы, а также родители детей, ставших после аварии инвалидами. Инвалидам II группы полагается 1,4 миллиона рублей, а III группы – один миллион рублей. Потеря беременности тоже оценена в один миллион рублей.
При наступлении страхового случая главное – доказать, что травмы были получены внутри автобуса или трамвая. В случае ЧП ни в коем случае не выбрасывайте билет. Впрочем, в СК «Согласие» нас заверили, что билет страховщику предъявлять не нужно. Если вы оплатили проезд с помощью электронного кошелька, то беспокоиться не о чем. Система выдаст информацию: не только когда, но и в каком именно автобусе какого маршрута валидатор списал с вашего электронного кошелька стоимость билета.
В случае аварии пассажир должен, прежде всего, обратиться к водителю. А тот обязан сообщить о ЧП диспетчеру, вызвать «скорую помощь» и сотрудников ГИБДД. Он же должен сообщить и координаты страховой фирмы, которая будет производить страховую выплату. Закон не ограничивает срок обращения за получением страховки, но не стоит затягивать с этим слишком долго. Потому что после того, как получивший травму пассажир придет в страховую компанию, его отправят на экспертизу, и уже она установит степень тяжести вреда, нанесенного здоровью. Если, скажем, речь пойдет об ушибе мягких тканей, то он вполне может успеть рассосаться, и вы свою тысячу рублей не получите, а только потратите время и нервы.
Если перевозчик пренебрег требованием 67-ФЗ и не застраховал своих пассажиров, то заставить его заплатить столько, сколько положено, можно в суде.
Дмитрий Минаев