25 августа 2017 года в Ульяновском государственном педагогическом университете в рамках регионального Образовательного форума-2917 прошёл круглый стол на тему «Целевое обучение и контрактное трудоустройство». На мероприятии выступил ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Александр Фёдоров. Он презентовал присутствующим представителям педагогического сообщества Ульяновской области модель целевого обучения студентов педагогических направлений и их контрактного трудоустройства.
С докладом на эту тему Александр Фёдоров выступал 14 октября 2016 года на селекторном совещании под председательством премьер-министра страны Д.А. Медведева в подмосковных Горках. Программа целевой подготовки педагогов была одобрена премьер-министром и дано поручение о её внедрении.
Александр Фёдоров отметил, что сегодня студенты, которые обучаются по целевому направлению за счет города или государства, редко в будущем устраиваются на работу по профессии. В свою очередь, вузы должны готовить востребованных специалистов, а в отдельных районах и отраслях целесообразно распределять выпускников. Именно эти проблемы решает разработанная специалистами Мининского университета новая модель целевого обучения будущих педагогов.
Согласно предложенной модели, целевой договор будет заключаться не с первого года обучения, как это происходит сейчас, а с третьего. При этом после второго года студенты будут сдавать экзамен готовности к педагогической деятельности, и с лучшими из них будут заключаться договоры.
По словам Александра Фёдорова, для молодых специалистов нужно создать такие условия, чтобы выпускники стремительно развивались профессионально, в том числе обучились в магистратуре и получили первую (высшую) категорию через пять-семь лет после окончания вуза, а не через 10–17, как происходит сейчас.
Еще одной особенностью новой системы станет связь вузов и органов управления образования для определения потребностей региона в педагогах в определенный период. При этом перед вузом будет стоять непростая задача: подготовить специалиста с необходимым набором навыков, который необходим заказчику.
В 2016-2017 учебном году разработанная модель будет апробирована в педагогических вузах четырех регионов: Алтайский край, Нижегородская, Свердловская и Ульяновская области, в следующем учебном году их станет 17.
Участие Ульяновского педагогического университета в пилотном проекте прокомментировала ректор УлГПУ Тамара Девяткина: «Нас не может не беспокоить та проблема, что общая потребность в педагогах в Ульяновской области растёт и уже сегодня по факту превышает число выпускников нашего вуза. Сфера образования области ежегодно получает от нашего вуза приток новых кадров в среднем в количестве 250-300 человек. Из них сельские районы и малые города получают всего по 60-70 молодых специалистов, а вакансий здесь, по имеющимся сведениям, 237».
Ректор отметила, что существующая сегодня система целевой подготовки кадров неэффективна, её надо менять. Так, в этом году из вуза выпустились 74 человека, поступавшие по сельскому целевому набору. Из них только 33 идут работать в систему образования, причем 16 человек – в школы города Ульяновска, и только 17 человек будут работать на селе.
«Несомненно, обозначенные проблемы надо решать системно. Нам нужна понятная целевая программа подготовки педагогических кадров Ульяновской области до 2030 года. В нее должны войти и новая система стимулирования трудоустройства в сельской местности для молодых педагогов, и новая система целевой подготовки педагогических кадров. Поэтому для нас очень важно участие в проекте Мининского университета», – сказала Тамара Девяткина.

Центр по связям с общественностью УлГПУ
(8422) 44-30-86