Виталий Ахмеров
Небывалый урожай зерна обернулся большими проблемами для его производителей.


За хранение зерна за год придется заплатить до 30 процентов его стоимости, говорят эксперты.

Уборка зерновых в Поволжье выходит на финишную прямую, и уже можно констатировать, что урожай в этом году будет пусть и не рекордным, но близким к тому. Однако если погода аграриям благоволила, то ситуация на зерновом рынке, напротив, заставляет их хвататься за голову. Трейдеры предлагают производителям цены лишь немногим выше себестоимости и призывают не рассчитывать на их рост в ближайшее время.

— В этом году урожай зерновых высокий не только в России, но и во всем мире. К тому же 2016 год тоже был урожайным, прошлогодние остатки еще не израсходованы. В итоге спрос на зерно пока небольшой и цена падает. Переработчики не спешат запасаться зерном, поскольку понимают, что его много и заполнять склады сейчас нет никакого резона, ведь цены вряд ли будут серьезно расти, — полагает коммерческий директор ульяновской компании «АПК Торг», занимающейся перепродажей зерна, Айрат Санатуллин.

Фермеры и крупные сельхозпроизводители отдавать зерно за бесценок тоже не готовы, намереваясь затянуть пояса и хранить урожай до тех пор, пока кто-то не предложит за него достойную цену.

— Сегодня за килограмм продовольственной пшеницы третьего класса мне дают чуть более шести рублей. Я пока не готов назвать себестоимость килограмма в этом сезоне, но, скажем, в прошлом году она составляла примерно те же шесть рублей, — сетует ульяновский фермер Алексей Якушев. — Если продать урожай по этим ценам, то ни о каком развитии моего сельхозпредприятия не пойдет и речи: я не смогу купить новую технику, повысить зарплаты сотрудникам. Поэтому положу зерно на склад и стану хранить до тех пор, пока цены не вырастут, продавая понемногу только в крайнем случае — если деньги будут нужны позарез.

Гендиректор исследовательской компании «MAR CONSULT» Дмитрий Шиманов согласен с тем, что хранить зерно имеет смысл, поскольку его цена за год может вырасти в полтора, а то и два раза. Но для тех, у кого нет или недостаточно собственных складов, хранение — дорогое удовольствие, а элеваторов на всех не хватает.

— Чтобы сохранить зерно, нужно найти добросовестный элеватор. К сожалению, нередки случаи, когда фермер привозит на хранение зерно третьего класса, а лабораторные испытания на элеваторе показывают, что оно более низкого качества. Ценник на хранение зерна за год может составить до 30 процентов его стоимости, — пояснил Шиманов. — К тому же в стране катастрофически не хватает зернохранилищ. Сегодня их мощности равны примерно 115 миллионам тонн, что равно урожаю за год, но ведь всегда есть остатки. А урожаи, по нашим прогнозам, и в дальнейшем будут высокими благодаря развитию агротехнологий и увеличению посевных площадей на 3—6 процентов ежегодно, поэтому нам необходимы новые элеваторы.

С тем, что количество зерна и дальше будет превосходить потребности рынка, согласны многие эксперты. И чтобы низкие цены не отбили у аграриев желание его выращивать, емкость рынка нужно увеличивать. По мнению экс-министра сельского хозяйства Ульяновской области Александра Чепухина, государству следует меньше помогать растениеводам, отдав приоритет животноводам и переработчикам.

— Объемы зерна выросли катастрофически. Необходимо переориентировать меры господдержки с растениеводства на проекты по переработке зерна и животноводство с выделением дополнительных средств. Нужно использовать все варианты развития отрасли переработки зерна, включая привлечение иностранных инвесторов, поскольку вывозить такие объемы на экспорт достаточно проблематично,—заявил Чепухин.

Развитие агротехнологий позволяет сельхозпроизводителям не только наращивать количество, но и улучшать качество получаемого зерна. По состоянию на 1 сентября в Ульяновской области обмолочено 71,4 процента площадей зерновых. Средняя урожайность на ту же дату составила 30,8 центнера с гектара, а валовый сбор — 1,283 миллиона тонн, из которых 860 тысяч—это пшеница. По оценке министра сельского хозяйства региона Михаила Семенкина, 30 процентов полученной пшеницы по качеству соответствует высокому третьему классу и пригодно для хлебопечения, а к концу уборки яровых этот показатель будет еще выше. Это значит, что недостатка в качественном хлебе возникнуть не должно, однако, по словам гендиректора ООО «Ульяновскхлебпром» (крупнейший в регионе производитель хлеба) Фаины Самарцевой, рассчитывать на снижение его цены не приходится.

— В структуре себестоимости хлеба стоимость сырья составляет лишь 30 процентов. К тому же я не могу сказать, что цена на продовольственную рожь и пшеницу заметно упала. С учетом доставки и подработки качественное зерно обходится нам примерно в те же 10 рублей за килограмм, что и год назад, — констатировала Самарцева.