или Почему авиационные спортсмены решили покинуть авиакластер
Тихо отшумел две недели назад День воздушного флота – главный праздник Ульяновска, авиационной столицы России.
Тогда, в воскресенье, как раз в самый праздник авиаторов, позвонила мне моя бывшая коллега, с которой мы много лет проработали бок о бок на летно-испытательном комплексе УАПК (ныне – «Авиастар-СП»). Говорит, ее спрашивают коллеги-авиастроители, когда будет праздник. «А праздник, – говорю, – в Ульяновске прошел уже. Почему-то в субботу, хотя он в воскресенье». «Да нет, отвечает сотрудница, там же только день открытых дверей был на заводе с поздравлениями губернатора и песни с салютом вечером. А сам-то праздник когда?». «Ах, так Вы про авиашоу, так его на этот раз в Заволжье не было. Было только свое небольшое над Баратаевкой, над музеем гражданской авиации, где присутствовал губернатор, да в аэроклубе на Белом Ключе – два аэроклубовских самолета Л-29, три «Даймонда» Института гражданской авиации, плюс парашютисты ульяновского аэроклуба с показательными прыжками». «Да не может такого быть, – не верит коллега, – авиастроители-то живут в новом городе. Во все времена им делали этот главный праздник. Для кого делались те полеты? А мы-то здесь вообще, мы ничего и не знали про те авиашоу. Что-то я ни в газетах не видела об этом ничего, ни по радио не слышала. А интернет – его же не все смотрят. Раньше даже плакаты расклеивали везде с программой праздника, а тут – тишина». «Увы, этот так», – больше мне нечего было ответить.
То есть, авиастроители продолжали ждать и надеяться, что праздник все-таки будет, ведь не может такого быть, чтобы всегда был, и вдруг не стало. И все ждали воскресенья, когда в настоящий день авиации они увидят главное авиационное представление. Но в воскресенье была тишина.
А для них, для авиастроителей, я думаю, это было главное – с гордостью полюбоваться на результат своего труда, на итог многих и интересных, и не самых приятных лет, связанных с лишениями, задержками зарплаты и безнадегой лет. Для всех, кому авиация, самолетостроение и сам «Авиастар» стали родными, важнейшей частью их жизни, главное – увидеть в свой главный праздник самолет, который они строили и показать своим детям: смотри, сынок, это самолет строил твой отец! И сын тоже захочет строить такие самолеты, и даже еще лучше.
Не концерт Стаса Намина им нужен, хотя мое поколение и вправду с удовольствием бы его послушало. Наверное, концерт был интересен просто горожанам, молодежи, пришедшей «оторваться». А настоящим авиаторам и авиастроителям хватило бы и простенького концерта местных знаменитостей. Потому что главное для них не концерт. Главное – посмотреть на живую авиацию, на то, чем можно гордиться, о чем могут мечтать мальчишки и девчонки.
Если опустить середину девяностых годов, когда Ульяновский авиационно-промышленный комплекс просто «лежал», то и вправду даже в нелегкие для «Авиастара» времена начала «двухтысячных» авиашоу всегда проводился для жителей Заволжья – главного авиационного района Ульяновска (в 2002 году аэроклуб совместно с «Авиастаром» возобновили проведение праздника на поле за проспектом Авиастроителей, с тех пор авиашоу были ежегодно). И вершиной праздника всегда был пролет «Руслана» и Ту-204. До ста тысяч зрителей собиралось на этот праздник. Новый город в эти часы был пуст, потому что все были на авиашоу.
Это было непросто организовать. Во-первых, самолеты имеют свой цикл производства и никогда не стоят в ожидании праздника, во-вторых – достаточно дорого, поскольку за все – в том числе и за топливо приходится платить. Но всегда находили возможности, договариваясь с авиакомпанией «Волга-Днепр», с летно-испытательным комплексом. Потому что понимали: мальчишки, которые сейчас с восхищением смотрят на чудеса авиации, на то, что сделали их отцы, – это завтрашние авиационные конструкторы, летчики, инженеры, технологи, изобретатели. Именно так рождается мечта. А уже тогда, в начале двухтысячных, руководство «Авиастара» понимало, что из-за провала 90-х годов впереди кадровый голод, и думать о завтрашнем дне надо сегодня.
Я так и не могу понять, что случилось, почему так. Может, сменились приоритеты, и мы уже не авиационная столица, а, какая-то другая – технологическая, цементная, компьютерная.
Я не могу понять, почему главный праздник прошел так тихо, что многие даже не знали, что он был, если не слышали концерта группы «Цветы» и салюта. В прессе тишина, разве что кое-где – рассказ о дне открытых дверей на «Авиастаре» (дело нужное, но проводится он десятки лет). Показательные выступления и соревнования парашютистов, фигуры высшего пилотажа реактивных учебных Л-29, полеты множества различных типов самолетов малой авиации, парапланеристов, показательные выступления авиамоделистов, выставка авиатехники – это аэроклуб своими силами смог организовать. До только немногие знали об этом.
Еще задолго до праздника я спрашивал руководителя областного департамента транспорта Юрия Чибисова, почему не планируется авиашоу в новом городе. Связано ли это с нехваткой финансовых средств, или с режимными требованиями «Авиастара»? «Нет, это так спланировано», – услышал ответ.
В конечном итоге аэроклуб, живущий исключительно только на то, что заработает, за свой счет провел пусть не грандиозное, но свое авиашоу. Но оказалось, себе в убыток. Власти обещали все возместить ради проведения общегородского мероприятия, но из всей сметы бюджет компенсировал меньше половины, в итоге аэроклуб в убытке на более чем 700 тыс. рублей. Хорошо хоть помогли с топливом «Волга-Днепр» и «Аэрофьюэлз», да администрация Железнодорожного района – с общей организацией.
На самом деле, я считаю, и вправду у региона просто не хватает средств, хотя об этом чиновники и не хотят говорить – надо в первую очередь исполнять майские указы президента (но ведь в начале двухтысячных ситуация была намного сложнее!). «Мы давно предлагали: если у нас есть авиационный кластер, в котором уже почти 80 организаций, то давайте на столь важные мероприятия хотя бы сложимся все. По 20 тысяч рублей – вот и целая смета полноценного авиашоу аэроклуба. А по 100 тысяч – это уже грандиозное авиашоу. Но понимания не нашли. Поэтому теперь я не понимаю, зачем тогда вообще этот условный авиакластер, когда всем все равно», – говорит начальник Ульяновского аэроклуба Владимир Дворянинов. Он считает, что если авиакластер и вправду существует и действует, то все его члены должны быть в первую очередь сами более всех заинтересованы в выращивании кадров, нового поколения увлеченных авиацией, будущих высококлассных специалистов-авиаторов. А выращиваются они не на лекциях и тематических уроках с гимназиях с «авиационным уклоном», а в реальном деле. Именно из таких аэроклубов вышли знаменитые авиаконструкторы, инженеры, технологи, герои-летчики. Когда-то парашютисты ульяновской команды считались одними из сильнейших, занимали призовые места на Всероссийских и международных соревнованиях. Но им на смену никто не придет, потому что на то, чтобы заниматься авиационным спортом профессионально, у аэроклуба нет средств. Да и откуда они у общественной организации? «В соседних Самаре и Татарстане аэроклубам целенаправленно направляются средства региональных бюджетов на патриотическое воспитание и профориентацию молодежи, а у нас авиамоделист, мастер спорта международного класса едет на Чемпионат мира от Уфы. А на Чемпионат Европы – от Перми», – говорит Дворянинов.
На минувшей неделе руководству авиационного кластера сразу три взаимосвязанных авиационно-спортивных организации региона – Ульяновский аэроклуб ДОСААФ, Ульяновский авиационно-технический спортивный клуб и Федерация авиационного спорта Ульяновской области направили в авиационный кластер (Центр кластерного развития) заявления о том, что просят исключить из членов авиакластера «в связи с бесполезностью и бесперспективностью дальнейшего сотрудничества». «Авиационный спорт – это одно из важнейших направлений, если не главное в профориентации и патриотическом воспитании молодежи. Но заниматься развитием малой авиации и авиаспортом никто не желает. И никто ни рубля на это не тратит. Если мы авиационный кластер, то мы вместе должны бы решать проблемы профориентации молодежи. Я уже говорил об этом на общих совещаниях. Но услышан не был. Поэтому мы так и решили. Мы не видим себя в этой структуре», – объяснил решение аэроклуба Владимир Дворянинов.
«Может, решение о выходе слишком резкое, и не стоило рвать все отношения вот так, сразу. Но, с другой стороны, как еще встряхнуть и показать, что что-то в авиакластере не так, что, занимаясь грандиозными планами и программами, упустили что-то главное?», – задаются вопросом в Федерации авиаспорта Ульяновской области.
;)
«Да не может такого быть, — не верит коллега, — авиастроители-то живут в новом городе….
Нет уже авиастроителей, самолёты никто не выпускает давно. Пшик остался от Авиастара. Всё оптимизировано и кластером накрылось.
Павлов
Наверное прошедший праздник и поддержка авиаспорта немного разные вещи
Информация о мероприятии в новом городе была, вот например http://ulgrad.ru/?p=160532
Павлову
Титов говорит о схлопывании пузыря надутого Вами и вашими корпорациями “кластерного развития”) Не прикидывайтесь, Павлов – Вы не на совещании у Морозова.
Белоключник
Организация праздника показывает отношение властей к авиации в целом, и к авиаспорту в том числе. С этого самого авиаспорта и начинается ВСЯ авиация. Это детишки, побывав на аэродроме, полазав по самолётам, увлекаются этой самой авиацией. Не понимая базовых вещей – нечего соваться в глобальные. Не надо пускать пыль в глаза людям громкими названиями (типа “Авиационный кластер”) и яркими плакатами (типа “Ульяновская область – на взлёт”). Из всей авиации мозгов хватило только на “пропихивание” “Хелипорта”, который если и производит полёты, то нарушая все правила.
Так что, меняйте название своего “кластера” или “клистира” (сами выберите, как правильнее), на какое угодно, но не Авиационный. Не марайте это гордое слово.
Гость
К Л А С Т Е Р ррррррррррр, и потекли слюни))))))))
дед
один большой человек присутствовал на совещании с морозовым. лет 7-8 назад. сидел и считал сколько раз морозов скажет слово кластер. говорит получилось 52. народ сидел тоже офигевал, переглядывался. реально грит было очущение что сергей иваныч рехнулся. прям хоть психиатров вызывай. не ну он типа и раньше был “с огоньком” но что бы так…
а я говорю – и чо дальше?
а он грит – ничо. мы потом привыкли
нетролль
Сейчас “дайбог” по 152 раза повторяет.
ГОСТЬ
К сожалению, в области по всем направлениям такая профанация. Всё убивается на корню.
… фейк
Морозов обещал поддержку детскому аэроклубу “Буран” на самом деле выгнал его из четвертой школы и выкинул на перефирию куда перестали добираться многие школьники. Красиво потрещал, а копни глубже сплошной фейк, как не скажет наш всеми любимый Трамп.
Вот именно
Выгнали? А мне казалось, что его закрыли. .. вот так привлекают молодежь- надо все скрыть и засекретить, а то не дай бог придут и будут заниматься и вырастут инженеры…
Что непонятного, Сергей?
Все понятно: мыльные пузыри, надутые Морозовым, стали схлопываться одномоментно вместе с кластерами. Правда, никто из ульяновцев так и не успел зафиксировать свободный Полет мысли Главного болтуна области.
Владимир I
Сергей, вам ли, автору интервью “Бегущий впереди паровоза” и прочих реверансов причитать так многословно и жалобно?
Вам ли не знать истинную причину разницы между праздником “первого кочана” и Дня воздушного флота?
Что праздновать-то, когда Conch и Anhui пришли в область на смену “Руслану”?
Не выть на луну надо,доедая губернаторскую премию, а правду писать.
Пиндос
“…концерт Стаса Намина… молодежи, пришедшей «оторваться»” посмеялся, спасибо;
“посмотреть на живую авиацию, на то, чем можно гордиться” когда вы видели нашу авиацию живой, когда делали 1 самолет в 4 года?
вы гордитесь самолетами умершей страны? Россия не сделала своих самолетов. Суперджет на 75% из иностранных запчастей. Причем его насильно даже Аэрофлот закупать не хочет, не то что иностранцы. Чем вы гордитесь когда видите на шоу самолеты сделанные 30 лет назад?
!
Руководство Аэрофлота не показатель. Их всей кодлой давно расстрелять пора- продались Боингу. Поэтому они никогда и никаких самолётов российских покупать не будут
Мыслитель
Всё – конец “столице” Всего и Вся! Как говорится, недолго мучалась старушка в высоковольтных проводах…
гость
досааф – частная форма собственности.
Маруся
Вы ничего не перепутали с формой собственности? )
знахарь
Читайте внимательно устав . Форма собственности – Частная.
мамамоя
Развал Союза логично продолжается развалом во всех отраслях экономики… Горячев, Шаманов, Морозов – каждый по-своему пробовали как-то поддержать заволжский авиакомплекс, но, похоже, все дальнейшие попытки реанимации трупа уже бесполезны.
КПСС
Горячев, да – поддерживал! шаманов, который всё в области распродал?! Не смешите мои следы на земле! Морозов, – чуть лучше шаманова, но в разы хуже Горячева!
бывалый
Нет у нас больше авиации! В статье правильно сказано, что авиация это мечта. Мечта человека о небе, о высоте, о полете. А нашего брата последние 20 лет заставляют смотреть в корыто вместо неба. Кластеры не помогут – ничего и никуда не взлетит.
Ой, смешно!
Сейчас в моде цемент!
Уточнение
“А уже тогда, в начале двухтысячных, руководство «Авиастара» понимало, что из-за провала 90-х годов впереди кадровый голод, и думать о завтрашнем дне надо сегодня.” – а просто раньше руководители были местные.