или Почему авиационные спортсмены решили покинуть авиакластер

Тихо отшумел две недели назад День воздушного флота – главный праздник Ульяновска, авиационной столицы России.
Тогда, в воскресенье, как раз в самый праздник авиаторов, позвонила мне моя бывшая коллега, с которой мы много лет проработали бок о бок на летно-испытательном комплексе УАПК (ныне – «Авиастар-СП»). Говорит, ее спрашивают коллеги-авиастроители, когда будет праздник. «А праздник, – говорю, – в Ульяновске прошел уже. Почему-то в субботу, хотя он в воскресенье». «Да нет, отвечает сотрудница, там же только день открытых дверей был на заводе с поздравлениями губернатора и песни с салютом вечером. А сам-то праздник когда?». «Ах, так Вы про авиашоу, так его на этот раз в Заволжье не было. Было только свое небольшое над Баратаевкой, над музеем гражданской авиации, где присутствовал губернатор, да в аэроклубе на Белом Ключе – два аэроклубовских самолета Л-29, три «Даймонда» Института гражданской авиации, плюс парашютисты ульяновского аэроклуба с показательными прыжками». «Да не может такого быть, – не верит коллега, – авиастроители-то живут в новом городе. Во все времена им делали этот главный праздник. Для кого делались те полеты? А мы-то здесь вообще, мы ничего и не знали про те авиашоу. Что-то я ни в газетах не видела об этом ничего, ни по радио не слышала. А интернет – его же не все смотрят. Раньше даже плакаты расклеивали везде с программой праздника, а тут – тишина». «Увы, этот так», – больше мне нечего было ответить.
То есть, авиастроители продолжали ждать и надеяться, что праздник все-таки будет, ведь не может такого быть, чтобы всегда был, и вдруг не стало. И все ждали воскресенья, когда в настоящий день авиации они увидят главное авиационное представление. Но в воскресенье была тишина.
А для них, для авиастроителей, я думаю, это было главное – с гордостью полюбоваться на результат своего труда, на итог многих и интересных, и не самых приятных лет, связанных с лишениями, задержками зарплаты и безнадегой лет. Для всех, кому авиация, самолетостроение и сам «Авиастар» стали родными, важнейшей частью их жизни, главное – увидеть в свой главный праздник самолет, который они строили и показать своим детям: смотри, сынок, это самолет строил твой отец! И сын тоже захочет строить такие самолеты, и даже еще лучше.
Не концерт Стаса Намина им нужен, хотя мое поколение и вправду с удовольствием бы его послушало. Наверное, концерт был интересен просто горожанам, молодежи, пришедшей «оторваться». А настоящим авиаторам и авиастроителям хватило бы и простенького концерта местных знаменитостей. Потому что главное для них не концерт. Главное – посмотреть на живую авиацию, на то, чем можно гордиться, о чем могут мечтать мальчишки и девчонки.
Если опустить середину девяностых годов, когда Ульяновский авиационно-промышленный комплекс просто «лежал», то и вправду даже в нелегкие для «Авиастара» времена начала «двухтысячных» авиашоу всегда проводился для жителей Заволжья – главного авиационного района Ульяновска (в 2002 году аэроклуб совместно с «Авиастаром» возобновили проведение праздника на поле за проспектом Авиастроителей, с тех пор авиашоу были ежегодно). И вершиной праздника всегда был пролет «Руслана» и Ту-204. До ста тысяч зрителей собиралось на этот праздник. Новый город в эти часы был пуст, потому что все были на авиашоу.
Это было непросто организовать. Во-первых, самолеты имеют свой цикл производства и никогда не стоят в ожидании праздника, во-вторых – достаточно дорого, поскольку за все – в том числе и за топливо приходится платить. Но всегда находили возможности, договариваясь с авиакомпанией «Волга-Днепр», с летно-испытательным комплексом. Потому что понимали: мальчишки, которые сейчас с восхищением смотрят на чудеса авиации, на то, что сделали их отцы, – это завтрашние авиационные конструкторы, летчики, инженеры, технологи, изобретатели. Именно так рождается мечта. А уже тогда, в начале двухтысячных, руководство «Авиастара» понимало, что из-за провала 90-х годов впереди кадровый голод, и думать о завтрашнем дне надо сегодня.
Я так и не могу понять, что случилось, почему так. Может, сменились приоритеты, и мы уже не авиационная столица, а, какая-то другая – технологическая, цементная, компьютерная.
Я не могу понять, почему главный праздник прошел так тихо, что многие даже не знали, что он был, если не слышали концерта группы «Цветы» и салюта. В прессе тишина, разве что кое-где – рассказ о дне открытых дверей на «Авиастаре» (дело нужное, но проводится он десятки лет). Показательные выступления и соревнования парашютистов, фигуры высшего пилотажа реактивных учебных Л-29, полеты множества различных типов самолетов малой авиации, парапланеристов, показательные выступления авиамоделистов, выставка авиатехники – это аэроклуб своими силами смог организовать. До только немногие знали об этом.
Еще задолго до праздника я спрашивал руководителя областного департамента транспорта Юрия Чибисова, почему не планируется авиашоу в новом городе. Связано ли это с нехваткой финансовых средств, или с режимными требованиями «Авиастара»? «Нет, это так спланировано», – услышал ответ.
В конечном итоге аэроклуб, живущий исключительно только на то, что заработает, за свой счет провел пусть не грандиозное, но свое авиашоу. Но оказалось, себе в убыток. Власти обещали все возместить ради проведения общегородского мероприятия, но из всей сметы бюджет компенсировал меньше половины, в итоге аэроклуб в убытке на более чем 700 тыс. рублей. Хорошо хоть помогли с топливом «Волга-Днепр» и «Аэрофьюэлз», да администрация Железнодорожного района – с общей организацией.
На самом деле, я считаю, и вправду у региона просто не хватает средств, хотя об этом чиновники и не хотят говорить – надо в первую очередь исполнять майские указы президента (но ведь в начале двухтысячных ситуация была намного сложнее!). «Мы давно предлагали: если у нас есть авиационный кластер, в котором уже почти 80 организаций, то давайте на столь важные мероприятия хотя бы сложимся все. По 20 тысяч рублей – вот и целая смета полноценного авиашоу аэроклуба. А по 100 тысяч – это уже грандиозное авиашоу. Но понимания не нашли. Поэтому теперь я не понимаю, зачем тогда вообще этот условный авиакластер, когда всем все равно», – говорит начальник Ульяновского аэроклуба Владимир Дворянинов. Он считает, что если авиакластер и вправду существует и действует, то все его члены должны быть в первую очередь сами более всех заинтересованы в выращивании кадров, нового поколения увлеченных авиацией, будущих высококлассных специалистов-авиаторов. А выращиваются они не на лекциях и тематических уроках с гимназиях с «авиационным уклоном», а в реальном деле. Именно из таких аэроклубов вышли знаменитые авиаконструкторы, инженеры, технологи, герои-летчики. Когда-то парашютисты ульяновской команды считались одними из сильнейших, занимали призовые места на Всероссийских и международных соревнованиях. Но им на смену никто не придет, потому что на то, чтобы заниматься авиационным спортом профессионально, у аэроклуба нет средств. Да и откуда они у общественной организации? «В соседних Самаре и Татарстане аэроклубам целенаправленно направляются средства региональных бюджетов на патриотическое воспитание и профориентацию молодежи, а у нас авиамоделист, мастер спорта международного класса едет на Чемпионат мира от Уфы. А на Чемпионат Европы – от Перми», – говорит Дворянинов.
На минувшей неделе руководству авиационного кластера сразу три взаимосвязанных авиационно-спортивных организации региона – Ульяновский аэроклуб ДОСААФ, Ульяновский авиационно-технический спортивный клуб и Федерация авиационного спорта Ульяновской области направили в авиационный кластер (Центр кластерного развития) заявления о том, что просят исключить из членов авиакластера «в связи с бесполезностью и бесперспективностью дальнейшего сотрудничества». «Авиационный спорт – это одно из важнейших направлений, если не главное в профориентации и патриотическом воспитании молодежи. Но заниматься развитием малой авиации и авиаспортом никто не желает. И никто ни рубля на это не тратит. Если мы авиационный кластер, то мы вместе должны бы решать проблемы профориентации молодежи. Я уже говорил об этом на общих совещаниях. Но услышан не был. Поэтому мы так и решили. Мы не видим себя в этой структуре», – объяснил решение аэроклуба Владимир Дворянинов.
«Может, решение о выходе слишком резкое, и не стоило рвать все отношения вот так, сразу. Но, с другой стороны, как еще встряхнуть и показать, что что-то в авиакластере не так, что, занимаясь грандиозными планами и программами, упустили что-то главное?», – задаются вопросом в Федерации авиаспорта Ульяновской области.