Аппарат Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области представил отчет о работе за полугодие. Текст подвергли минимальной стилистической правке – убрали россыпь восклицательных знаков) 

АНТИКОРРУПЦИОННУЮ РАБОТУ ПРОАНАЛИЗИРОВАЛИ
В соответствии с Законом Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области Александром Яшиным проведен анализ выполнения органами государственной и муниципальной власти Ульяновской области в период первого полугодия 2017 года мероприятий областной, ведомственных и муниципальных программ противодействия коррупции.

15 августа 2017 года данный анализ был рассмотрен на расширенном заседании комиссии по оценке эффективности антикоррупционной деятельности органов государственной и муниципальной власти.

Здесь была рассмотрена информация о работе элементов организационной структуры по противодействию коррупции в органах власти и освещении мероприятий по профилактике коррупции в средствах массовой информации в первом полугодии 2017 года; результаты мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в 2016 году; информация об исполнении Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы и областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы.

Также обсуждались вопросы подготовки к проведению шестой региональной Недели антикоррупционных инициатив, а также представлены результаты социологического опроса населения «Оценка населением уровня коррупции в регионе» и предложения, направленные на повышение эффективности, результативности и открытости антикоррупционной деятельности в Ульяновской области. Кстати, после обобщения, они вошли в профильный План действий, который был утвержден 17 августа Губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым.

Уполномоченный Александр Яшин в этот день отметил, что анализ позволяет сделать вывод о том, что в период первого полугодия 2017 года антикоррупционная деятельность органов власти осуществлялась в системном порядке, в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ и Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы.

ПРОГРАММА В ДЕЙСТВИИ: ЗАКУПКИ КОНТРОЛИРУЮТСЯ, НАРУШЕНИЯ ВЫЯВЛЯЮТСЯ

Не секрет, что областная программа «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы, в первую очередь, нацелена на исполнение ключевых антикоррупционных задач, поставленных перед органами власти руководством страны.

Исполнительные органы государственной власти являются ответственными исполнителями 44 мероприятий, а органы местного самоуправления муниципальных образований – 51 мероприятия Программы.

Как доложил главный советник отдела администрации Губернатора Ульяновской области по обеспечению деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Роман Заятдинов, проведённый анализ исполнения областной программы за первое полугодие 2017 года показывает высокую степень исполнения предусмотренных ею мероприятий.

Так по его информации, в указанный период продолжена работа комиссии по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ульяновской области. В этот же период свою работу продолжили аналогичные муниципальные и ведомственные комиссии. В результате их деятельности удалось сэкономить более 110 млн. рублей консолидированного областного бюджета.

Счётная палата Ульяновской области в это время провела 14 контрольных мероприятий, в ходе которых проверено 32 объекта. Объём проверенных средств составил 3,3 млрд. рублей. Общая сумма выявленных нарушений составила 185,5 млн. рублей. Кроме того, установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 49,3 млн. рублей. В этот же период, Департаментом внутреннего государственного финансового контроля Ульяновской области проведено 9 контрольных мероприятий (в том числе – 3 внеплановых). Проверено средств областного бюджета в общей сумме 180,1 млн. рублей. Выявлено нарушений на общую сумму 62,2 млн. рублей.

В рамках исполнения областной программы, в указанный период реализован комплекс мероприятий, направленных на создание условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, основанных на общих знаниях.

Так, в период с 24 по 28 апреля проведена пятая региональная Неделя антикоррупционных инициатив, которая была посвящена выявлению проблем и поиску путей их решения во взаимоотношениях органов власти, бизнеса и институтов гражданского общества. В рамках нее проведено 2089 мероприятий антикоррупционной направленности, участие в которых приняло более 50 тысяч жителей региона.

В указанный же период во всех муниципальных образованиях проводились сходы и встречи с жителями населенных пунктов, где до граждан доводилась информация о реализуемых антикоррупционных мерах, давались разъяснения положений антикоррупционного законодательства, в том числе и в области применения мер ответственности, предусмотренных за совершение коррупционных правонарушений.

Стоит отметить, что в рамках данной работы было распространено более 20947 буклетов и памяток антикоррупционного поведения, а также проведена большая работа по доведению положений Кодекса антикоррупционного поведения жителя Ульяновской области, разработанного в 2016 году.

В указанный период свою работу продолжили межвузовская комиссия по вопросам противодействия коррупции при Совете ректоров вузов Ульяновской области и Молодёжный инициативный антикоррупционный центр.

29 июня 2017 года при Правительстве Ульяновской области к работе приступила базовая кафедра «Теория и практика антикоррупционной деятельности».

В первом полугодии 2017 года ОГКУ «Правительство для граждан» продолжено проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг. По состоянию на 1 июля, она проведена в отношении 103 проектов административных регламентов.

Здесь же Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области проведен антикоррупционный анализ в отношении 602 проектов нормативных правовых актов Ульяновской области.

Несмотря на возросшее в первом полугодии 2017 года (в сравнении с аналогичным периодом 2016 года) количество проектов НПА, в которых Уполномоченным выявлены коррупциогенные факторы, качественный уровень их подготовки ИОГВ остается высоким. Во всех органах власти организована работа по проведению антикоррупционной экспертизы.

Так, в органах государственной власти антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 526, а в органах местного самоуправления в отношении – 2039 проектов НПА. В результате выявлено и устранено 85 коррупциогенных факторов.

В период первого полугодия 2017 года продолжалась работа по повышению навыков проведения антикоррупционной экспертизы сотрудников органов власти. В рамках данной работы проводились обучающие семинары, практикумы, совещания, круглые столы и встречи с профильными экспертами.

Например, в период с 6 по 8 июня проведены курсы повышения квалификации по программе «Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов». Обучение прошли 24 государственных гражданских и 29 муниципальных служащих.

В период первого полугодия 2017 года, в соответствии с областной программой, на сайтах всех органов власти работали разделы по вопросам противодействия коррупции, в которых размещена информация, в том числе о «горячих телефонных линиях», позволяющих гражданам и представителям организаций сообщать об известных им фактах коррупции, в том числе на условиях анонимности.

В этих же целях в указанный период работала «горячая линия» Уполномоченного. По состоянию на 1 июля 2017 года, на нее поступило 107 обращений.

По словам главного советника профильного отдела администрации Губернатора Ульяновской области Романа Заятдинова, общий анализ показывает, что в период первого полугодия 2017 года неудовлетворительно организовано исполнение мероприятий следующими ведомствами и муниципалитетами: Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области; Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области; Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области; Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области; Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области; Администрацией муниципального образования «Цильнинский район»; Администрацией муниципального образования «Тереньгульский район».

«У них при исполнении мероприятий областной программы отмечаются следующие недостатки: не разработаны и не реализуются планы антикоррупционных информационных кампаний, к реализации мероприятий Программы не привлекаются объединения граждан; не проводятся мероприятия, направленные на взаимодействие с субъектами общественного контроля; не осуществляется мониторинг печатных и электронных средств массовой информации с целью выявления публикаций антикоррупционной направленности; не разработаны и не внедрены карты коррупционных рисков; на низком организационном уровне осуществляются мероприятия по межведомственному взаимодействию при проведении проверок достоверности сведений, представленных лицами, поступающими на государственную гражданскую службу и муниципальную службу не ведется должным образом работа по выявлению случаев возникновения конфликта интересов; в подведомственных организациях не осуществляется мониторинг исполнения мер по профилактике коррупции, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ряд других», – подчеркнул Роман Заятдинов.

МУНИЦИПАЛИТЕТЫ СТАЛИ ВОВЛЕКАТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Отдельно на заседании комиссии был рассмотрен вопрос по анализу работы элементов организационной структуры по профилактике коррупции в органах государственной и муниципальной власти. Его представил главный советник отдела администрации Губернатора Ульяновской области по обеспечению деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Владимир Филонов.

По его словам, за отчётный период здесь отмечается возросшая активность деятельности Общественных советов по профилактике коррупции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на то, что количество заседаний незначительно снизилось со 138 до 132 (95,7%), число рассмотренных вопросов возросло с 446 до 464. При этом, отмечается, что возрос интерес к работе данных формирований сотрудников органов прокуратуры, которые приняли участие в 89 заседаниях.

Возросло количество рассмотренных социально значимых вопросов: по ЖКХ с 32 до 42, в сфере образования – с 49 до 62, строительства и ремонта автомобильных дорог – с 39 до 55. В ходе проведения заседаний общественных антикоррупционных формирований, выявлено 79 зон повышенного коррупционного риска. С 25 до 45 возросло количество проверок, инициированных ими к проведению. Более того, шире стала освещаться их деятельность в средствах массовой информации.

«По итогам первого полугодия 2017 года в лучшую сторону выделяется деятельность общественных антикоррупционных формирований в Новомалыклинском, Кузоватовском, Старомайнском и Барышском районах и г. Ульяновск. Не достаточную активность проявляли данные формирования в г. Димитровград, г. Новоульяновск, Радищевском, Старокулаткинском и Тереньгульском районах», – отметил главный советник профильного отдела администрации Губернатора Ульяновской области Владимир Филонов.

Также по его информации, в указанный период в органах местного самоуправления в результате проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА с 89 до 99 возросло количество выявленных коррупциогенных факторов. В то же время по требованию органов прокуратуры в 50 случаях в проекты и действующие НПА внесены изменения, а 4 действующих НПА отменены. Как существенный недостаток в данном направлении антикоррупционной работы отмечается, что ни один проект НПА не прошел независимую антикоррупционную экспертизу.

С 419 до 661 возросло в рассматриваемый период количество публикаций антикоррупционной тематики в печатных средствах массовой информации, в электронных СМИ и на официальных сайтах органов муниципальной власти – с 1038 до 1283. С 73 до 99 возросло количество выпусков теле- и радио-передач.

В лучшую сторону в данном направлении работы необходимо отметить Павловский, Вешкаймский, Новоспасский районы и город Ульяновск.

Неудовлетворительно вопросы профилактики коррупции освещались в СМИ в Новомылыклинском, Сенгилеевском, Старокулаткинском и Тереньгульском районах.

С 72 до 49 понизилось количество заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. При этом, с 8 до 12 возросло число обращений, касающихся представления муниципальными служащими недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом количество установленных нарушений возросло с 3 до 8 (в 2,7 раза). С 2 до 9 (в 4,5 раза) увеличилось число служащих, привлечённых к дисциплинарной ответственности за нарушения, не связанные с утратой доверия. В 2 случаях, по результатам заседания комиссий, служащие отстранены от исполнения ими служебных обязанностей, в предыдущем году таковых не было. Один служащий уволен в связи с утратой доверия.

Количество обращений по возможным фактам коррупции в органы местного самоуправления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло с 55 до 105.

Увеличилось с 7 до 33 (в 4,7 раза) число обращений, в которой имелась информация о проявлениях бытовой коррупции, в иных сферах деятельности с 18 до 34. В основном это обращения от жителей города Ульяновска.

В муниципальных образованиях число проведенных контрольных мероприятий органами финансового контроля возросло с 206 до 248, а выявленных финансовых нарушений – с 135 до 151, привлечённых к дисциплинарной ответственности – с 147 до 167, к материальной ответственности – с 54 до 74. Существенно возросло с 3 (в первом полугодии 2016 года) – до 28 количество должностных лиц, привлечённых к административной ответственности (рост в 9,3 раза).

«Показателен пример Николаевского района, который в период первого полугодия 2017 года проверялся контрольным управлением администрации Губернатора Ульяновской области, но информация о проверке не представлена. Из 8 проверок внутреннего и внешнего финансового контроля в 5 случаях установлены финансовые нарушения. К ответственности привлечён 1 человек», – отметил Владимир Филонов.

Также, по его словам, анализ официальных сайтов органов местного самоуправления показывает, что в соответствии с рекомендациями комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области на всех них размещены сведения о деятельности общественных антикоррупционных формирований (протоколы, планы работы). В то же время некоторыми муниципалитетами до сих пор не уточняется нормативно-правовая база, не размещаются сведения о зонах повышенного коррупционного риска, сведения о результатах работы органов внешнего и внутреннего финансового контроля и о работе с обращениями граждан.

В ГОСОРГАНАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ – СНИЖЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ПО КОРРУПЦИИ. ЛЮДИ НЕ ВЕРЯТ?

Как было озвучено на заседании комиссии, во втором квартале 2017 года, работа по профилактике коррупции значительно активизировалась, чему способствовало проведение мероприятий пятой региональной Недели антикоррупционных инициатив.

В ходе проведения работы по проведению антикоррупционной экспертизы проектов НПА, с 3 до 9 возросло количество выявленных коррупциогенных факторов. С 3 до 2 сократилось количество отрицательных заключений прокуратуры на проекты НПА. При этом в отношении 2 проектов НПА проведена независимая антикоррупционная экспертиза, что также является положительным моментом в силу того, что в аналогичном периоде прошлого года таковых не было.

С 77 до 85 возросло количество публикаций на антикоррупционную тематику в печатных средствах массовой информации. В то же время, в электронных, включая официальные сайты органов государственной власти, количество публикаций данной тематики сократилось с 278 до 211.

Сразу можно отметить, что недостаточно освещается исполнение ведомственных программ противодействия коррупции.

Количество обращений граждан, поступивших в первом полугодии 2017 года в региональные органы госвласти по возможным фактам коррупции уменьшилось с 168 до 152.

Однако, в Министерстве образования и науки Ульяновской области их число увеличилось с 25 до 43, а в Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с 9 до 15.

Отмечено, что в ходе рассмотрения данных обращений недостаточно результативно проводилась работа по выявлению зон повышенного коррупционного риска. Только в Министерстве образования и науки Ульяновской области, Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области установлено по 2 зоны, а в Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – 1. В остальных зон повышенного коррупционного риска по результатам рассмотрения обращений граждан не выявлено.

Насторожил членов комиссии тот факт, что, учитывая специфику деятельности регионального Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, из года в год предоставляются данные, что обращений по возможным фактам коррупции нет. Ранее, в 2016 году в ходе проведения «кадрового аудита» выяснилось, что сотрудники, ответственные за работу с обращениями граждан, не обучены квалифицировать их. С сотрудниками было проведено занятие на указанную тему, однако результата нет.

Радует, что более активно стали действовать ведомственные комиссии (рабочие группы) по противодействию коррупции. Это обусловлено тем, что в их работе принимают участие сотрудники отдела администрации Губернатора Ульяновской области по обеспечению деятельности Уполномоченного, которые оказывают методическую и консультационную помощь в организации их деятельности.

Наиболее активно заседания данных профильных формирований проходили в Министерстве образовании и науки Ульяновской области, Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

Активизировалась деятельность ведомственной комиссии в Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

В ходе заседаний в Министерстве образования и науки Ульяновской области выявлено 4 зоны повышенного коррупционного риска, в Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области – 8, Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – 1, в Агентстве развития человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области – 5. В остальных исполнительных органах государственной власти результативность в указанном направлении работы нулевая.

Так, в том же Министерстве промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в работе отмечен определённый формализм.

Анализ проведения проверок по финансово-хозяйственной деятельности в исполнительных органах власти показывает, что их количество возросло с 27 (в первом полугодии 2016 года) до 57 – в отчётном периоде (рост в 2,1 раза). Количество выявленных нарушений сократилось с 16 до 13. К дисциплинарной ответственности привлечено 42 человека, к материальной 10 (рост в 3,1 раза). К административной ответственности сотрудники не привлекались.

Мониторинг работы официальных сайтов исполнительных органов государственной власти показывает, что здесь аналогичная ситуация, что и с ОМСУ МО. Необходимо своевременное обновление разделов «Антикоррупционная деятельность» в соответствии с рекомендациями комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области, которые также утверждены поручениями Правительства Ульяновской области.

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КАРТА ОБНОВЛЕНА: ПАВЛОВКЕ – ЗЕЛЕНЫЙ, ИНЗЕ И ВЕШКАЙМЕ – КРАСНЫЙ

В рамках заседания были озвучены также ударники и аутсайдеры антикоррупционной работы. Так, к ведомствам с высоким уровнем организации антикоррупционной деятельности относятся Агентство ЗАГС Ульяновской области; Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

Со средним уровнем организации антикоррупционной деятельности на этот раз оказались: Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; Министерство финансов Ульяновской области; Министерство образования и науки Ульяновской области; Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области; Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области; Агентство ветеринарии Ульяновской области; Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области; Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области; Агентство развития человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области; Управление по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области. С низким уровнем организации антикоррупционной деятельности: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области; Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области; Министерство промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области.

В этот же день объявили и результаты обновления Анимированной антикоррупционной карты Ульяновской области.

В зеленой зоне (высокий уровень организации антикоррупционной деятельности) свое нахождение сохранило муниципальное образование «Павловский район».

В жёлтой зоне (средний уровень организации антикоррупционной деятельности) свое нахождение сохранили муниципальные образования: Базарносызганский, Барышский, Мелекесский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Николаевский, Новомалыклинский, Новоспасский, Сенгилеевский, Старомайнский, Тереньгульский, Радищевский Старокулаткинский, Сурский, Чердаклинский, Цильнинский и Ульяновский районы, а также город Ульяновск и Новоульяновск.

В соответствии с решением комиссии в жёлтую зону переместился город Димитровград. В данном муниципалитете, согласно результатам анализа антикоррупционной деятельности за первое полугодие 2017 года отмечено существенное снижение уровня организации антикоррупционной работы.

В красной зоне на «Анимированной антикоррупционной карте» (низкий уровень организации антикоррупционной деятельности) свое положение сохранили Инзенский и Вешкаймский районы.

Здесь, по итогам полугодия продолжается отмечаться низкое качество работы элементов организационной структуры по профилактике коррупции.

Данное решение мотивировано случаями возбуждения уголовных дел коррупционной направленности, а также информацией о количестве и результатах рассмотрения обращений граждан по возможным фактам проявления коррупции и правонарушений коррупционного характера, поступающих от граждан и организаций, в том числе к региональному Уполномоченному по противодействию коррупции.

Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области