У жителей появилась реальная возможность отремонтировать свой МКД раньше срока, установленного в региональной программе, при условии, что взносы собираются на специальный счет. Только с начала этого 2017 года сразу 140 многоквартирных домов перешли на спецсчета, а всего их в Ульяновской области уже около 700 (это по рядка 11,3% от общего числа).
Зачем открывают спецсчет и какие «подводные камни» встречаются на этом пути – рассмотрим на конкретном примере.
– Просто ужас! Мы платим за капитальный ремонт каждый месяц, а наш дом поставили аж на 2040 год! Да неизвестно вообще, кто из нас доживет до этого времени, – подобные высказывания корреспондентам «Управдома» приходилось выслушивать многократно. Жалобы на то, что состояние дома неправильно оценили, что МКД на самом деле остро нуждается в капремонте – звучат регулярно.
– Всех обратившихся к нам можно разделить на две категории. Тех, кто продолжает засыпать жалобами различные инстанции по поводу отдаленной даты капремонта их дома. И тех, кто просто говорит: «Помогите нам организовать спецсчет – мы хотим сами выбирать, когда начнутся работы и на что именно пойдут наши деньги!» – отмечает руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Руслан ХАЙРОВ.
Вместе с ним и сотрудниками областного Фонда модернизации ЖКК корреспондент «Управдома» недавно посетил один из тех многоквартирных домов, где жители пошли по «второму пути».
– С декабря 2014 года, как только вступил в силу закон о капремонте, мы решили, что переведем МКД на спецсчет. Нужно было собрать 70 процентов голосов собственников, а в доме у нас – 328 квартир!
Пришлось по-настоящему попотеть: списывались даже с Мурманском, в котором сейчас находится один из наших жильцов. Но, поверьте, это стоило того! – вспоминает Татьяна МИЛОВА, председатель совета собственников 7-го дома по ул. Скочилова.
По ее словам, жильцы ставили свои подписи не очень охотно, а затем и деньги по строчке «Капремонт» первоначально платили далеко не все.
– Их можно понять: мало кто вообще верил, что будут ремонтировать. Нашему дому всего-то 11 лет, и за это время МКД был доведен до удручающего состояния: крыша регулярно протекала, подъезды не ремонтировались, коммуникации начали разрушаться. С нашей УК – «Альфаком-Север» – мы не можем многие годы договориться даже об элементарном: заделать дыру в дворовом асфальте, которую городские коммунальщики сотворили во время ремонта канализации, – рассказывает наша собеседница.
После того как удалось организовать спецсчет, возникла новая проблема – поиск платежного агента, то есть той организации, которая возьмется за сбор средств на капремонт.
– Обратились в свою УК – те отказали. Обратились в РИЦ – там говорят, что нужно стопроцентное согласие жителей. А разве возможно собрать 100 процентов подписей? Так мы маялись до 2016 года, пока «Альфаком-Север» не создал-таки своего платежного агента, и те согласились собирать наши взносы.
Активисты дома давно уже знали, на что нужно, в первую очередь, направить деньги – на восстановление системы ГВС.
– Жители сами нашли подрядную организацию, проконсультировались по этому поводу с Фондом модернизации ЖКК -большое им, кстати, спасибо: сотрудники Фонда проверили правильность сметы
и других документов. В итоге была очень хорошо отремонтирована ГВС -установлены качественные полипропиленовые трубы с внутренним армированным покрытием и латунные краны. Кроме того, в каждом подъезде поставили специальные датчики, позволяющие уравнивать давление и температуру горячей воды по всему дому, – уверяет МИЛОВА.
Как поясняет наша собеседница, котельная находится в 6-м подъезде, протяженность труб по всему дому очень значительная, и поэтому в первых подъездах температура ГВС нередко была очень низкой. Ремонт всей системы и установление упомянутых датчиков позволили полностью решить эту проблему.
Добавим, что собственники не только сами выбирали подрядчика, но и материал труб: почитали отзывы в Интернете, поспрашивали специалистов.
– Мы не хотели, чтобы получилось так, как в соседнем доме: там поставили новые трубы ГВС, и буквально через год те начали изнутри просто растворяться, – добавляет старшая по подъезду 7-го дома Марина КАБАНОВА.
Увидев конкретные результаты ремонта – и напор, и температура горячей воды значительно улучшились, собственники стали намного активнее платить.
– Мы сейчас собираем по строке «Капремонт» 80-100 тысяч рублей ежемесячно. Не платят единицы, и мы надеемся, что и эти, оставшиеся, тоже возьмутся за ум.
Любопытно, что, если бы собственники не выбрали спецсчет, первые работы по капремонту провели бы в их МКД лишь в далеком 2043 году!
– Конечно, никто бы не дождался далекого светлого будущего. А тут элементарно: накопили деньги – сделали конкретное дело. И так – поэтапно. К примеру, в будущем мы также планируем полностью поменять электропроводку, сделать ремонт в подъездах, восстановить фасады – не только из средств, собираемых на капремонт, но, возможно, и по текущему ремонту. Будем проводить собрание собственников – как они решат, так и сделаем, – говорит МИЛОВА.
Можно сказать, что плюсы от спецсчета (повышение комфорта проживания в МКД, улучшение качества коммунальных услуг) перевешивают «подводные камни» изначального недоверия жильцов, которое нужно преодолеть. Однако затем, если это сделать, между людьми устанавливаются более продуктивные и доверительные взаимоотношения, что позволяет говорить о дальнейшем развитии. Так, заветная мечта активных жителей 7-го дома теперь – это создать товарищество собственников недвижимости.
– Это отличная цель. ТСЖ и ТСН – высшее проявление самостоятельности собственников. Такой шаг – логичное продолжение того, что жители выбрали спецсчет в отношении капремонта. Наш центр общественного контроля готов оказать помощь 7-му дому и любому обратившемуся совету МКД по созданию товарищества собственников, – заверил Руслан ХАЙРОВ в завершение встречи.
Евгений Нувитов