Бывший врач стоматологической поликлиники №3, расположенной на улице Кирова, отсудила у своего работодателя 150 тысяч рублей за то, что получила профессиональное заболевание – работала в неудобной позе. К тому же ее сократили.
Решение по иску было вынесено 10 августа. Врач-стоматолог Елена Чубатова требовала взыскать со стоматологической поликлиники Ульяновска 400 тысяч рублей в качестве возмещения морального вреда.
Она пояснила, что, будучи зубным врачом, получила профессиональное заболевание, утратив 30 процентов трудоспособности. В больнице, где она проходила лечение, подтвердили, что заболевание произошло из-за того, что более 50 процентов рабочего времени она проводила в вынужденной позе, а до 25 процентов времени – в неудобной позе. При этом медики не нашли в этом вины врача – работа у нее такая.
Речь идет об остеохондрозе и грыже диска позвоночника, которые развились в неприятно звучащие диагнозы, описанные в решении суда.
Более того, было признано, что «условия труда врача-стоматолога ГУЗ «Городская стоматологическая поликлиника N93» не соответствуют установленным требованиям». В результате Чубатова, как она отметила в своем иске, неоднократно проходила лечение в медицинских учреждениях, вынуждена принимать обезболивающие препараты.
При этом инвалидность ей не установили, а утрату профтрудоспособности поставили временно. Однако в довершение ко всему Чубатову еще и сократили. Ей пришлось устроиться по специальности в другое лечебное учреждение.
В то же время стоматологическая поликлиника не согласилась с требованиями врача. В первую очередь, это касалось увольнения Чубатовой. Представители поликлиники пояснили, что при реорганизации – слиянии – стоматологических поликлиник Ульяновска было-образовано единое юридическое лицо. В тот момент врач проходила лечение, а позже ей установили и профзаболевание.
Отмечается, однако, что «определить лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, не представляется возможным ввиду неоднократной смены руководителей учреждения».
В итоге после установления профзаболевания Чубатову перевели на должность заведующей терапевтическим отделением, это устранило нагрузку на позвоночник.
Кроме того, стоматологическая клиника указала, что «несмотря на наличие у истицы профзаболевания, она в настоящее время продолжает работу врачом-стоматологом, нанося вред своему здоровью». Не обращалась она, по заверениям поликлиники, и к работодателю с вопросом о компенсации ей морального вреда, как это предусмотрено коллективным договором – помните, такой в свое время обязывали заключить с работниками почти все бюджетные учреждения. Это, кстати, лишний раз показывает фактическую бессмысленность договора: когда надо, на него можно наплевать, потому что для суда он – ничто.
В суде рассмотрели и заключение прокурора по делу: он предлагал удовлетворить иск частично, на сумму 250 тысяч рублей.
Суд признал, что факт трудоустройства Чу-батовой зубным врачом в другом учреждении не может быть основанием для отказа в иске.
В итоге было решено взыскать со стоматологической поликлиники в пользу врача компенсацию морального вреда в размере 150 тысяч рублей. Пока решение не вступило в законную силу – находится на обжаловании.
Главврач поликлиники Гульсиря Физюкова в СМИ подтвердила, что Чубатова действительно заработала профессиональное заболевание из-за условий работы – зубным врачам «подолгу приходится сидеть в одной позе». После этого, отметила она, ее назначили завотделе-нием, но из-за объединения всех поликлиник в единое юридическое лицо должность Чуба-товой как административную пришлось сократить.
– Мы предложили ей пройти профперео-бучение, чтобы сохранить работу, но она отказалась, – утверждает Физюкова.
Таким образом, Чубатова оказалась жертвой оптимизации – в свое время из-за этого работы лишились многие работники школ и больниц. Да только она с этим не смирилась и, судя по всему, теперь получит компенсацию.
Судебный процесс может стать важным прецедентом: ранее из-за профзаболеваний претензии к работодателю выдвигали в основном работники заводов и крупных предприятий.
Степан ГОРИН