Потери бюджета от обслуживания спецслужбами массовых ложных вызовов на 500 объектах в разных городах уже оцениваются экспертами в 50 млн рублей.

Россия переживает беспрецедентную по своим масштабам волну телефонного терроризма. После звонков анонимов о бомбах в разных городах страны местным спецслужбам приходится эвакуировать и проверять школы, торгово-развлекательные центры, кинотеатры, детсады. Массовые эвакуации проходили уже в более чем 40 городах России — от Сахалина до Калининграда. К счастью, пока все вызовы оказались ложными. Помимо того что силовики, спасатели и медики отвлекались от своей непосредственной работы, всё это влетело в копеечку: эксперты говорят, что вызов на одну точку группы полицейских и кинолога обходится бюджету в сумму около 100 тыс. рублей. Общие потери казны за последние пять суток могут составлять 50 млн рублей. До сих пор непонятно, кто может стоять за звонками о бомбах: эксперты упоминают экстремистов из Украины, террористов запрещённой в России группировки ИГИЛ, противников фильма “Матильда”, школьников, хулиганов и подражателей.

Кто оплатит работу силовиков

Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников
Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников

В четверг эпидемия телефонного терроризма накрыла Москву, Санкт-Петербург и Казань, где полицейские и кинологи эвакуировали школьников и посетителей крупных торговых центров. Как и в других городах, всё обошлось — ни взрывчатки, ни террористов в зданиях не оказалось. Волна пошла из Омска, где 10 сентября проходили выборы и на единый пульт 112 стали массово поступать анонимные звонки о минировании торговых центров, школ, мэрии, здания Пенсионного фонда. Оттуда эвакуировали тысячи людей, но ничего подозрительного спецслужбы не нашли. На следующий день в Рязани “заминировали” 11 зданий. Затем эпидемия охватила Челябинскую область, Башкирию, Ставрополье, Пермский край, Дальний Восток.

ФСБ возбудила уголовные дела по статье о заведомо ложном сообщении о теракте, по которой телефонным террористам грозит до пяти лет лишения свободы. Кроме того, по этой статье они должны будут возместить причинённый государству ущерб за обслуживание ложных вызовов. Затраты государства не сравнить с потерями бизнесменов, когда на несколько часов прерываются киносеансы, закрываются торговые центры и рестораны, и они несут крупные убытки.

Сейчас все подразделения полиции и спецслужб переведены на усиленный вариант несения службы.

— Сотни полицейских и сотрудников ФСБ РФ в штатском ежедневно работают в крупных российских городах, контролируют места массового скопления людей в торговых центрах, общественном транспорте, культурно-досуговых центрах, на футбольных стадионах, отрабатывая возможных террористов и их пособников, — рассказал Лайфу источник в МВД РФ.

По его словам, усилена охрана объектов ЖКХ, энергетического комплекса и гидросооружений.

Что касается ущерба бюджету, то юрист Александр Островский приводит такие расчёты. Средняя стоимость выезда группы немедленного реагирования (ГНР) в составе трёх полицейских и двух кинологов оценивается им в 100 тысяч рублей.

— Каждый звонок — это не только выезд людей, оцепление территории, но и эвакуация людей, использование различных технических средств. Если, например, нужно обследовать торговый центр площадью в десятки тысяч квадратных метров, то затраты могут оцениваться уже в миллионы рублей. Тут тремя полицейскими точно дело не обошлось, — отметил Островский.

— Если взять условную минимальную стоимость выезда силовиков на одну точку в размере 100 тысяч рублей, а таких объектов по России за последние пять дней уже насчитывается около 500, то можно предположить, что российский бюджет потерял 50 млн рублей, — поясняет Островский.

По словам главы независимого профсоюза столичных полицейских Михаила Пашкина, главная проблема ложных минирований в том, что силовики отвлечены от выполнения реальных задач.

Фото: © РИА Новости/Александр Гальперин
Фото: © РИА Новости/Александр Гальперин

— Экипажи групп немедленного реагирования МВД снимаются с патрулирования и по несколько часов простаивают в оцеплении заминированного здания, а в это время в районе их ответственности может быть совершено реальное преступление, и они там нужны, — возмущается Пашкин.

Расходы несут и торговые точки и магазины, расположенные на рынках, вокзалах и торговых точках.

— Суммы, в которые может оцениваться упущенная выгода, могут доходить до десятков миллионов рублей, — считает адвокат Илья Алексеев. — Но торговым центрам невыгодно раскрывать информацию, чтоб исключить негативную реакцию.

От величины нанесённого ущерба также зависит степень наказания телефонного террориста. В отдельных случаях, когда последствия звонка приводят к крупному ущербу, злоумышленник может оказаться за решёткой на срок до пяти лет.

Однако, по словам юриста Александра Островского, если массовое “минирование” школ, торговых центров окажется банальным хулиганством, то это будет уже административным правонарушением.

— Согласно статье о ложном вызове полиции и других экстренных служб, шутник отделается штрафом — от одной до полутора тысяч рублей, — говорит юрист. — А руководители предприятий, торговых центров смогут обратиться в суд с заявлением о взыскании с злоумышленника суммы упущенной выгоды.

От террористов до хулиганов

Фото: © Shutterstock
Фото: © Shutterstock

До сих пор непонятно, кто может стоять за хаосом, который в последнее время накрывает город за городом. Согласно одной версии, речь идёт об “украинском следе”. Специалисты предварительно выяснили, что сообщения о минировании зданий в городах России поступали с территории Украины. Сейчас российские операторы собирают IP-адреса абонентов, от которых шли звонки, и передают их спецслужбам. Так, в Ставропольском крае местное подразделение “Ростелекома” уже установило, что вызовы шли с международных номеров виртуальных операторов. Несмотря на то что такие операторы физически не существуют, они пользуются сетями реальных провайдеров, поэтому их можно вычислить по IP-адресу.

— История с телефонными угрозами могла быть запущена нашими недоброжелателями за границей, чтобы посеять панику в России. Речь об экстремистских группировках из разных стран, — считает психолог-криминалист Михаил Виноградов.

В правоохранительных органах также не исключают, что вирус “эпидемии” телефонного терроризма инициирован лидерами запрещённой в России и других странах террористической группировки ИГИЛ, чтобы посеять панику среди населения.

— По данным специалистов Управления “К” ФСБ РФ и МВД РФ, анонимные сообщения о минировании зданий в российских городах, которые начали фиксировать правоохранительные органы, начали поступать с 10 сентября 2017 года, — рассказывает Лайфу источник в спецслужбах. — Уже установлено, что большинство звонков с сообщениями о “минировании” в российских городах поступало по интернет-каналам IP-телефонии из-за границы. Это территория азиатских и европейских стран, где скрываются боевики ИГИЛ*.

Между тем опрошенные Лайфом эксперты по борьбе с терроризмом не исключают, что “эпидемия телефонного терроризма” — это крупномасштабные учения, организованные Национальным антитеррористическим комитетом (НАК) совместно с ФСБ РФ.

Российские силовики уже не первый год проводят антитеррористические учения по всей стране. Однако если последние события также относятся к ним, то таких масштабных учений со времен СССР ещё не было.

Фото: © РИА Новости/Илья Питалев
Фото: © РИА Новости/Илья Питалев

Первая волна подобных антитеррористических учений прошла по стране после терактов в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года. После этого Дмитрий Медведев, посетив Киевский вокзал, устроил разнос главе РЖД Владимиру Якунину за слабые меры безопасности на вокзалах.

Сейчас антитеррористические учения стали обычной практикой. Подобные акции часто не предают огласке, чтобы не пугать людей и не дать руководству проверяемых объектов подготовиться к проверке.

По данным МЧС РФ, по линии министерства никаких федеральных учений не проводится. Отмечается, что на каждый объект, куда поступает анонимный звонок о заложенном взрывном устройстве, выезжают сотрудники Росгвардии и полиции, проводится эвакуация людей, осмотр объектов. В настоящее время ни одно из сообщений не подтвердилось.

Впрочем, не отметают оперативники и банальную “хулиганку”. Зачастую сообщения о бомбах оставляют школьники, студенты и просто скучающие люди, чтобы насолить своей alma mater или посмотреть, как работают спецслужбы.

— У молодёжи мотив простой: не выучил уроки — “заминировал” школу, — объясняет психолог-криминалист Михаил Виноградов.

По его словам, среди телефонных террористов могут быть и банальные подражатели, которые за счёт таких звонков пытаются самоутвердиться. Кстати, в пользу этой версии говорят и факты. Силовикам удалось задержать несколько лжетеррористов, которые и оказались так называемыми подражателями, которые сообщали о минированиях, узнав о массовой телефонной атаке в СМИ и соцсетях. Так, в среду в подмосковном Волоколамске был задержан 17-летний местный житель, “заминировавший” по телефону Дворец спорта. В отношении него уже возбуждено уголовное дело по ст. 207 УК РФ. А вот на организаторов выйти пока не удалось.

По другой версии, за многочисленными звонками могут стоять противники фильма Алексея Учителя “Матильда”. Во всяком случае, так утверждает лидер околоправославной группировки “Христианское государство Святая Русь” Александр Калинин. У себя на страничке во “ВКонтакте” Калинин написал, что ещё 10 сентября получил анонимное письмо, в котором неизвестные обещают проводить “информационные атаки” на кинотеатры и другие объекты инфраструктуры, чтобы предотвратить выход фильма Алексея Учителя.

Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков
Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков

К слову, сам Калинин ещё в январе 2017-го начал рассылать по кинотеатрам письма с требованием отказаться от проката фильма. В противном случае прокатчикам пообещали, что “кинотеатры начнут гореть”. Уже в конце августа в Санкт-Петербурге неизвестные забросали коктейлями Молотова киностудию “Лендок”, где находится офис Алексея Учителя. А в Екатеринбурге некий Денис Мурашов на УАЗе, набитым бочками с бензином и газовыми баллонами, протаранил вход в кинотеатр “Космос”. Позже свой поступок он объяснил именно борьбой с “Матильдой”.

Вскоре поджоги докатились и до Москвы. 11 сентября рядом с офисом адвоката Константина Добрынина, который представляет интересы Алексея Учителя, подожгли два автомобиля. На месте преступления поджигатели разбросали записки с надписью: “За Матильду гореть”. На следующий день сеть кинотеатров “Синема парк” и “Формула кино” решила отказаться от показа “Матильды”. В пресс-службе сети кинотеатров объяснили, что такое “решение связано исключительно с желанием оградить посетителей киносети от рисков, которые влекут за собой публичные показы фильма”.

Деятельность организации запрещена на территории РФ решением Верховного суда.