Виталий Ахмеров
В Ульяновске пытаются сохранить традиционные ремесла и удовлетворить спрос на изделия ручной работы.

Валенки с вышитыми на них логотипами всемирно известных брендов или просто красивыми орнаментами — один из самых фотографируемых товаров на областных ярмарках, сезон которых недавно начался в Ульяновске. Многие не ограничиваются фотографией и покупают пару этой традиционной для наших холодных широт обуви. Кто-то для себя, а кто-то — в подарок.

Фатих Юнусов тоже торгует на ярмарке валенками, но у него они не расшитые модными картинками, а самые обыкновенные.

— Во-первых, мы с женой все делаем сами, вручную, и заниматься украшением нам некогда. Во-вторых, расшитые валенки стоят дороже, а наши покупатели —люди небогатые. Одна клиентка покупает у нас валенки, украшает и продает своим заказчикам аж по 6500 рублей, мы же берем от 700 до 1500 за пару, — рассказывает Фатих Юнусов. — На ярмарку я привез 60 пар. Будет удачей, если продать удастся хотя бы 20. Но это сейчас, пока еще тепло. Зимой спрос на валенки намного выше, и мы с трудом успеваем валять их в нужном количестве.

Фатих освоил валяльное ремесло еще в детстве, когда помогал своему двоюродному брату. Но делом всей жизни валенки для него стали лишь на пенсии. Сейчас мужчине 64 года, и он, по его словам, единственный в Ульяновской области занимается валкой вручную. Конкурировать приходится лишь с фабричной продукцией из соседних регионов, но, по словам мастера, сделанные по старинной технологии валенки гораздо качественнее. Они не содержат синтетических компонентов и не садятся. Однажды юнусовские валенки стали презентом от Ульяновской области прославленной фигуристке Ирины Родниной. Вот только передать свои умения Юнусову некому.

— Я пытался обучать молодых людей, но, увидев какой это тяжелый труд, они убегали. Да что там, даже шерсть мне поставляют из Средней Азии —у местных овцеводов она некачественная, сорная. Разучились делать, — сетует Фатих.

Почти не осталось в Ульяновской области и гончаров. Вплоть до 90-х годов изготовлением глиняной посуды активно занимались в селах, расположенных вдоль реки Суры. Главным центром этого ремесла в регионе на протяжении веков считался Сухой Карсун, но теперь и там увидеть гончарные изделия можно только в музее.

— Мастеров практически не осталось. Тот, что работал в нашем музее и реально занимался ремеслом, умер год назад. Среди сельчан еще есть те, кто помнит секреты гончарного дела, но сами им уже не занимаются, — говорит руководитель дома-музея гончарного промысла Ольга Андреева. — Один выпускник нашего гончарного кружка владеет ремеслом, но он переехал жить в город и лишь иногда устраивает в музее мастер-классы.

По словам Ольги, глиняная посуда, если бы ее массовое производство возобновилось, обязательно нашла бы покупателей.

Надежда на возрождение карсунского гончарного промысла есть. Ее привез из украинского Донецка Владимир Котляров. Еще несколько лет назад он занимался производством глиняной посуды у себя на родине, но когда там началась война, был вынужден вместе с семьей перебраться в Россию. Здесь Владимир зарабатывает на жизнь установкой дверей, но лелеет мечту вернуться к любимому делу.

— В Донецке оставались большие запасы продукции, которые мне удалось вывезти в Ульяновск. В свободные от работы дни я стал ее продавать. От покупателей узнал о Сухом Карсуне и даже ездил туда, но найти тех, кто знает секреты местной глины, пока не смог, — рассказывает Владимир. — Глина везде разная, и чтобы делать из нее посуду, надо знать множество нюансов: где и с какой глубины ее брать, в каких пропорциях смешивать… Можно выяснить все это методом проб и ошибок, но нужно время, которого у меня немного, ведь надо работать, чтобы содержать семью.

Тем не менее Владимир уже раздобыл несколько образцов той самой глины и в ближайшее время намерен наладить опытное производство керамики. И если эксперименты пройдут успешно, можно будет говорить и о массовом выпуске.

— Среди моих знакомых есть богатые люди, готовые стать инвесторами, но я не могу взять у них деньги, не будучи уверенным, что налажу коммерчески успешное производство и вернуть вложения, — пояснил мастер.

Успешнее всех задачу сохранения старинного ремесла решают в селе Акшуат. В начале XX века местный помещик Владимир Поливанов пригласил в село мастера, который обучил акшуатских крестьян искусству плетения из лозы. Тогда же в пойме реки заложили ивовую плантацию, чтобы сырье для изготовления плетеной кухонной утвари и мебели в селе не переводилось, и построили лозоплетельческую мастерскую. Акшуатские мужики так хорошо освоили новое ремесло, что вскоре их изделия стали славиться на всю округу. Но, увы, в начале XXI века искусство было почти утрачено. Ухаживать за ивовой плантацией оказалось некому, а мастеров, занимающихся ремеслом, осталось лишь двое.

Возродить старинный промысел взялась директор местного музея Вера Фомина. На одной из краудфандинговых платформ в Интернете она объявила сбор средств на создание в музее экспозиции изделий из лозы и посадку новой ивовой плантации. Получить удалось более 200 тысяч рублей. Кроме того, музей выиграл грант на оборудование мастерской, в которой действует кружок, где взрослые мастера уже обучают своему ремеслу местных ребятишек. Первый сбор урожая лозы с новой ивовой плантации намечен на осень 2018 года. Тогда мастера смогут удовлетворить спрос заказчиков на плетеные изделия и проводить для желающих мастер-классы, а старинный промысел окажется спасенным.

ЦИФРА
6,5 тысячи рублей стоит пара эксклюзивных валенок ручной работы в Ульяновске.