В ежегодном послании к Федеральному собранию Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ в год экологии разработать программы по сохранению уникальных природных символов страны, конкретно – реки Волги.

«ОНО НЕ ТОНЕТ»
Инициативу активно подхватила Ульяновская область. Губернатор Сергей Морозов провел совместное заседание президиума Экологического правительства и Общественной палаты. Обсуждались вопросы реализации федерального проекта «Сохранение и восстановление реки Волги», а также проблемы очистки рек и природных объектов, расположенных на территории региона.

Была высказана серьезная озабоченность негативными процессами, которые происходят с Волгой, более всего – в средней части акватории Куйбышевского водохранилища.

Это был далеко не первый подобный шаг. Еще в 2015 году Ульяновская область обращалась в Правительство Российской Федерации и Минприроды с инициативой о разработке и реализации госпрограммы по экологической реабилитации Волжского бассейна. Упоминалось, что срок действия всех предыдущих программ истек в 2005 году. Между тем за минувшие 10 лет альтернативных решений предложено так и не было. Разве что в столице время от времени выносятся на обсуждение проекты, один безумнее другого.

Взять хотя бы предложение спустить воду из водохранилищ. Но это же настоящая беда, новый Чернобыль! Обнажатся тысячи километров ядовитой гнили, которую осадки будут смывать в обмелевшую Волгу. И тогда она действительно превратится в сточную канаву. Авторов подобных проектов, похоже, такая перспектива не тревожит. Для них важно другое: Волга – это мировой бренд. А коли так, то под него можно выбить любые деньги. Вот и выбивают.

У всех словно отшибло память. Никто не хочет вспоминать, кроме, пожалуй, экологов, как 20 лет назад возле плотины Куйбышевской ГЭС произошел аварийный сброс в Волгу фекальных вод. Вода тогда быстро превратилась в мутную жижу, которая вскоре, однако, рассосалась. Но через 2 года произошел какой-то всплеск и все всплыло. Вот уж, действительно, «оно не тонет».

ГДЕ ТЫ, ГОСУДАРСТВО?
Озабоченность ситуацией, которую высказали участники совещания, понятна. Перечень проблем, одна серьезнее другой, велик. Возьмем основные.

Так, например, вызывают, мягко говоря, недоумение способы по созданию условий для размножения осетровых рыб в низовьях реки. Поволжские регионы из-за многочисленных плотин ГЭС несут серьезные экологические и экономические потери. Каждый раз при резком снижении уровня воды в Куйбышевском водохранилище, что мы наблюдаем ежегодно, в нерестовый период в Волге и ее многочисленных притоках гибнет икра рыб.

Казалось бы, вполне очевидно, что опасны и даже губительны осенне-зимние сбросы воды в период ледостава, которые приводят к гибели рыбы из-за придавливания льдом. В равной степени губителен для нее неестественно высокий для зимы уровень воды.

И что же? Продолжаем экспериментировать с перепадами воды. В результате из года в год являемся свидетелями парадоксальной ситуации. В зимний период на проблемных участках появляются необходимые для судоходства глубины, которые в этот период не нужны. Весной, наоборот, не обеспечивается необходимая для нереста «рыбная полка».

Отсутствие рыбозащитных и рыбопропускных устройств на волжских ГЭС, которые не работают или отсутствуют вовсе, приводит к гибели и травмированию рыбы и планктона. Особенно при прохождении их с потоком воды через гидроагрегаты. По оценкам ученых, в летний период в турбинах одной только Волжской ГЭС гибнет более 500 тысяч тонн планктона и десятки миллиардов голов рыбы. А все вместе взятые ГЭС Волжского бассейна сбрасывают в Волгу и Каму около 5 миллионов тонн мертвой органики. Без государственного вмешательства ситуация рискует стать необратимой.

Оставляет желать много лучшего состояние самих ГЭС. По оценкам экспертов, для большинства гидротехнических сооружений (ГТС) Волжско-Камского каскада водохранилищ истекают предусмотренные проектами сроки службы, определяемые в 70 лет. Соответственно этому снижается уровень безопасности их эксплуатации и увеличивается вероятность гидродинамических аварий с катастрофическими последствиями.

Где же выход? Звучат, пока робко, предложения о возможности постепенного демонтажа экономически неэффективных плотин и восстановлении естественных русел равнинных рек. Что из этого может получиться, мы только что сказали.

Еще одним опасным процессом с непредсказуемыми последствиями видится берегоразрушение. Только в Ульяновской области обрушению подвергаются около 230 километров береговой полосы. Оползни отмечаются по всей длине волжского правобережья. На уровне региона берегоукрепительные работы включены в число приоритетных задач. Однако своими силами в короткий срок справиться с проблемой будет непросто, если вообще возможно. Расчеты показывают, что уже сегодня нужна федеральная поддержка строительства инженерных берегоукрепительных сооружений на протяжении нескольких десятков километров в шести населенных пунктах региона.

Спустимся на муниципальный уровень. Здесь тоже картина маслом. Очистные сооружения на местных предприятиях ЖКХ построены более 30 лет назад и практически полностью изношены. В водохранилище и основные притоки Волги – реки Большой и Малый Черемшан, Свияга, Сура, Барыш и многие другие – отводится недостаточно очищенная вода. Загрязнению подвергаются донные отложения, береговые полосы, растительность, рыба.

За очистку отвечают органы местного самоуправления. Но их возможности и масштабы проблемы, если брать в сравнении, все равно что булавочная головка и футбольный мяч. Только для строительства комплекса очистных сооружений в городе Барыше, по самым скромным подсчетам, требуется не менее 500 миллионов рублей. Для малого города это нереальная сумма.

ЗАЛОЖНИКИ СИТУАЦИИ
Всех проблем одним махом не решить. Некоторые надежды вселяет приоритетный проект «Сохранение и восстановление реки Волги». В программу мероприятий по его реализации включены наиболее крупные предприятия региона, которые осуществляют сбросы в Волгу. Среди них «Ульяновскводоканал», «Эко-пром», НИИАР и другие объекты с объемом предполагаемых инвестиций не менее 3,5 миллиарда рублей.

Но, удивительное дело, в нем почему-то не нашла отражения проблема очистных сооружений в муниципальных образованиях, малых городах и селах. А ведь именно там основные фонды очистных сооружений практически полностью изношены. Что еще можно успеть? Внести изменения в паспорт приоритетного проекта с тем, чтобы в нем могли участвовать населенные пункты с численностью до 10 тысяч человек. В деле масштабного обновления очистных сооружений для региона такой шаг мог бы стать хорошим подспорьем.

И это не единственное предложение, реализация которого в состоянии изменить ситуацию в лучшую сторону. Видится первоочередным объединить ресурсы: федеральные, региональные, муниципальные. Чтобы не было, как в той известной басне Ивана Крылова про лебедя, рака и щуку.

Пора вспомнить, что еще в 2002 году ЗСО региона выходило в Госдуму России с законодательной инициативой о внесении дополнений в Водный кодекс и Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений». Инициатива преследовала цель возложить обязанности по финансированию содержания ГТС и берегоукрепительных работ на водопользователей, осуществляющих эксплуатацию ГЭС.

Инициативу Ульяновской области поддержали 78 субъектов РФ. Но одобрения Правительства России и Госдумы она так и не получила. Ситуация дисбаланса интересов регионов и водопользователей продолжает сохраняться. Как и прежде, регионы, на территории которых существуют ГЭС, имеют непомерные долги перед энергетиками. В то же время вынуждены в своих бюджетах закладывать средства на содержание ГТС, финансирование берегоукрепительных и противооползневых работ. Тогда как водопользователи по действующему законодательству не обязаны нести затраты, связанные с безопасной эксплуатацией водохранилищ, которые, по сути, являются основными фондами ГЭС.

В таких условиях субъекты Федерации, и Ульяновская область здесь далеко не исключение, становятся заложниками ситуации. Они фактически вынуждены финансировать производственный процесс акционерных обществ. Хотя, по логике вещей, государство и субъекты вправе претендовать на получение дивидендов от основной деятельности РАО ЕЭС России на вложенные бюджетами всех уровней средства.

Не имеет смысла отрицать, что антропогенная нагрузка на природную среду постоянно растет. Значит, требуется все больше средств на природоохранные мероприятия. Привлечь их на эти цели позволит механизм целевого бюджетного фонда. Но без поправок в федеральном законодательстве, как выясняется, запустить его невозможно. Необходимы изменения в Бюджетный кодекс РФ с тем, чтобы увязать расходы бюджета на финансирование экологических фондов с доходами бюджета от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В свою очередь, видится необходимым внести изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», чтобы закрепить целевое расходование средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

ПОСЛЕДНЯЯ ПОПЫТКА
Буквально на следующий день после совместного заседания президиума Экологического правительства и Общественной палаты региона губернатор принял участие в совещании, на котором шла речь о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги. Форум проходил в Волгограде под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Его содокладчиками были министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской и министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

– Волга, – отметил премьер-министр, – это не просто символ России, но и ее экономическая артерия. В бассейне Волги живут более 60 миллионов человек. Это важнейшая транспортная составляющая, которая перевозит более половины всех речных пассажиров и грузов. Здесь сосредоточено около 45% промышленного производства, примерно половина сельхозпотенциала и более 20% всего рыбного промысла.

Вещи назывались своими именами. Экологическая ситуация заставляет экологов бить во все колокола. В Волгу попадает 38% всех российских загрязненных стоков. Ежегодно в нее сбрасывается свыше пяти с половиной кубических километров загрязненных сточных вод. При этом лишь 10% от этого объема проходят нормативную очистку. 250 миллионов тонн – столько загрязняющих веществ поступает в Волгу вместе со сточными водами. На дне ее находится не менее 2500 затонувших плав-средств, включая нефтеналивные. Что самое печальное и тревожное, великая русская река уже исчерпала свои ресурсы по самоочищению. Загрязнения не вымываются течением, а накапливаются на дне.

Выправить положение призван новый приоритетный проект по очищению и сохранению Волги. Именно его основные положения обсуждались в ходе встречи. Сергей Морозов в своем выступлении высказал пять предложений.

Первое. Создать государственный механизм субсидирования модернизации водохозяйственного комплекса, в первую очередь – водоотведения. В этой работе, по его мнению, не следует доверяться полностью частным бизнес-структурам, которые зачастую халтурят, а положиться на государственные и муниципальные предприятия.
Второе. Сначала силами государства восстановить очистные сооружения и только потом строго наказывать нарушителей экологических норм. Если же только наказывать, то предприятия банкротятся, и лучше от этого не становится ни экологии, ни экономике.

Третье. Повысить водный налог для ГЭС до уровня 40% в себестоимости – энергетики должны полностью оплачивать используемый ресурс.

Четвертое. Создавать в регионах экологические фонды и перенаправлять в них плату за негативное воздействие на окружающую среду. А полученные средства расходовать на экологические проекты. «Мы готовы, – заявил глава региона, – в пилотном режиме внедрить такой опыт и с этой целью подготовили проект закона «Об экологическом фонде Ульяновской области».
Пятое. Важным вопросом видится очистка основных притоков Волги, в частности, Свияги, Большого и Малого Черемшана, Суры, которые сегодня во многом определяют состояние ЭКО-системы реки. Необходимо поддержать программу очистки притоков на федеральном уровне.

– Речь идет о нашей с вами экологической безопасности, – говорит губернатор, – о здоровье и жизни многих тысяч людей. Мы будем настойчиво добиваться поддержки наших позиций.

Сразу же следует отметить, что как минимум в 2-х пунктах – о системе субсидирования и налогах для энергетиков – мнение Сергея Морозова председатель Правительства России услышал. Возникла обратная связь.

НАША СПРАВКА
Спасение реки – это очень дорого. Для реализации проекта потребуется 257 миллиардов рублей до 2025 года. Финансирование пойдет по нарастающей – миллиард в 2018-м, по 11 миллиардов в 2019 и 2020 годах. Понимания по источникам средств пока нет. Но они должны быть найдены. Если, конечно, мы не хотим потерять Волгу.