21 сентября в Ульяновске состоялось заседание комиссии Межпарламентской ассамблеи при Законодательном Собрании Ульяновской области по вопросам развития инфраструктуры, агропромышленного комплекса, земельных отношений и охраны окружающей среды. В работе приняли участие председатель комитета Законодательного Собрания по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов, председатель комитета регионального парламента по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий Антонцев, депутат аграрного комитета Сергей Глебов, министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Михаил Семёнкин, исполняющий обязанности председателя комиссии Межпарламентской Ассамблеи при Законодательном Собрании Александр Лебедев, представители министерства развития конкуренции и экономики, министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, депутаты муниципальных образований и поселений.

В рамках Межпарламентской ассамблеи был рассмотрен вопрос о внесенных изменениях в законодательство, регулирующее вопросы внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

По словам Виктора Антипова, вопросы, связанные с утилизацией твердых коммунальных отходов, не теряют своей актуальности и вызывают обеспокоенность. Причина – задержка принятия территориальной схемы размещения ТКО, так как она оспаривается в суде. Это препятствует организации сортировки, переработки, заключению договоров с населением в сельской местности, установлению стоимости услуги по вывозу отходов. При этом федеральным центром была поставлена задача – не допустить роста цен (не более 5%) на данную услугу для населения. Вместе с тем есть прогнозы более значительного роста. По мнению Виктора Антипова, в сферу обращения с ТКО нужно активнее привлекать бизнес-сообщество, инвесторов и общественность. Есть случаи, когда граждане отказываются заключать договоры на эту услугу, а принудить их административным путем невозможно. При этом количество несанкционированных свалок в Ульяновской области не уменьшается.

Финансирование мероприятий по ликвидации свалок на 2018 год предусмотрено в размере около 6 млн. рублей. Положительным шагом можно считать планы по формированию регионального экологического фонда в размере 78 млн. рублей, эти средства могут быть частично направлены на ликвидацию свалок.

Согласно федеральному законодательству, до 1 января 2019 года в Ульяновской области необходимо создать сеть региональных операторов по обращению с ТКО, утвердить территориальную схему обращения ТКО и утвердить единый тариф на услугу. Так, изменится принцип оплаты этой услуги – вместо квадратных метров будет взиматься плата с одного человека. Появится платеж у жителей сельской местности, которые раньше не платили за эту услугу.

По словам регионального министра сельского хозяйства Михаила Семёнкина, есть ряд предложений, которые профильное министерство намерено реализовать для сдерживания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Среди них – возрождение экологических фондов, которые могли бы аккумулировать экологические платежи с дальнейшим их целевым расходованием и введение льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые внедряют технологии, обеспечивающие уменьшение количества отходов. Также рассматривается инициатива предоставления субсидий субъектам РФ на софинансирование утвержденных региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами.

Геннадий Антонцев обратил внимание на нехватку определенных нормативных документов федерального уровня, что тормозит создание территориальных схем обращения ТКО в регионах.

По словам Сергея Глебова, федеральное правительство поставило правильную задачу: каждый житель страны должен иметь возможность получать коммунальную услугу – вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов. В настоящее время отдаленные сельские районы лишены качественного сбора и вывоза бытовых отходов. В этом основная причина появления несанкционированных свалок. С введением этой услуги появляется обязанность ее оплаты. Поэтому рост цены за услугу, по мнению Сергея Глебова, неизбежен. Еще одна задача – организация сортировки и вторичной переработки мусора. С одной стороны, это сохраняет полезные ресурсы, а с другой – приводит к удорожанию услуги. При этом возникает главный вопрос – насколько произойдет подорожание. К примеру, в настоящее время в Ульяновске за вывоз мусора взимается плата в размере около 3 рублей с квадратного метра. Средний платеж с человека получается 90 – 100 рублей. По прогнозам, после формирования данной отрасли, доступности услуги для всех слоев населения, модернизации всей системы сбора, вывоза, сортировки и утилизации ТКО цена на эту услугу возрастет незначительно – на 20–30 рублей. Очевидно, что это незначительная сумма, сопоставимая, к примеру, с разовой поездкой в общественном транспорте.

Виктор Антипов рекомендовал профильным министерствам выработать «дорожную карту», по которой будет утверждена территориальная схема, выбран региональный оператор и выработаны тарифы для потребителей данной услуги. Вместе с тем необходимо задействовать все механизмы по сдерживанию возможного роста цен на эту услугу, компенсации для малоимущих категорий населения. Не исключено рассмотрение вопроса освобождения сельского населения от платы за сбор и вывоз ТКО. Также необходимо мотивировать потенциальных операторов на внедрение современных технологий углубленной переработки отходов.

Предложено проработать федеральную инициативу по освобождению вообще населения от платы за воздействие на окружающую среду.

Рекомендовано мотивировать региональных операторов на внедрение новых технологий сбора, сортировки и переработки отходов ТКО (сортировка и перевод отходов с 4 на 5 класс опасности значительно снижает цену за услугу для населения).