В последний месяц, видимо, в связи с протестами жителей Ульяновской области против нового цемзавода, ко мне часто обращаются за пояснениями по работе ООО «Сенгилеевский цементный завод» как сами жители, так и чиновники, и, естественно, журналисты. Учитывая, что по законодательству экологическая информация об источниках загрязнений должна быть открыта, решил дать комментарий.
Предполагаемый к строительству в Тереньгульском районе завод по добыче сырья и производству цемента одной из крупнейших китайских компаний, анонсируется как значительно более передовой по природосберегающим технологиям, нежели все существующие сегодня в Ульяновской области. Жители по данному доводу проводят сравнительный анализ. Протестующие обвиняют власти в том, что Сенгилеевский завод был заявлен несколько лет назад как более передовой по технологиям, нежели Новоульяновский. Но, по мнению жителей, Сенгилеевский цемзавод продолжает выбрасывать значительное количество загрязняющих веществ, а также совершать иные природоохранные правонарушения. При этом власти, включая контрольно-надзорные органы, якобы, ни чего не предпринимают.
Во-первых, Сенгилеевский цемзавод по выбросам, что больше всего беспокоит жителей, действительно в сравнении с Новоульяновским более передовой. Так по Сенгилеевскому цемзаводу суммарно разрешен выброс 1184,45 т в год. Наиболее крупные из них это:
1. Оксид углерода (IV класс опасности) – 634,72 т
2. Пыль неорганическая (цементная) (III кл. опасности) – 227,40 т
3. Азота диоксида (III кл.) – 274,63 т
4. Азота оксид (III кл.) – 44,63 т

Много конечно, особенно по цементной пыли, наиболее раздражающему фактору для населения, но на Новоульяновском, с их еще более старыми технологиями, ситуация сложнее.
Для ЗАО «Ульяновскцемент» суммарно установлено по всем загрязняющим веществам 3821,12 тон выбросов в год. Из них:
1. Оксид углерода (IV класс опасности) – 1622,68 т
2. Пыль неорганическая (цементная) (III кл. опасности) – 1609,76 т
3. Азота диоксида (III кл.) – 471,07 т
4. Азота оксид (III кл.) – 76,58 т
То есть, у Сенгилеевского заявлены (и они вписываются пока в эти нормативы) выбросы цементной пыли в 7 раз меньше, чем у Новоульяновского завода.

С учетом того, что эти цифры разнятся на порядок, а то и более от того, что декларируют китайцы по своим технологиям, губернатор Ульяновской области С.И. Морозов предложил проработать вопрос инициативы от Ульяновской области по изменению требований в федеральном законодательстве в части ужесточения экологических требований к нормативам по выбросам. Для региона, нацеленного на создание максимально благоприятного инвестиционного климата, инициатива ужесточения экологических требований к инвесторам, безусловно, смелый шаг со стороны главы региона. Как эколог могу только приветствовать подобные инициативы. Если дойдет до изменения методик расчетов выбросов, которые родом из прошлого века, и утверждения соответствующих нормативов для предприятий с учетом современных достижений науки и техники, то это потребует серьезной реконструкции существующих производств. Иначе они разорятся на штрафах, а еще раньше на регулярных платежах за негативное воздействие на окружающую среду. Так, например, в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы с 1 января 2020 применяются следующие коэффициенты:
коэффициент 0 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
коэффициент 1 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
коэффициент 25 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
коэффициент 100 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

В случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100. То есть, если пообещают, но не сделают, то должны будут заплатить и запрошлый период тоже в стократном размере. Это, по сути, для цементного производства будет означать банкротство. Дешевле планово провести реконструкцию технологии и очистных.

Второе, нельзя говорить, что Сенгилеевский цемзавод работает бесконтрольно и делает что хочет. Так по итогам плановой комплексной проверки в апреле т.г. было составлено 16 протоколов (8 на директора и 8 на сам завод), позднее еще 2 протокола за несвоевременную оплату штрафов. Общая сумма для завода была более 1 млн 200 тыс. рублей, директору 71 тыс. руб. Позднее, по жалобе предприятия, два штрафа на сумму 300 тыс руб и 310 тыс руб были снижены арбитражным судом соответственно до 150 тыс. руб и 155 тыс руб. Кроме того, выданы 21 предписание с различными сроками исполнения, что означает, что пока предприятие не исполнит все предписания, инспектора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области будут регулярно приезжать с внеплановыми выездными проверками, которые необязательны для согласования с прокуратурой.

Наконец, что касается рекультивации карьера. Карьер ООО «Сенгилеевский цементный завод» еще не выработан, поэтому рекультивировать его пока рано. Самые страшные картинки с заросшими карьерами, что размещены в интернете, отношения к Сенгилеевскому цемзаводу не имеют. Второе месторождение (Каранинское) они вообще еще не начинали разрабатывать, и оно в большей степени еще покрыто лесами. После нашей проверки лицензия на Каранинское месторождение переоформлена с ООО «Сенгилеевский цементный завод» на ПАО «Мордовцемент». Тем не менее, по нашим материалам, направленным нами в Москву Росприроднадзором в Роснедра 30.06.17 г. направлено обращение о досрочном прекращении права пользования недрами ООО «Сенгилеевский цементный завод» и ПАО «Мордовцемент», т.е. принято решение о начале процедуры отзыва двух лицензий на два месторождения.
04.08.17 г. Комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также досрочном прекращении права пользования недрами на территории Приволжского федерального округа рассмотрено соответствующее обращение Росприроднадзора и принято решение направить в адрес ООО «Сенгилеевский цементный завод» и ПАО «Мордовцемент» соответствующих уведомлений. Уведомления в адрес указанных природопользователей направлены Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу 18.08.17 г. с предоставлением для устранения нарушений 8 месяцев и 12 месяцев соответственно. В противном случае права на месторождения, указанными предприятиями будут утрачены. Но обязанность рекультивировать возвращаемые государству нарушенные земельные участки должна быть исполнена в любом случае.
Кстати, по теме рекультивации. В апреле т.г. всем главам администраций муниципальных образований Ульяновской области Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области было направлено письмо с просьбой включить в соответствии с п. 14 совместного приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67 в состав районной комиссии по рекультивации старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области. Ответа от администрации Сенгилеевского района до сих пор нет.