Активисты мордовской национально-культурной автономии Ульяновской области выступают с инициативой увековечить память выдающегося представителя мордовского народа – Авксентия Филипповича Юртова. Авксентий (Арсений) Филиппович Юртов родился 20 февраля (8-го по старому стилю) 1854 года в семье государственных крестьян-эрзя мордовского села Калейкина Мензелинского уезда Уфимской губернии. Ныне это село находится на территории Альметьевского района Республики Татарстан. После окончания сельской школы поступил в Казанскую крещено-татарскую школу, а в 1872 году стал первым учеником-мордвином только что открывшейся Казанской русско-инородческой учительской семинарии. Стоит отметить, что Юртов стал первым представителем мордовского народа в стенах этого учебного заведения. Директором семинарии был Николай Иванович Ильминский – выдающийся духовный и общественный деятель. Ильминский много внимания уделял христианизации народов Поволжья, стремясь в этих целях использовать их родные языки. Он сразу обратил внимание на даровитого юношу Юртова. Авксентий Филиппович глубоко проникся идеями христианского просвещения через родной язык. Во время каникул он пешком исходил множество мордовских сел и деревень, не только проповедуя слово божье на родном языке, распространяя переводимую им же на эрзя-мордовский язык церковную литературу, но и собирая памятники устного народного творчества, проводя ценные этнографические наблюдения. По окончании обучения Ильминский оставил его преподавателем мордовского училища, открытого при семинарии. В этой должности Авксентий Филиппович проработал до 1883 года, когда стал учителем народного училища в эрзянском селе Старая Бесовка Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне Новомалыклинского района Ульяновской области), где работал по 1888 год. В 1877 году в «Известиях по Казанской епархии» публикуется его статья «Погребальные обряды и поверья крещеной мордвы Уфимской губернии». Результатом его этнографической работы стали два выпуска сборников мордовского фольклора, вышедшие в Казани в 1882-1883 годах. Впоследствии Юртов перевел на эрзянское наречие мордовского языка многие церковные книги, значительно облегчившие христианизацию населения. Выдающейся заслугой Авксентия Филипповича следует считать то, что он был зачинателем обучения на родном языке в мордовском селе. В работе с учащимися он не ограничивался стенами школы, он широко привлекал детей к внеклассной деятельности по сбору произведений мордовского фольклора. «Во внеклассное время, – писал он 21 декабря 1884 года Н.И. Ильминскому, – занимаюсь переписыванием и приведением в некоторый порядок мордовских песен, которые добываю через учеников». В свободное от школьных дел время А.Ф. Юртов обходил соседние мордовские деревни и села, пропагандируя книги на мордовском языке. С 1889 по 1891 год А.Ф. Юртов работал в должности учителя начального народного училища в селе Старая Бинарадка. 29 декабря1889-го он пишет Н.И. Ильминскому: «Учеников здесь много больше, чем в Старой Бесовке, а именно: 16 человек в старшем отделении, 21 в среднем, 36 в младшем: они все мокшенята. Язык русский понимают плохо: не только младшие, но и средние и старшие часто затрудняются перевести с русского на свой язык и обратно самые простые фразы». Учитель по профессии и призванию, Авксентий Филлипович был главой большого и дружного семейства. В доме Юртова всегда звучал детский смех, увлекательные рассказы из уст самого мордовского просветителя. Зловещий пожар в селе, случившийся 1 июля 1891 года, прервал учительскую деятельность Юртова. В пожаре пострадали его жена и дочь, они «ослепли совершенно», сгорело четверо крестьянских детей. Все это предрешило дальнейший жизненный путь просветителя. 20 июля его преосвященством епископом Уфимской епархии Дионисием он был рукоположен в сан священника и назначен священнослужителем во вновь образовавшийся Андреевский приход Уфимского уезда. Но и здесь, в Андреевке, А.Ф. Юртов как истинный просветитель думал не только о делах церковных, но и мирских, в первую очередь, о просвещении народа. «Хотелось бы мне, – делился он мыслями с Ильминским, – основание положить церковно-приходской школе, да средств негде взять. Не найдете ли Вы, Николай Иванович, возможным снабдить предполагаемую школу (человек на 15) самым необходимым: книгами, учебными пособиями (аспидными досками, грифелями, карандашами, ручками, перьями». В 1895 году Авксентию Филиповичу удалось открыть в Андреевке трехклассную церковно-приходскую школу. Он способствовал преобразованию этой школы в земскую, что произошло в 1906 году, оказывал всяческое содействие созданию библиотеки для крестьян. Здесь он продолжал давно начатую работу по сбору произведений мордовского фольклора и составлению эрзянско-мокшанско-русского словаря. Скончался А.Ф. Юртов 1 мая 1916 года. Его похоронили в Андреевке. До недавнего времени имя мордовского просветителя, первого ученого и священника Авксентия Юртова было в забвении. После первых публикаций о нем к его личности и просветительской деятельности вновь вспыхнул интерес, и сегодня, пусть и через столько лет, уникальность его исследований признана и оценена обществом по достоинству. Материал подготовлен при содействии главного библиотекаря отдела национальной и краеведческой литературы НБ им. А. С. Пушкина Р.М. Маланьчевой Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Владимир I
Человек, безусловно, заслуживает благодарной памяти потомков.Радует, что именно Ульяновская мордовская культурная автономия выступила с инициативой памятника просветителю. Вот только с географической привязкой просветительства не все понятно.У нас в бывшей Симбирской губернии среди мордвы никого не было, что ли? А если хорошо поискать? Все-таки земляк больше патриотические чувства согревает, чем пусть самый великий, но сосед.