В течении последних нескольких лет тема социального питания обсуждалась в нашем регионе неоднократно, возможно во многом потому, что за выстраивание четкой системы работы Ульяновская область взялась несколько лет назад. Очередным поводом к обсуждению послужило конечно, заявление Депутата Государственной Думы Антона Гетта в рамках пресс-конференции в ТАСС, посвящённой картельным сговорам. С учётом, того что в пресс-конференции принимала участие Уполномоченный по правам ребёнка Анна Кузнецова и она озвучивала нарекания по качеству, я как руководитель ассоциации, в первую очередь связался с Анной Юрьевной и она подтвердила, что все обращения в её адрес разрешены. Особо подчеркну, что в нашем регионе бизнес не прячется за закон о защите предпринимателей и контроль за операторами питания ведётся многоступенчатый. Плюс к этому ежедневный контроль со стороны родительской общественности. Именно благодаря такому контролю, все обращения и замечания берутся на контроль максимально публично. Что с одной стороны защищает клиентов, с другой создаёт некий информационный негатив,с которым приходиться работать. Но точно, что именно эта открытость и позволяет постоянно повышать безопасность и качество социального питания.
То, что касается картельных сговоров. К сожалению данные, которые привёл в докладе Антон Гетта касались анализа некой статической ситуации за последний год, плюс некий прогноз на ближайшие. При этом отмечу, что к сожалению, в отличии от других регионов в Ульяновскую область координатор не выезжал и детально проанализировать ситуацию видимо возможности не имел. А, как известно доверять социальным сетям при попытке объективно оценить ситуацию весьма рискованно.
Отправил доступными мне способом предложение Антону Гетта к диалогу, надеюсь, что очная дискуссия позволит действительно выработать объективные подходы к ситуации, в также с помощью депутатов Государственной Думы наконец принять отдельный закон о социальном питании, необходимость которого давно назрела.
Пока же несколько фактов.
Да действительно в Ульяновской, области, как и в ряде других субъектов РФ действует ассоциация операторов и предпринимателей работающих в сфере социального питания. Но! Ассоциация создана не для распределения контрактов между её участниками, а для установления и соблюдения единых требований к оказании услуг. В том числе и продвижения требований к открытости бизнеса для любых проверок, не раз в три года, а ежедневному контролю. Отмечу, что количество ежегодных проверок участников более сотни. Именно за такой подход и выступал, как мне показалось депутат во время пресс-конференции. Что касается картельных сговоров, напомню , что картели, как правило создаются с целью не снижать
цены на тот или иной товар, либо услугу. Но в ситуации с нормально определенной ценой на услугу питания это в принципе не возможно! Поясню. При формировании цены,на территории Ульяновской области берётся норма потребления конкретных продуктов в граммах ( нормы определены конкретным СанПиН). Далее Министерство сельского хозяйства определяет стоимость используемых продуктов. К этому прибавляются затраты на заработную плату сотрудников, и сан средства, медосмотры и тп.
Затем стоимость проверяется счетной палатой области, проводятся общественные слушания. Фактически на конкурс выставляется та стоимость услуги, которая позволяет качественно кормить людей. Ситуации о которой говорил Антон Александрович на пресс-конференции, про 86 рублей на которые предлагали накормить больного, или когда говядина заменяется большим количеством птицы, в нашем регионе исключены. Но с другой стороны это не позволяет ответственным операторам снижать цену. При снижении на 20 процентов, да даже и на 10-15 оператор неизбежно, либо будет не выполнять нормы потребления, либо платить серые зарплаты. И случаи, когда недобросовестные операторы, в том числе и на территории области, так действуют действительно есть. Как правило это сопряжено в дальнейшем с жалобами и судебными решениями. Но все время контракта питание оставалось некачественным. На территории региона есть тому примеры. Члены ассоциации операторов социального питания, придерживаясь принципа приоритета качества, не имеют возможности к снижению цены, особенно это касается ситуации с долгосрочными контрактами, где возможны огромные риски связанные с ростом цены на отдельные виды продуктов.
При этом отмечу, что на первых этапах формирования рынка конкуренция была очень жёсткая, все операторы начинали с 1-2 объектов. Те кто приходил в бизнес с целью развивать отрасль вкладывали средства в оборудование, обучение персонала, выстраивании логистики. И сейчас, по мере укрупнения игроков, ожидать от них игры на чужой территории, странно. При этом абсолютно очевидны плюсы для государства и потребителей. Бизнес, несмотря на крайне низкую маржинальность, около 5 процентов, активно вкладывается в развитие отросли. Только за последние два года отремонтированные пищеблоки и обеденные залы исчисляются десятками. Процентов на 60 заменено устаревшее оборудование. Постоянно идёт обучение персонала. Там где пищеблоки не позволяли качественно оказывать слугу применяются новые подходы, постоянно изучается передовой в том числе и зарубежный опыт.
Поэтому перечёркивать многолетнюю работу по формальным признакам было бы конечно неправильно. Обратился от имени ассоциации к Антону Гетта, как координатору проекта, с просьбой более детально разобраться в ситуации. Уверен, что при очной дискуссии многие вопросы удасться разрешить.
Ps. В заключении приведу список операторов в период с 2015-2017 годы. При таком количестве игроков, говорить об отсутствии конкуренции на рынке социального питания в области неправильно!
ПЕРЕЧЕНЬ Организаций и предпринимателей, оказывающих услуги социального питания на территории Ульяновской области
1. ООО «РОШКОШ»
2. ООО «ХЛЕБСЕРВИС»
3. ООО «Успех»
4. ООО «Промкомбинат»
5. ООО «ОМС-МРегион» (Москва)
6. ООО «МКК» (Саранск)
7. ООО «Малыш-1»
8. ООО «Малыш»
9. ООО «Кондитер»
10. ООО «ГАЛЕАС»
11. ООО «ВОЛГАПРОДУКТСЕРВИС»
12. ООО «ВВС»
13. ООО «АК БАРС» (Тольятти)
14. ООО “Торговый Дом СПП”
15. ООО “Симбирск-Клининг”
16. ООО “МОБИЛСВЯЗЬ”
17. ООО “Альтернатива”
18. ОГКП «СЛУЖБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»
19. ИП Пьянзов НП
20. ИП Круглов СВ
21. ИП Игнашкина ИН
22. ИП Акимов АО